Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Искусство для детей / Обзоры / Музыка < Вы здесь
Музыка среди сокровищ
Дата публикации:  20 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Известно, что нет ничего трогательнее детей и животных. Достаточно появиться пухленькому детенышу, человеческому ли, животного ли, как все рты растягиваются в доброй улыбке. Очарование детства действует безотказно. Подрастая, они уже не вызывают такой реакции.

Но ребенок - это не плюшевая игрушка, это вполне самостоятельная личность. Не всякий взрослый это понимает. Безусловно, ребенок знает меньше, чем люди старшего поколения, но из этого не следует, что он чувствует не так глубоко, как иной дипломированный бездушный робот. Порой дети поражают своей терпимостью к слабостям взрослых, мудростью. Как говорят психологи, нет неталантливых детей, главное - вовремя разглядеть этот дар и помочь ему раскрыться.

Эту задачу (в числе многих) пытается решить Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, разыскивая по стране и за ее пределами вундеркиндов, выплачивая им стипендии, одаривая их необходимыми инструментами, приглашая принять участие в концертах, проходящих в Карнеги-Холл, на фестивале в Кольмаре или в Оружейной палате Московского Кремля.

Именно здесь, среди исторических сокровищ, состоялся заключительный концерт третьего сезона программы "Новое поколение - век ХХI" из цикла "Культура - третьему тысячелетию". За три года прозвучало более 30 концертов, в которых выступили почти 100 юных музыкантов. Много это или мало? Все относительно, все зависит от того, что считать малым или большим. Кто-то из философов заметил, что количество гениев в каждую эпоху рождается приблизительно одинаковое, но не в каждую эпоху им всем удается раскрыться. Фонд Спивакова делает великое дело. Эти слова можно посчитать лестью, очередным реверансом перед замечательным музыкантом. Но если задуматься, какому количеству людей не удалось получить любимую профессию, проявить по-настоящему то, чем наградил их Бог, то поймешь, что помощь даже только одному таланту - это уже немало. Сам Владимир Спиваков после концерта произнес, что не надо искать национальной идеи для России. Вот она - дети, которых надо любить, учить, растить, через любимых и желанных детей Россия будет счастливой. Можно поиронизировать над некоторой пафосностью этих фраз. Это самое простое. Куда труднее принять участие в чужой судьбе. Злопыхатели могут поскрипеть: "Если б у нас были такие деньги, мы бы тоже организовали фонд". Возможно. Но мало кто просто так, безвозмездно, как говорила Сова, то есть даром, возьмет и купит скрипку, так необходимую юному музыканту, привезет его на учебу в Москву и будет поддерживать его все годы до совершеннолетия.

Программа концерта, о котором идет речь, была составлена так, что не ощущалось никаких скидок на возраст участников. Звучали Шопен, Лист, Моцарт, Прокофьев... Понятно, что исполнение было еще не безупречным, иногда старательность и следование педагогическим замечаниям преобладали над собственным отношением к музыке. Но когда ты видишь юную пианистку, которая легко справляется с фиоритурами Шопена, а сама почти стоит за инструментом, чтоб достать ногой до педали, все замечания и музыковедческий анализ кажутся не слишком уместными. У нее есть время, чтобы вырасти в настоящего музыканта, прочувствовать все советы педагога, проявить свой собственный дар. Куда важней проблема собственно педагогическая. Ведь учить маленького гения совсем непросто: с одной стороны, он обыкновенный ребенок, который ленится, капризничает, мечтает о футболе или куклах, с другой стороны, он отмечен свыше. Конечно, есть известные своими учениками педагоги, достаточно упомянуть Захара Брона из Новосибирска, ныне из Германии, практически весь состав ЦМШ, куда съезжаются со всей страны талантливые дети. Но сколько усилий требуется, чтобы "отшлифовать" этот талант, понять его, помочь ему развиться, а не подавить и не сломать.

Два ученика профессора Сергея Кравченко (скрипка) порадовали своей детской непосредственностью, естественностью, живым отношением к происходящему. Пятиклассник Андрей Розендент исполнил Рондо Моцарта из "Haffner - Serenade" для струнного оркестра. Эта серенада была написана в 1776 году для свадьбы дочери бургомистра Зальцбурга Хаффнера (прекрасное знание исторических анекдотов, связанных с композиторами, продемонстрировал ведущий концерт Святослав Бэлза). Исполнение Розендента отличали непринужденность, легкость; только учившиеся музыке знают, как она дается. Елизавета Ласькова точно услышала всю иронию "Маленького Венского марша" Ф.Крейслера.

Еще одна скрипачка из ЦМШ (класс профессора И.Бочковой) Виктория Маргасюк сыграла любимую многими музыкантами "Фантазию" на темы оперы Н.Римского-Корсакого "Золотой петушок" Е.Цимбалиста. Ее игра обратила на себя внимание неожиданной для шестиклассницы зрелостью, плотной насыщенностью звука, глубиной мысли.

Каждый из девяти участников этого концерта, безусловно, достоин упоминания, но перечисление имен не самый интересный ход. Как правило, такой ряд проскакивает мимо внимания, не оставаясь в памяти. Поэтому ограничусь только лишь этими тремя фамилиями. Но и они, и все остальные подтверждают остроту слуха экспертов фонда, выбравших именно их своими стипендиатами. Выдержке юных музыкантов стоит позавидовать. Их не вывели из себя ни хождение операторов, ни слепящий глаза свет камер, ни скрип кремлевского паркета. В них не ощущалось напряжение, чрезмерное волнение: их концертная практика не так уж мала, а в сравнении с их возрастом - и вовсе велика.

Концерт состоялся накануне последнего, третьего, тура инструменталистов проходящего ХП Международного конкурса имени П.Чайковского. Пройдет несколько лет, и возможно, кто-то из юных музыкантов выйдет на сцену Большого зала консерватории на очередном конкурсе и станет его лауреатом. Но это дело далекого будущего. В ближайшем - 21 сентября - состоится следующий концерт стипендиатов фонда Спивакова.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Искусство для детей' (архив темы):
Татьяна Рыбакина, Куда уходит детство /22.03/
Еще великий Корш, опытный антрепренер, понимая необходимость "взращивания" из подростков взрослой публики, ввел в своем театре утренники. Туда и билеты стоили дешевле, и репертуар был там построже по сравнению с вечерним.
"Соглашательская позиция" социально значимого кино /12.03/
Сейчас любое кино не является коммерческим. И в этой ситуации, я уверен, государство должно поддерживать фильмы, которые несут какой-то, простите, социальный заряд. Помните, раньше было такое понятие - "социальный заказ"?
Григорий Заславский, Путин и дети /07.03/
Президент говорит: вместо идеологии - правильные подходы. Трудно сказать, что именно имел он в виду. Но совершенно очевидно, что в сознании исполнителя среднего звена эта позиция будет воспринята так: то, что раньше называлось идеологией, отныне - правильный подход.
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru