Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20020826_jur.html

Кадровые перестановки на музыкальном Олимпе
Спор титанов еще не окончен

Марина Юрченко

Дата публикации:  26 Августа 2002

Лето в этом году стало временем новых кадровых назначений. Вернее сказать: в области культуры это время физических потерь и кадровых приобретений. О потерях - как о неизбежном - не станем говорить всуе. Потому - о благоприобретениях.

Говоря о кадровых назначениях, не забудем о складывающейся традиции (можно обнаружить ее без особых натяжек): в августе, например, стало известно о решении министра культуры уволить из Большого театра тогдашнего директора Владимира Васильева, а на смену ему пришли тогда Анатолий Иксанов, Геннадий Рождественский и Владимир Ворошило. В этом году лето ознаменовалось целым рядом снятий и назначений: Марк Горенштейн приказом министра культуры назначен был в июле главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра. В августе ушел "по собственному желанию" генеральный директор государственной компании "Росгосцирк" и на его место назначили Давида Смелянского, до того руководивший Российским государственным театральным агентством.

Но с назначением Горенштейна в ГАСО вакантной оказалась должность худрука оркестра "Молодая Россия". Тут-то и начинается наша история.

Сам Горенштейн, нам известно, просил министра культуры об одном: чтобы с ним посоветовались при назначении нового главного. И даже всячески предлагал свою кандидатуру - Дмитрия Ситковецкого, который все больше работает за рубежом. И даже успел получить предварительное согласие музыканта. Министр культуры всех выслушал и ушел в отпуск. Но - о чем стало известно уже, как говорила одна дама, "после фактума", - перед тем, как отправиться на отдых, успел предложить место главного в "Молодой России" Юрию Башмету. Мы слышали иную версию: что инициатива исходила не от министра, а от Башмета. То есть, министр, вероятно, предложение такое Башмету сделал. Но инициатива исходила все-таки "с другой стороны". Есть основания для таких предположений, о чем - ниже. А 21 августа появился приказ первого заместителя министра культуры Александра Голутвы о назначении Юрия Башмета. Представление оркестру состоялось ранним утром в понедельник, ранним - поскольку Башмет спешил на самолет.

Есть повод поговорить о новом витке соперничества на музыкальном Олимпе. О соперничестве между Юрием Башметом и Владимиром Спиваковым, соперничестве, о котором давно уже - кто с улыбкой, кто с печалью - говорят в музыкальных кругах; которое иногда, а вернее очень редко выражается в более или менее музыкальных формах, но чаще - в противостоянии, лишенном творческих подтекстов.

Некоторое время тому назад удалось ценою немалых усилий свести музыкантов на одной сцене и в одном концерте. Наивные решили, что музыканты позабыли все обиды, все слова, неосторожно брошенные, да так и оставшиеся в невычитанных интервью. И в дальнейшем примутся соперничать лишь на филармонических подмостках. Но - нет. Блаженны верующие.

Выдающийся, а может, великий альтист и блестящий скрипач разошлись (или, наоборот, сошлись) сегодня, если можно так сказать, в вопросе о власти. Кажется, в данном случае можно говорить о некотором параллелизме судеб, параллелизме, который касается не музыкальных высот, а тех, которые можно назвать "организационно-творческими".

Начнем, как полагается, ab ove. У Владимира Спивакова - "Виртуозы Москвы", Башмет "обзавелся" собственным камерным ансамблем под названием "Солисты Москвы". Спиваков в 90-м подписал пятилетний контракт на работу ансамбля в Испании, Башмет год спустя, в 91-м, - на сотрудничество своего камерного коллектива с мэрией Монпелье (некоторое время спустя оба вынуждены заново воссоздавать свои оркестры, заметно поредевшие после возвращения на родину). У Спивакова появился свой музыкальный фестиваль: он, как известно, - художественный руководитель ежегодного международного фестиваля во французском городе Кольмаре. Башмет с 98-го года - художественный руководитель "Декабрьских вечеров" в Музее имени Пушкина. Тут уж, надо признать, пошло-поехало, вроде как снежным комом понеслось: и у Спивакова, и у Башмета имеется благотворительный фонд собственного имени, при этом Спиваков сконцентрировался на поддержке молодых, зато Башмет "вырвался вперед" по части премий: Юрий Абрамович уже не первый год вручает от имени своего фонда премию имени Дмитрия Шостаковича.

Владимир Теодорович принял предложение возглавить большой - Российский национальный оркестр. А других оркестров больших рядом не оказалось. Лишь сегодня Башмет получил возможность "сократить дистанцию" и вот, стал художественным руководителем и главным дирижером "Молодой России".

Пришло время остановиться, ибо сама жизнь "берет паузу". Да и куда же дальше? Дальше - некуда. Выше, как говорится, только сам Всевышний.

Конечно, бывают времена, когда и искусство выбирает экстенсивный путь развития. Но теперь, когда, кажется, все места на Олимпе окончательно "поделены" меж двумя нашими музыкальными олигархами, когда славой бесповоротно они сочлись, - неужели теперь можно уже надеяться на музыкальные свершения и соперничество на филармоническом фронте? Слушатели замерли в ожидании нот.