Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Искусство и действительность / Обзоры / Музыка < Вы здесь
Кадровые перестановки на музыкальном Олимпе
Спор титанов еще не окончен

Дата публикации:  26 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лето в этом году стало временем новых кадровых назначений. Вернее сказать: в области культуры это время физических потерь и кадровых приобретений. О потерях - как о неизбежном - не станем говорить всуе. Потому - о благоприобретениях.

Говоря о кадровых назначениях, не забудем о складывающейся традиции (можно обнаружить ее без особых натяжек): в августе, например, стало известно о решении министра культуры уволить из Большого театра тогдашнего директора Владимира Васильева, а на смену ему пришли тогда Анатолий Иксанов, Геннадий Рождественский и Владимир Ворошило. В этом году лето ознаменовалось целым рядом снятий и назначений: Марк Горенштейн приказом министра культуры назначен был в июле главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра. В августе ушел "по собственному желанию" генеральный директор государственной компании "Росгосцирк" и на его место назначили Давида Смелянского, до того руководивший Российским государственным театральным агентством.

Но с назначением Горенштейна в ГАСО вакантной оказалась должность худрука оркестра "Молодая Россия". Тут-то и начинается наша история.

Сам Горенштейн, нам известно, просил министра культуры об одном: чтобы с ним посоветовались при назначении нового главного. И даже всячески предлагал свою кандидатуру - Дмитрия Ситковецкого, который все больше работает за рубежом. И даже успел получить предварительное согласие музыканта. Министр культуры всех выслушал и ушел в отпуск. Но - о чем стало известно уже, как говорила одна дама, "после фактума", - перед тем, как отправиться на отдых, успел предложить место главного в "Молодой России" Юрию Башмету. Мы слышали иную версию: что инициатива исходила не от министра, а от Башмета. То есть, министр, вероятно, предложение такое Башмету сделал. Но инициатива исходила все-таки "с другой стороны". Есть основания для таких предположений, о чем - ниже. А 21 августа появился приказ первого заместителя министра культуры Александра Голутвы о назначении Юрия Башмета. Представление оркестру состоялось ранним утром в понедельник, ранним - поскольку Башмет спешил на самолет.

Есть повод поговорить о новом витке соперничества на музыкальном Олимпе. О соперничестве между Юрием Башметом и Владимиром Спиваковым, соперничестве, о котором давно уже - кто с улыбкой, кто с печалью - говорят в музыкальных кругах; которое иногда, а вернее очень редко выражается в более или менее музыкальных формах, но чаще - в противостоянии, лишенном творческих подтекстов.

Некоторое время тому назад удалось ценою немалых усилий свести музыкантов на одной сцене и в одном концерте. Наивные решили, что музыканты позабыли все обиды, все слова, неосторожно брошенные, да так и оставшиеся в невычитанных интервью. И в дальнейшем примутся соперничать лишь на филармонических подмостках. Но - нет. Блаженны верующие.

Выдающийся, а может, великий альтист и блестящий скрипач разошлись (или, наоборот, сошлись) сегодня, если можно так сказать, в вопросе о власти. Кажется, в данном случае можно говорить о некотором параллелизме судеб, параллелизме, который касается не музыкальных высот, а тех, которые можно назвать "организационно-творческими".

Начнем, как полагается, ab ove. У Владимира Спивакова - "Виртуозы Москвы", Башмет "обзавелся" собственным камерным ансамблем под названием "Солисты Москвы". Спиваков в 90-м подписал пятилетний контракт на работу ансамбля в Испании, Башмет год спустя, в 91-м, - на сотрудничество своего камерного коллектива с мэрией Монпелье (некоторое время спустя оба вынуждены заново воссоздавать свои оркестры, заметно поредевшие после возвращения на родину). У Спивакова появился свой музыкальный фестиваль: он, как известно, - художественный руководитель ежегодного международного фестиваля во французском городе Кольмаре. Башмет с 98-го года - художественный руководитель "Декабрьских вечеров" в Музее имени Пушкина. Тут уж, надо признать, пошло-поехало, вроде как снежным комом понеслось: и у Спивакова, и у Башмета имеется благотворительный фонд собственного имени, при этом Спиваков сконцентрировался на поддержке молодых, зато Башмет "вырвался вперед" по части премий: Юрий Абрамович уже не первый год вручает от имени своего фонда премию имени Дмитрия Шостаковича.

Владимир Теодорович принял предложение возглавить большой - Российский национальный оркестр. А других оркестров больших рядом не оказалось. Лишь сегодня Башмет получил возможность "сократить дистанцию" и вот, стал художественным руководителем и главным дирижером "Молодой России".

Пришло время остановиться, ибо сама жизнь "берет паузу". Да и куда же дальше? Дальше - некуда. Выше, как говорится, только сам Всевышний.

Конечно, бывают времена, когда и искусство выбирает экстенсивный путь развития. Но теперь, когда, кажется, все места на Олимпе окончательно "поделены" меж двумя нашими музыкальными олигархами, когда славой бесповоротно они сочлись, - неужели теперь можно уже надеяться на музыкальные свершения и соперничество на филармоническом фронте? Слушатели замерли в ожидании нот.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Искусство и действительность' (архив темы):
Наталья Серова, Собрание симулякров в России /05.08/
Как Гитлер в свое время освободил солдат Рейха от "химеры, именуемой совестью", так сейчас - в рамках российского постмодернистского проекта нас пытаются "освободить" от всех и всяческих норм, предлагая взамен "симулякры" в виде "всеобщего равенства", "свободы СМИ" и "свободы творчества".
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Страна непуганых Треплевых /26.07/
"Театр.doc" завершил сезон показом в один вечер двух пьес: американской - о последних годах жизни Всеволода Мейерхольда, и российской - о "заре туманной юности" Александра Блока. Эти постановки обозначили два направления в развитии не только биографической драмы, но и современной российской драматургии вообще.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, "Москва", люблю тебя!.. Как кто? /16.07/
Не в том дело, что зрительница Москву любит, а Сорокин - нет. При всех художественных перекосах, "Москва" - очередной кинематографический гимн столице, как все творчество Бродского было гимном Империи (и когда Империя распалась, Бродскому ничего не оставалось, кроме как умереть).
Антон Синеедов, Назвать по-русски /16.07/
Если театр, как говорится, начинается с вешалки, то кино - и говорить не надо - с названия фильма. Пересекая границу России, оригинальное название иностранного фильма, однако, может претерпеть мистические изменения. Поэтому фильм может начинаться с загадки.
Григорий Заславский, Кто же поставил "Взрослую дочь молодого человека"? /27.06/
Для автора, режиссера Иосифа Райхельгауза, история "Взрослой дочери молодого человека" - действительно болезненная, не отпускающая, своего рода - незаживающая рана.
Марина Юрченко
Марина
ЮРЧЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru