Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Посаженные в яму
О музыкально-бухгалтерском ток-шоу на телеканале "Культура"

Дата публикации:  27 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

зачем я только своего Ваську в музыкальную школу отдала? - это были первые слова, с которыми при случайной встрече обратилась ко мне вчера одна знакомая, человек не чуждый музыкальных интересов, хотя и не профессионал в этой области искусства. - Пусть бы сынишка лучше по улице бегал. Да вот, как на грех, поет он чисто и мелодии запоминает с одного прослушивания. Учительница говорит: прямая дорога ему в музыкальное училище, а потом и дальше - в консерваторию или Гнесинку. Но ведь это полное разоренье для семьи: сколько платить нужно - и за покупку инструмента, и за настройщика, и за концертный костюм, и за поступление в вуз, и еще столько, не упомнишь!"

Ясно, - подумала я, - не иначе, моя приятельница посмотрела "Оркестровую яму" - ток-шоу на телеканале "Культура". Эта регулярная передача призвана знакомить публику с острыми внутренними проблемами "серьезной" музыки и музыкальной жизни. Выносить, так сказать, "корпоративный сор" из "академической избы" на широкую улицу общественного внимания. Идея благая. Как она реализуется - другое дело... Тема последней программы - во сколько обходится семье воспитание музыканта-профессионала.

Да, денежный вопрос - это для нас, музыкантов, актуально. Собираясь вместе, мы, как и во времена Моцарта, чаще говорим не о высоком, а о деньгах. Читатель, догадайся сам - почему? - Правильно, подавляющее большинство струнников, пианистов, духовиков - народ бедный. Тем не менее - вот парадокс! - количество людей, желающих сделать классическую музыку своей профессией, не уменьшается, и, как встарь, многие дети идут по стопам своих родителей-музыкантов. С этим пора кончать - так рассудили, вероятно, авторы программы.

Итак, пятница, вечер... Студия с бутафорскими органными трубами (кстати, откуда они в "оркестровой яме"?). На передачу приглашены достойные, уважаемые люди - тут никакой иронии. Но в каком виде они предстают перед телезрителями! Бухгалтер из учреждения культуры - вы здесь для того, чтобы сидеть с карандашом и считать, во что обходится образование музыканта; между прочим, не забудьте включить в сумму стоимость рояля "Стейнвей" и аренду скрипки Страдивари из Госколлекции уникальных инструментов... Вот почтенный профессор из музыкального вуза. Вам, профессор, вопрос "на засыпку": сколько денег надо заплатить за консультации перед поступлением? - Что, приходят и те талантливые абитуриенты, которые не нуждаются в консультациях? - Ах, неужели!

Вот руководитель концертного объединения, директор большого музыкального магазина - все они заняты важным и серьезным культурным делом, они могли бы многое рассказать о нем и о своих проблемах... Но надо успеть предоставить слово и известному поэту-юмористу. А он-то почему оказался тут? Ведь для него, по собственному признанию, поход на концерт - это "музыкальное приключение". Впрочем, понятно. Передача адресована широкой публике, а ее создатели уверены: публика всегда хочет видеть перед собой узнаваемые персоны - "публичных людей" (это не ругательство, так называется программа с другого телеканала).

А вот и те, о ком, собственно, идет речь в "Оркестровой яме" - юные музыканты. На их лицах волнение и напряженное ожидание... Еще бы, для них участие в телепередаче это событие, ведь предстоит ответственное выступление, оно будет транслироваться на всю страну. Всем, за исключением организаторов ток-шоу, ясно: чтобы сыграть что-либо, надо внутренне настроиться, сосредоточиться, надо, в конце концов, руки согреть. Ерунда! Вы, молодые дарования, будете сидеть на сцене, держа наготове инструменты, и целый час внимать, сколько денег в рублях и условных единицах следует потратить на вас родителям, сколько в нашей стране лишних музыкантов, и как они никому не нужны... Дети, вы все поняли? А теперь играйте! Разумеется, получается не очень. Но ничего, сойдет. Если показать ваше выступление как фон для титров...

Но главное лицо передачи - ее ведущий. Телевизионные анонсы именуют его "неподражаемым" (и слава Богу! - хуже, если бы у него такие подражатели нашлись). Это он направляет все действо, он сияет улыбкой, яркой, как свет софитов. На этот раз он не сидит, как в других передачах, на карусели (катере, верблюде), в Вене (Париже, Каире), темно и витиевато плетя свои музыкальные "расследования" о Моцарте (Малере, Палестрине). Он царит в студии, походя сажая всех - и профессора, и бухгалтера, и детей со скрипками, и нас, смотрящих передачу, - в яму, глубокую яму пошлости. Назвать передачу "Оркестровая яма" - какая это меткая метафора!

Э, бросьте, - устало вздохнет читатель-телезритель, - что поделаешь? На других каналах и пошлости побольше, и сама она много "круче". Так скажет читатель-телезритель и будет совершенно прав...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Любовь Казарновская, Горячее русское сопрано (окончание) /06.11/
Оперой сегодня правит не музыка, а мафия - театральная, околотеатральная, всякая. Международный рынок превратился в бардак.
Любовь Казарновская, Горячее русское сопрано /21.10/
"У меня обычно не вызывают энтузиазма современные оркестры; дирижеры перестали считаться с певцом и идти ему навстречу - сегодня мы все обречены на борьбу с оркестровым форте." Интервью Андрея Хрипина.
Михаил Визель, Галилей Филипа Гласса поет тенором и молодеет по ходу пьесы /09.10/
В программке синопсис оперы предваряется предупреждением: чтение развязки может лишить удовольствия от просмотра. К сожалению, я смело могу описать развязку...
Влад Бурьян, Новинки музыкального рынка /04.10/
Я менеджер по продаже недвижимости. Мне 32 года. До недавнего времени меня преследовала депрессия, усталость, недосыпание. Подружка посоветовала во время приема ванны слушать альбом "Untouchables" группы Korn. Теперь всё полностью изменилось. Забила на эту недвижимость. Про личную жизнь вообще молчу.
Игорь Шевелев, Восемнадцатое письмо к другу /17.09/
Итоги Волжского турне Российского национального оркестра. Ночные разговоры со Спиваковым. Блеск Интернета в Тольятти и нищета в Саратове. В одну Волгу не войти дважды, потому что она и так уже тебе по горло.
предыдущая в начало следующая
Флора Рестанова
Флора
РЕСТАНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru