|
||
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь |
"Чердак офицера": ностальгия по развратному детству Дата публикации: 18 Марта 2003 получить по E-mail версия для печати Эту группу кто-то обозвал "макабрическим театром". Музыканты не возражали: чем больше странных определений, тем лучше. Но на самом деле от подобной клички веет неким "модернизмом", причем веет совершенно несправедливо. Скорее уж речь может идти о "консервативном мышлении в рок-музыке": Кац ("духовный лидер") с удовольствием участвует в блюзовых джемах Аграновского и, по собственному признанию, ненавидит все, что сыграно после 1980 года. Тексты "Чердака" отчасти близки к текстам "Ленинграда", только "ненормативной лексики" там значительно меньше, а философских и медицинских терминов - больше. Сказывается образование "чердаков": физтех, философский факультет МГУ и т.п. Сами музыканты - дядьки лет под сорок, стареющие инфантилы. Впрочем, "в миру" эти инфантилы чувствуют себя неплохо и музыкой занимаются в свободное от работы время. Музыка же отличается от "Ленинграда" в корне: классический рок-н-ролл и блюз-рок, иногда "беспредельный", иногда - слащаво-аккуратненький. Очень часто встречаются кавер-версии хитов древности, от "Johnny Be Good" ("Ваня, будь молодцом") до малоизвестных ныне мелодий Мадди Уотерса и Сюзи Кватро. Главное же в чердачной музыке - танцевальный драйв, позволяющий зрителю почувствовать себя в теплой атмосфере старой доброй секс-революции (что иногда приводит к презабавным инцидентам в зале и на сцене). Свое пристрастие к каверам Кац объяснил просто: - В детстве слушал рок, а английский знал так себе. В результате представлял, какие там должны быть тексты. Заковыристо-агрессивные - так я себе это представлял. Сейчас английский знаю, слушаю любимые песни детства и ужасаюсь аутентичным текстам: сопли, нытье, пошлятина! Наши-то варианты получше будут! Хочется исправить ситуацию, вернуть, так сказать, развратную невинность детства. Что ж, рок "Чердака" - это действительно рок нашего детства - не такой, каким он был в банальной реальности, а такой, каким мы его себе представляли. Ну, может, не все "мы", а только дети из "хороших семей". Скабрезное содержание текстов подается через сложные мифологемы, сдобренные тюремной "феней". "Феня" нынче в моде, но "Чердак" с ней обошелся иначе, нежели прочие "фене-юзеры". Обычно "феня" относится к "романтике запретного". У "Чердака" же "феня", безусловно, относится к "эстетике безобразного", а романтика запретного, по словам того же Каца, проступает в форме богохульства! Впрочем, прямого богохульства тут нет, скорее - богохульство "сущностное", издевательство над самым святым - над инстинктом самосохранения. Чего стоит, например, "Подвиг Раскольникова"1: Как приятно золотистой рыбке Мир тонет в пряных цветах аж по плечи, Ну как там бабка? Все еще жива! "Бабка" была написана около десяти лет назад, когда Кац страдал от бездомья и безденежья, трепетно ожидая смерти бабушки (не своей, а бабушки жены). В конце концов, он плюнул на все свои надежды, написал эту песенку и прочел ее в качестве заклинания┘ Сработало! Заклинаниями, впрочем, "Чердак" не злоупотребляет. "Молодежный психоделизм" вызывает у музыкантов негативные реакции разной степени - от легкого сарказма до тяжелой тошноты. - Чужой пафос отвратителен, - говорит Кац, - чужой порядок это хаос, чужая вера - предрассудки, чужая философия - заблуждение, а чужой снобизм неуместен. Мы - эгоисты, нам не нужна публика. Тем не менее, 23 марта 2003 г. в "Арт-Гарбадже" (="Запасник") состоится концерт - после весьма длительного перерыва. Обычно, когда какая-нибудь группа исчезает, а потом вновь возникает, принято пояснять: музыканты находились в творческом поиске. Но Кац высказался честнее, чем принято: - Нам было лень. Примечание:
поставить закладку написать отзыв
|
искусствовед-любитель |
|
||