Русский Журнал
/ Обзоры / Музыка www.russ.ru/culture/song/20021206_ilya.html |
Призрак музыки Илья Овчинников Дата публикации: 6 Декабря 2002 Выступления Геннадия Рождественского редко обходятся без сюрпризов и в последнее время срываются по крайней мере через раз. Меньше всего везет французским композиторам: так, "ударная" программа из музыки Равеля и Берлиоза, отмененная в начале 2001 года два раза подряд, прозвучала при заслуженном аншлаге лишь в следующем сезоне. Не более завидна участь поэмы "Психея" Франка и мистерии Дебюсси "Мученичество святого Себастьяна", исполнение которых дважды отменялось в последний момент; наиболее стойкие слушатели до сих пор хранят билеты в надежде услышать редкие сочинения хотя бы с третьей попытки. С более "пестрыми" программами, как правило, дело обстоит благополучнее: концерты, где хрестоматийные опусы Чайковского и Скрябина дополняют ультрасовременные премьеры, а к идеальной компании Стравинского-Прокофьева-Шостаковича неожиданно присоединяется Гайдн, происходят в назначенный день и час. Ни один концерт Рождественского не похож на другой: сегодня маэстро предваряет музыку развернутым рассказом о ее авторе; завтра он не говорит ни слова; послезавтра превращается в пламенного оратора, рассуждающего о свободе слова, или в незаурядного актера (пример - исполнение "Ревизской сказки" Альфреда Шнитке минувшей весной). Вполне закономерно, что для ближайшего концерта Геннадий Николаевич выбрал десятую симфонию Густава Малера - одно из самых загадочных и удивительных произведений ХХ века. Десятая Малера есть до некоторой степени фантом: во-первых, из пяти частей симфонии композитор успел полностью оркестровать только две; во-вторых, десятая Малера фактически является его одиннадцатой. Крайне суеверный человек, Малер постоянно помнил о роковой цифре, на которой оборвались пути трех его предшественников - "лебединой песней" и для Бетховена, и для Шуберта, и для Брукнера явилась именно симфония #9. Закончив восьмую и перейдя к следующему крупному произведению, Малер избрал для него необычную форму и создал первую в мировой музыкальной практике песенную симфонию - симфонию, каждая часть которой опирается на поэтическое слово (позже в этом жанре работали Дмитрий Шостакович, Бенджамин Бриттен, Мечислав Вайнберг и другие). Новое сочинение, получившее вместо номера название "Песнь о Земле", как бы отодвинуло пугавшую Малера цифру на один пункт вперед; однако последним его законченным опусом стала симфония #9 - работу над #10 прервала смерть. По этому поводу уместно процитировать слова Арнольда Шенберга - младшего современника и ученика Малера, позже разработавшего метод двенадцатитоновой композиции и возглавившего "новую венскую школу":
Как видно из приведенных слов, для Шенберга крайне притягательна идея приблизиться к потусторонним силам и вырвать у них малеровскую Десятую; в то же время, он смиренно признаёт: "так не должно быть". Любопытно, что эти слова сказаны Шенбергом в 1912 году - за несколько лет до изобретения им додекафонии. Как известно, Шенберг в известной мере послужил прототипом Адриана Леверкюна из романа Томаса Манна "Доктор Фаустус"; подобно Шенбергу, Леверкюн также искал новых путей в музыке и не побоялся заключить сделку с дьяволом для того, чтобы постичь тайны сочинения необыкновенной, неслыханной доселе музыки. Отнимая у Леверкюна душу, способность любить, дьявол открывает ему искомую тайну, в большой степени сводящуюся как раз к шенберговскому двенадцатитоновому методу. Таким образом, герой как бы исправляет "промах" прототипа, не решившегося сделать шаг навстречу потустороннему; в свое время Шенберг получал предложение закончить работу над набросками Малера к его Десятой и отказался (кстати, как и Шостакович): "так не должно быть". Томас Манн, вернее всего, не знал об этом факте; тем примечательнее его отказ от прямых указаний на "прототипность" Шенберга по отношению к своему герою, который смог пойти в постижении непостижимого дальше главы "новой венской школы". Так или иначе, сегодня есть масса возможностей услышать Десятую симфонию Малера как по частям, так и полностью. В свое время биограф Малера Рихард Шпехт убедил вдову композитора Альму Малер опубликовать рукопись симфонии, наиболее законченным и самостоятельным фрагментом которой является масштабное Адажио. Большинство интерпретаторов малеровского симфонического цикла признают среди всех частей Десятой лишь его - будь то Леонард Бернстайн, Георг Шолти или Рафаэль Кубелик. Между тем, у неоконченной симфонии Малера существует несколько "исполнительских редакций"; наиболее авторитетной среди них считается версия английского музыковеда Дерика Кука, закончившего оркестровку остальных частей и реконструировавшего недостающие партии по сохранившимся наброскам. Хорошо известны записи куковской версии, которые осуществили Курт Зандерлинг, Риккардо Шайи, Джеймс Левайн и другие дирижеры. Десятая, исполненная в 1999 году Саймоном Рэттлом с оркестром Берлинской филармонии, получила премию журнала "Gramophone" - своего рода "Оскара" классической музыки - за лучшую оркестровую запись. Слушая редакцию Кука, необходимо постоянно помнить о том, что ее нельзя назвать музыкой Малера в полном смысле слова: это не столько Десятая, сколько ее тень, по которой, однако, можно получить достаточно полное представление о неоконченной симфонии. И если в огромном количестве работ о Малере мы читаем, что в сочинениях последнего периода ("Песнь о Земле", Девятая симфония, Адажио из Десятой) композитор прощается с жизнью, то "исполнительская версия" Десятой в значительной степени опрокидывает подобное представление (и без того достаточно спорное). Доминирующее настроение Десятой, насколько она сегодня известна нам, - максимально возможная устремленность в будущее. С одной стороны, ее средние части воскрешают в памяти лучшие страницы произведений Малера: вторая часть напоминает скерцо Четвертой и Седьмой симфоний, третья неизбежно отсылает к песням из цикла "Волшебный рог мальчика", четвертая - к рондо из Девятой. С другой стороны, дух захватывает при мысли о том, что Десятая могла появиться в начале 1910-х годов, в эпоху нарождающегося экспрессионизма (черты которого есть уже и в "Песни о Земле", и в Девятой): поразительно, но кажется, что Десятая звучала бы абсолютно современно в одном ряду с шенберговскими "Ожиданием" и "Лунным Пьеро", с песнями и оркестровыми произведениями Веберна, с операми Р.Штрауса. Одна только третья, самая короткая часть Десятой, с ее напряженной контрастностью и стремительной сменой настроений вполне доказывает это: достаньте с полки запись и вслушайтесь. Версию Кука Геннадий Рождественский собирается представить московской публике 11 декабря. В программе заявлена также оркестровая серенада Моцарта ре мажор, К.204. Заметим, что возможная отмена концерта вряд ли сильно удивит кого-либо: это еще раз напомнит о том, что Десятая, многократно записанная на дисках частями и полностью, не вполне существует. Однако если она - впервые за много лет - всё же прозвучит в Москве под управлением одного из лучших современных дирижеров, это вновь подтвердит ее удивительную судьбу и заставит поверить в чудо существования Десятой - хотя бы и в виде призрака музыки. Произойдет ли чудо, мы узнаем через несколько дней. |