Всё, кроме названия
Дата публикации: 29 Января 2003
получить по E-mail
версия для печати
Нынешний концертный сезон в Москве богат событиями: в третий раз с огромным успехом прошел фестиваль памяти Олега Кагана; после шести лет отсутствия столицу посетил Юрий Темирканов; в кои веки не отменился концерт Геннадия Рождественского; Алексей Любимов исполнил крайне редко звучащий сегодня концерт Стравинского для фортепиано, духовых и контрабасов; Валерий Полянский дирижировал не менее "раритетной" сюитой Прокофьева "1941 год". Однако тон текущему сезону задают юбилеи. 45-летию творческой деятельности дирижера Владимира Федосеева был посвящен трехдневный фестиваль "Жизнь артиста", прошедший в Большом Зале Консерватории в октябре. 70-летие Родиона Щедрина было отмечено в начале декабря грандиозным фестивалем "Автопортрет": открывшись гала-концертом в Большом Театре, чествование композитора продолжалось в обеих столицах в течение десяти дней.
Юрий Башмет открыл серию "юбилейных" концертов еще в конце сентября, приняв активное участие в вечерах, посвященных соответственно 60-летию скрипача Олега Крысы (в свое время - примариуса знаменитого струнного квартета им.Бетховена) и 80-летию Юрия Любимова. Октябрь положил начало лишь недавно завершившемуся ряду программ, приуроченных к 50-летию самого Башмета; одним из наиболее заметных моментов юбилейной череды должна была стать московская премьера двойного концерта Бриттена под управлением Валерия Гергиева. В последний момент, к сожалению, у дирижера возникли проблемы со здоровьем, и Бриттен прозвучал в интерпретации Александра Скульского (он же дирижировал российской премьерой концерта в Нижнем Новгороде). Впрочем, весной шеф Мариинки сможет в полной мере "отыграться" перед столичной публикой: свое пятидесятилетие Гергиев отметит 2 мая - посередине между началом и концом Московского пасхального фестиваля, программа которого была объявлена 28 января.
По сравнению с большинством европейских музыкальных форумов, пасхальный фестиваль более чем "молод": он был создан в мае прошлого года по инициативе Правительства Москвы, однако уже сегодня его престиж весьма высок: в концертах, которые пройдут с 27 апреля по 10 мая, примут участие Михаил Плетнев, Миша Майский, Вадим Репин, Виктория Муллова, Анна Нетребко, Юрий Башмет и многие другие звезды первой величины. Основой фестивальных программ будет по-прежнему русская музыка, однако помимо опусов Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева и Шостаковича буду представлены сочинения Гии Канчели и Джона Тавенера, творчество которых также тяготеет к российской музыкальной традиции. Запись концертов планируется фирмой "Decca"; переговоры о прямой трансляции ведутся с телеканалами РТР и "Культура".
Директор фестиваля Эдуард Бояков обратил внимание на ряд специальных событий программы. 28 апреля впервые в России прозвучат альтовый концерт Александра Раскатова, созданный специально к 50-летию Башмета, и "Уорзон" Гии Канчели, написанный для Валерия Гергиева. 4 мая на Соборной площади Московского Кремля хор, солисты и оркестр Мариинского театра исполнят первую редакцию оперы Мусоргского "Борис Годунов" - Бояков сравнивает этот проект со знаменитыми спектаклями оперного фестиваля в Брегенце. Как и в прошлом году, благотворительный концерт состоится 9 мая днем на Поклонной горе, а в вечернюю программу, приуроченную ко Дню Победы, войдут концерт Глазунова для скрипки с оркестром и "Ленинградская" симфония Шостаковича. Особое место среди фестивальных концертов займет хоровая программа; наряду с российскими коллективами, в ней участвуют хоры из Болгарии, Греции, Грузии, Осетии, Армении, а 1 мая их объединит концерт в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Однако "золотой гвоздь программы" первых дней фестиваля - всё же симфонические концерты, вотчина Валерия Гергиева: фестиваль откроется много лет не звучавшей в Москве "Свадебкой" Стравинского для хора, солистов, четырех фортепиано и ансамбля ударных. Основанная на прямом цитировании народных обрядовых песен и завершенная уже за границей, в творчестве композитора "Свадебка" знаменует поворот от "русского" к более всеобъемлющему и "космополитичному" стилю. В то же время, Сергей Дягилев - инициатор создания первых балетов Стравинского - считал "Свадебку" "самым чисто русским созданием нашего балета". Следует также обратить внимание на сочинения Прокофьева, ранее не исполнявшиеся оркестром Мариинского театра - второй скрипичный концерт (солист - Николай Цнайдер), Пятую симфонию и "Скифскую сюиту". Созданная по мотивам балета "Ала и Лоллий", - современника "Весны священной" Стравинского - "Скифская сюита" знаменует общий не только для русского, но и для европейского искусства 1910-х годов поворот к языческим, дохристианским временам в истории мировой культуры. Особый интерес представляет Четвертая симфония Шостаковича: среди его симфонического цикла ее постигла наиболее непростая судьба, - Четвертая прозвучала впервые через 25 лет после того, как была закончена. Гергиев по-прежнему вполне обоснованно "доверяет самому себе", включая в программу из нескольких опусов масштабную симфонию, которая без всякой натяжки могла бы одна занять весь концерт.
Первый фестиваль зарекомендовал себя как достаточно демократичное мероприятие: большинству желающих цены на билеты были вполне доступны. Несмотря на то, что многие из приглашенных музыкантов "стоят" весьма недешево и общая стоимость праздненства приближается к двум миллионам долларов, организаторы надеются сохранить эту "демократичность": серьезную поддержку фестивалю оказывают Правительство Москвы и Министерство Культуры РФ, а в конце февраля будет объявлен генеральный спонсор. По моему скромному мнению, в пасхальном фестивале хорошо почти все, кроме его названия: думается, что без благословения Патриарха замечательная музыка ничего бы не потеряла. А поскольку фестиваль "позиционирует" себя все же как светское мероприятие, стремящееся к "поиску параллелей между культурами", то принципиальный упор на "пасхальность" выглядит - в многонациональной стране - не вполне корректным. Впрочем, то же самое можно сказать об официальном выходном дне 7 января, который притом радует возможностью продлить новогодние праздники почти на целую неделю.
Всю информацию о фестивале можно получить на сайте easterfestival.ru.
Лучшие концерты фестиваля (выбор РЖ)
27 апреля, воскресенье 21.00
Торжественное открытие фестиваля
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Стравинский : "Свадебка"
Чайковский : Симфония #5
Симфонический оркестр и хор Мариинского театра, солисты
Дирижер - Валерий Гергиев
28 апреля, понедельник 19.00
Московский международный Дом музыки
Раскатов : Концерт для альта с оркестром (Юрий Башмет)
Глиэр : Концерт для голоса с оркестром (Анна Нетребко)
Канчели "Уорзон"
Шостакович : Симфония #4
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев
29 апреля, вторник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Лядов : "Волшебное озеро"
Рахманинов : Концерт #3 для ф-но с оркестром (Михаил Плетнев)
Чайковский : Вариации на темы рококо (Миша Майский)
Римский-Корсаков : "Шехерезада"
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев
30 апреля, вторник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Прокофьев : "Скифская сюита", Концерт #2 для скрипки с оркестром (Николай Цнайдер), Симфония #5
Симфонический оркестр Мариинского театра, солисты
Дирижер - Валерий Гергиев
5 мая, понедельник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Шуберт, Глазунов, Равель, Стравинский
Виктория Муллова (скрипка)
Катя Лабек (ф-но)
8 мая, четверг 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Прокофьев : Симфония #1, Концерт #1 для ф-но с оркестром (Андрей Шибко)
Шостакович : Симфония #1
Симфонический оркестр "Новая Россия"
Дирижер - Рольф Гупта
поставить закладку
написать отзыв
|
Предыдущие публикации:
|
Нина Герасимова-Персидская, То, чего мы не слышим /17.01/
|
|
Cтаринная музыка в советское время не была гонимой, ею просто не занимались. Мы знаем и любим музыку Х╡Х века, можем ее всегда напеть, наиграть, но и она уже застывает. Современная и старинная музыка по отношению к типу звукоизвлечения, по отсутствию идеологической подоплеки намного ближе друг другу, чем постклассика и музыка барокко. |
|
Андрей Хрипин, Властелины "Кольца" /15.01/
|
|
Три года потребовалось Мариинке, чтобы воскресить эпос Вагнера о нибелунгах, богах и валькириях. Поистине прометеевская заслуга в возвращении Вагнера на русскую почву принадлежит Валерию Гергиеву. Вас может не трогать, как Гергиев дирижирует "Аидой", но когда звучит Вагнер, вряд ли кто рискнет утверждать, что это средний уровень. |
|
Максим Рейдер, Скрипач Юлиан Рахлин /26.12/
|
|
"Какой бы кризис ни переживал Израиль - я приезжаю сюда. Мои отношения с Израильским филармоническим особенные, с ним я играю лучше, интенсивнее. Я самый богатый и счастливый человек на свете, и покуда у меня есть силы и возможность делиться с людьми музыкальными радостями - ни о чем лучшем я и мечтать не смею." |
|
Влад Бурьян, Ушел креативный директор /20.12/
|
|
Зарубежная эстрада-2002. В нынешнем году регулярное предновогоднее подведение итогов далось мне как никогда трудно. Возможно, многие из музыкантов, очаровывавших нас в предыдущие годы, на сей раз просто подвели. Обратимся к беспристрастному креативному анализу. |
|
Илья Овчинников, Большой Малер и Маленький Моцарт /12.12/
|
|
Геннадий Рождественский часто смешивает эпохи, и в случае с Моцартом и Малером это более чем оправданно. Однако Моцарт прозвучал не слишком "ударно", словно музыканты берегли силы для Малера. В симфонии #10 Малер оставляет вопрос о смысле жизни человека открытым. Праздник состоялся, но предел мечтаний далеко не исчерпан. |
|
|
|
ДАЛЬКОВСКИЙ
|