Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Всё, кроме названия
Дата публикации:  29 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Нынешний концертный сезон в Москве богат событиями: в третий раз с огромным успехом прошел фестиваль памяти Олега Кагана; после шести лет отсутствия столицу посетил Юрий Темирканов; в кои веки не отменился концерт Геннадия Рождественского; Алексей Любимов исполнил крайне редко звучащий сегодня концерт Стравинского для фортепиано, духовых и контрабасов; Валерий Полянский дирижировал не менее "раритетной" сюитой Прокофьева "1941 год". Однако тон текущему сезону задают юбилеи. 45-летию творческой деятельности дирижера Владимира Федосеева был посвящен трехдневный фестиваль "Жизнь артиста", прошедший в Большом Зале Консерватории в октябре. 70-летие Родиона Щедрина было отмечено в начале декабря грандиозным фестивалем "Автопортрет": открывшись гала-концертом в Большом Театре, чествование композитора продолжалось в обеих столицах в течение десяти дней.

Юрий Башмет открыл серию "юбилейных" концертов еще в конце сентября, приняв активное участие в вечерах, посвященных соответственно 60-летию скрипача Олега Крысы (в свое время - примариуса знаменитого струнного квартета им.Бетховена) и 80-летию Юрия Любимова. Октябрь положил начало лишь недавно завершившемуся ряду программ, приуроченных к 50-летию самого Башмета; одним из наиболее заметных моментов юбилейной череды должна была стать московская премьера двойного концерта Бриттена под управлением Валерия Гергиева. В последний момент, к сожалению, у дирижера возникли проблемы со здоровьем, и Бриттен прозвучал в интерпретации Александра Скульского (он же дирижировал российской премьерой концерта в Нижнем Новгороде). Впрочем, весной шеф Мариинки сможет в полной мере "отыграться" перед столичной публикой: свое пятидесятилетие Гергиев отметит 2 мая - посередине между началом и концом Московского пасхального фестиваля, программа которого была объявлена 28 января.

По сравнению с большинством европейских музыкальных форумов, пасхальный фестиваль более чем "молод": он был создан в мае прошлого года по инициативе Правительства Москвы, однако уже сегодня его престиж весьма высок: в концертах, которые пройдут с 27 апреля по 10 мая, примут участие Михаил Плетнев, Миша Майский, Вадим Репин, Виктория Муллова, Анна Нетребко, Юрий Башмет и многие другие звезды первой величины. Основой фестивальных программ будет по-прежнему русская музыка, однако помимо опусов Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева и Шостаковича буду представлены сочинения Гии Канчели и Джона Тавенера, творчество которых также тяготеет к российской музыкальной традиции. Запись концертов планируется фирмой "Decca"; переговоры о прямой трансляции ведутся с телеканалами РТР и "Культура".

Директор фестиваля Эдуард Бояков обратил внимание на ряд специальных событий программы. 28 апреля впервые в России прозвучат альтовый концерт Александра Раскатова, созданный специально к 50-летию Башмета, и "Уорзон" Гии Канчели, написанный для Валерия Гергиева. 4 мая на Соборной площади Московского Кремля хор, солисты и оркестр Мариинского театра исполнят первую редакцию оперы Мусоргского "Борис Годунов" - Бояков сравнивает этот проект со знаменитыми спектаклями оперного фестиваля в Брегенце. Как и в прошлом году, благотворительный концерт состоится 9 мая днем на Поклонной горе, а в вечернюю программу, приуроченную ко Дню Победы, войдут концерт Глазунова для скрипки с оркестром и "Ленинградская" симфония Шостаковича. Особое место среди фестивальных концертов займет хоровая программа; наряду с российскими коллективами, в ней участвуют хоры из Болгарии, Греции, Грузии, Осетии, Армении, а 1 мая их объединит концерт в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Однако "золотой гвоздь программы" первых дней фестиваля - всё же симфонические концерты, вотчина Валерия Гергиева: фестиваль откроется много лет не звучавшей в Москве "Свадебкой" Стравинского для хора, солистов, четырех фортепиано и ансамбля ударных. Основанная на прямом цитировании народных обрядовых песен и завершенная уже за границей, в творчестве композитора "Свадебка" знаменует поворот от "русского" к более всеобъемлющему и "космополитичному" стилю. В то же время, Сергей Дягилев - инициатор создания первых балетов Стравинского - считал "Свадебку" "самым чисто русским созданием нашего балета". Следует также обратить внимание на сочинения Прокофьева, ранее не исполнявшиеся оркестром Мариинского театра - второй скрипичный концерт (солист - Николай Цнайдер), Пятую симфонию и "Скифскую сюиту". Созданная по мотивам балета "Ала и Лоллий", - современника "Весны священной" Стравинского - "Скифская сюита" знаменует общий не только для русского, но и для европейского искусства 1910-х годов поворот к языческим, дохристианским временам в истории мировой культуры. Особый интерес представляет Четвертая симфония Шостаковича: среди его симфонического цикла ее постигла наиболее непростая судьба, - Четвертая прозвучала впервые через 25 лет после того, как была закончена. Гергиев по-прежнему вполне обоснованно "доверяет самому себе", включая в программу из нескольких опусов масштабную симфонию, которая без всякой натяжки могла бы одна занять весь концерт.

Первый фестиваль зарекомендовал себя как достаточно демократичное мероприятие: большинству желающих цены на билеты были вполне доступны. Несмотря на то, что многие из приглашенных музыкантов "стоят" весьма недешево и общая стоимость праздненства приближается к двум миллионам долларов, организаторы надеются сохранить эту "демократичность": серьезную поддержку фестивалю оказывают Правительство Москвы и Министерство Культуры РФ, а в конце февраля будет объявлен генеральный спонсор. По моему скромному мнению, в пасхальном фестивале хорошо почти все, кроме его названия: думается, что без благословения Патриарха замечательная музыка ничего бы не потеряла. А поскольку фестиваль "позиционирует" себя все же как светское мероприятие, стремящееся к "поиску параллелей между культурами", то принципиальный упор на "пасхальность" выглядит - в многонациональной стране - не вполне корректным. Впрочем, то же самое можно сказать об официальном выходном дне 7 января, который притом радует возможностью продлить новогодние праздники почти на целую неделю.

Всю информацию о фестивале можно получить на сайте easterfestival.ru.

Лучшие концерты фестиваля (выбор РЖ)

27 апреля, воскресенье 21.00
Торжественное открытие фестиваля
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Стравинский : "Свадебка"
Чайковский : Симфония #5
Симфонический оркестр и хор Мариинского театра, солисты
Дирижер - Валерий Гергиев

28 апреля, понедельник 19.00
Московский международный Дом музыки
Раскатов : Концерт для альта с оркестром (Юрий Башмет)
Глиэр : Концерт для голоса с оркестром (Анна Нетребко)
Канчели "Уорзон"
Шостакович : Симфония #4
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев

29 апреля, вторник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Лядов : "Волшебное озеро"
Рахманинов : Концерт #3 для ф-но с оркестром (Михаил Плетнев)
Чайковский : Вариации на темы рококо (Миша Майский)
Римский-Корсаков : "Шехерезада"
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев

30 апреля, вторник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Прокофьев : "Скифская сюита", Концерт #2 для скрипки с оркестром (Николай Цнайдер), Симфония #5
Симфонический оркестр Мариинского театра, солисты
Дирижер - Валерий Гергиев

5 мая, понедельник 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Шуберт, Глазунов, Равель, Стравинский
Виктория Муллова (скрипка)
Катя Лабек (ф-но)

8 мая, четверг 19.00
Большой зал консерватории им.П.И.Чайковского
Прокофьев : Симфония #1, Концерт #1 для ф-но с оркестром (Андрей Шибко)
Шостакович : Симфония #1
Симфонический оркестр "Новая Россия"
Дирижер - Рольф Гупта


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Нина Герасимова-Персидская, То, чего мы не слышим /17.01/
Cтаринная музыка в советское время не была гонимой, ею просто не занимались. Мы знаем и любим музыку Х╡Х века, можем ее всегда напеть, наиграть, но и она уже застывает. Современная и старинная музыка по отношению к типу звукоизвлечения, по отсутствию идеологической подоплеки намного ближе друг другу, чем постклассика и музыка барокко.
Андрей Хрипин, Властелины "Кольца" /15.01/
Три года потребовалось Мариинке, чтобы воскресить эпос Вагнера о нибелунгах, богах и валькириях. Поистине прометеевская заслуга в возвращении Вагнера на русскую почву принадлежит Валерию Гергиеву. Вас может не трогать, как Гергиев дирижирует "Аидой", но когда звучит Вагнер, вряд ли кто рискнет утверждать, что это средний уровень.
Максим Рейдер, Скрипач Юлиан Рахлин /26.12/
"Какой бы кризис ни переживал Израиль - я приезжаю сюда. Мои отношения с Израильским филармоническим особенные, с ним я играю лучше, интенсивнее. Я самый богатый и счастливый человек на свете, и покуда у меня есть силы и возможность делиться с людьми музыкальными радостями - ни о чем лучшем я и мечтать не смею."
Влад Бурьян, Ушел креативный директор /20.12/
Зарубежная эстрада-2002. В нынешнем году регулярное предновогоднее подведение итогов далось мне как никогда трудно. Возможно, многие из музыкантов, очаровывавших нас в предыдущие годы, на сей раз просто подвели. Обратимся к беспристрастному креативному анализу.
Илья Овчинников, Большой Малер и Маленький Моцарт /12.12/
Геннадий Рождественский часто смешивает эпохи, и в случае с Моцартом и Малером это более чем оправданно. Однако Моцарт прозвучал не слишком "ударно", словно музыканты берегли силы для Малера. В симфонии #10 Малер оставляет вопрос о смысле жизни человека открытым. Праздник состоялся, но предел мечтаний далеко не исчерпан.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Дальковский
Кирилл
ДАЛЬКОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru