Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20030214_zer.html

Скрябинский диск Софроницкого
Александр Церетели

Дата публикации:  14 Февраля 2003

Фирмой Classound выпущен новый - скрябинский диск Владимира Софроницкого. Это - четвертый диск серии; на трех предыдущих были записаны Шопен, Рахманинов вместе с Лядовым и Шуберт вместе с Листом. В целом издание, как сообщает вложенный буклет, посвящено 100-летию со дня рождения пианиста.

Рассматриваемый CD начинается Траурным маршем из Первой сонаты Скрябина, затем следуют Третья, Четвертая, Пятая, Восьмая, Девятая и Десятая сонаты. Подобный опыт объединения сонат, прежде разбросанных по разным позициям, предпринимается впервые. Диск содержит ряд несомненных раритетов: так, Третья соната дана в новой, неизвестной ранее записи (чего стоят совершенно поразительное прочтение финала и - особенно - коды!), а замечательная запись Десятой сонаты датируется 7 января 1961 года - днем последнего, как известно, сольного концерта выдающегося пианиста. За пределами внимания составителей остались всего две сонаты - Вторая и Шестая, что, однако, не повод для упрека: пространство диска использовано разумно и близко к пределу (73:14); нам остается ждать новых деяний фирмы в надежде, что запас "открытий чудных" все еще не иссяк.

Судьба записей Владимира Софроницкого двойственна: с одной стороны - их много, с другой - и это явственно демонстрирует обсуждаемый диск - в фонографическом наследии пианиста зияют ощутимые лакуны. Напомним предысторию: выпуск пластинок с наследием музыканта начался с некоторым интервалом после его смерти в 1961 году, и к началу 80-х их количество достигло сорока! Насущно стоял вопрос упорядочения этого немалого наследия - и такой шаг тоже был сделан: фирма "Мелодия" объявила о серьезном проекте: выпуске 12 комментированных комплектов записей пианиста, куда должно было в том или ином виде войти все известное - и многое из неизвестного. Старания Игоря Никоновича - постоянного куратора работы - были направлены именно на упорядочение; благодаря ему впервые в записи стали появляться не произвольные наборы произведений, а целиком "авторизованные" концертные программы, составлению которых, как известно, Софроницкий придавал первостепенное значение. Комплекты стали, пусть и с большими перерывами, появляться, пока, наконец, не остановилось вообще все. В общей сложности вышло 7 комплектов; 5 пропали втуне и не появятся, как мы понимаем, никогда.

Казалось бы, наступление эры СD открыло новые возможности... Где угодно, но только не у нас. Фонографические документы, архивы звукозаписи стали объектом беззастенчивой распродажи, а нередко и воровства. Ничем иным невозможно объяснить появление немалого количества дисков того же Софроницкого, а также и М.Юдиной, М.Гринберг, Г.Гинзбурга, А.Гольденвейзера, многих других - на фирмах весьма далекого зарубежья (Denon, Dante, HPC - список можно продолжать), к русскому искусству, как выясняется, весьма неравнодушных. Где же "Мелодия"? Что выпускает огромный завод на Водном стадионе? Посмотрим правде в глаза и скажем, что интерес к блистательной истории отечественного исполнительства поддерживается сегодня либо одиночками-энтузиастами, либо маленькими фирмами, которые, подобно студии при Большом зале Консерватории, делают, хоть и медленно, самое главное дело: выпускают записи целых концертов, то есть сохраняют и доносят до нас замысел исполнителя во всей его неприкосновенности.

Но есть и другой путь - воссоздавать монографии из композиторов, так сказать, "типичных" для данного исполнителя. Именно этим путем движется Classound - и здесь могут быть отмечены серьезные достижения. Держим в руках шопеновский диск: 24 прелюдии ор.28, три вальса, 2 ноктюрна, Экспромт. Рахманинов плюс Лядов - представительная подборка, включающая почти все известные записи. Лист и Шуберт - здесь производители солидаризовались с исполнителем и поместили почти целый концерт, сыгранный В.Софроницким в Малом зале Консерватории 14 октября 1960 года. Программа включает Сонату Листа h-moll, Сонату Шуберта B-dur, две песни - "Литанию" и "Приют" (не поместились на диск реально сыгранные "Мельник и ручей", "Лесной царь", "Весенние упования" и "Двойник").

Возвращаясь непосредственно к диску Скрябина, скажем, что это явление скрябинских сонат убеждает нас в невероятной художественной мощи того периода творчества В.Софроницкого, которому суждено было стать последним. Все неисчислимые достоинства его исключительного пианизма (включая "гудение" басов, столь ярко проявившееся именно в то время), все великолепие звуковой палитры, наконец, неподражаемое умение нарисовать фантастическую и немеркнущую гармоническую картину - со всей убедительностью возвращены нам вновь, как бы подтверждая тезис о том, что именно искусство есть единственная вечно новая новость.

В целом серия прилично оформлена - ненавязчиво и со вкусом. Каждый диск снабжен новой - и хорошей! - фотографией пианиста. Вкладыш содержит обстоятельную и эмоциональную статью И.Никоновича о Софроницком, что тоже хорошо: сегодня производители ограничиваются, как правило, хилым листочком с нередко полуграмотным написанием названий сочинений.

Увы - не обходится без огорчительных ляпсусов и здесь. Когда вы читаете на шопеновском диске, что в 5 минут и 5 секунд умещены "Экспромт # 4 соль диез минор ор.51 и Баркарола фа диез мажор ор.60" - не верьте глазам своим. И не только потому, что этого не может быть никогда. Баркаролы на диске нет вовсе, а записанный Экспромт ор.51 является Третьим. Четвертого экспромта в природе не существует, а его место обычно занимает Фантазия-экспромт ор.66, которую, увы, Владимир Владимирович (Софроницкий) нам не оставил. (Много подобных ошибок было и в Юдинской серии этой же фирмы; не хотелось бы думать, что болезнь неизлечима.)

Совершенно непонятно, почему все надписи на дисках сделаны на некоем иностранном языке. Скажете, что реализация дисков ориентирована на Запад? Тогда почему содержимое буклета изложено на русском?

Сказанное не есть проявление модного теперь "патриотизма". У большинства слушателей хватит, конечно, сил понять, где Prelude, а где Etude. Но вот когда вам предлагают "A musical snuffbox in A-major" - вряд ли вы быстро поймете, что речь идет о "Музыкальной табакерке" Лядова. Не меньшую загадку составляет и "Aufentbalt" Шуберта-Листа, представленный вдобавок с опечаткой: песня называется "Приют", по-немецки - Aufenthalt.

Есть и еще ряд недочетов, которых можно было бы избежать, не проходи работа над дисками столь келейно. Можно посоветовать создателям серии помощь множества коллекционеров, являющихся серьезными знатоками творчества отечественных музыкантов и готовых разумно консультировать при выпуске новых дисков. Так, добавление всего двух сочинений - Музыкального момента # 2 Рахманинова и Баркаролы Лядова - сделало бы этот диск полным собранием всех студийных записей этих авторов, выполненных Софроницким. "Пространственные возможности" для этого - налицо: протяженность лядовско-рахманиновского диска составляет всего 65 минут.

И наконец - самый большой недочет, который совершенно дезориентирует как знатока, так и любителя, берущего в руки скрябинский диск. Это - датировка записей, являющаяся важной частью комментирования. Нет необходимости говорить общие слова о том, как важны даты, когда речь идет об исторических явлениях. Поначалу в Classound'е это понимали: диск Рахманинова-Лядова был датирован целиком, хотя это было, несомненно, непростой задачей: речь идет о послевоенных фондах 1946-1950 гг. Затем от этого отошли - или посчитали возможным пренебречь. 24 прелюдии Шопена не снабжены никакой датой - что порождает множество недоуменных вопросов. Студийной записи всех прелюдий не существовало. В одном из комплектов пластинок был помещен, так сказать, монтаж: цикл был собран из записей с разных концертов. Что же мы слушаем теперь? Сказанное тем более удивительно, что в числе людей, которых составители благодарят за помощь в издании записей Софроницкого, стоит фамилия А.М.Кузнецова - человека, тщательность и добросовестность работы которого проверена практически всеми изданиями и публикациями, связанными с М.В.Юдиной, и который, бесспорно, знает важность комментирования любого издания - будь то книга, статья или компакт-диск.

Что же мы читаем на диске сонат Скрябина?

Траурный марш из Первой сонаты: "архивная запись". Это неверно - марш записан с концерта в Музее А.Н.Скрябина, с некоторой точностью датирован и в таком виде выходил на пластинке. Третья соната: при каждой части написано: recorded live. Что это значит - нам предлагают 4 разные записи? Или это живая запись одного "целого исполнения"? Обширный буклет не говорит об этом ни слова. Еще загадочнее атрибуция Четвертой сонаты: обе части recorded live, но при второй части стоит дата - 1952. Когда же записывалась первая? И что это - самодеятельный "монтаж сонаты"? или редакторский недосмотр?

Точно так же "live" записаны Пятая и Восьмая - и опять без дат, что обидно вдвойне: 5-я соната ранее издавалась, действительно, в архивном варианте, а здесь характер звучания явственно говорит о технически более совершенном уровне записи, что могло бы относиться к концу 50-х. Что же касается Восьмой сонаты - то она вообще вошла в репертуар Софроницкого в самые последние годы, и каждая подобная запись - на вес золота.

Минимум бы внимания - и издание могло бы приобрести законченный, не побоимся сказать - академический вид. Как было бы хорошо!

Чего хочется пожелать (составителям и от составителей)? В первую очередь - продолжать! Представляется, что компакт-диски, где будут собраны поэмы Скрябина, этюды, поздний Скрябин, "довоенный Софроницкий" - без сомнения, с энтузиазмом будут встречены музыкальной общественностью, не говоря уже о возрастании авторитетности такого рода изданий в сравнении с зарубежными.

Источники для этого есть - и не только в родных пределах. По сведениям - достаточно авторитетным - в обозримом времени (начиная с 2005 года) истекают копирайты, например, Denon'а, что позволит переиздавать на родине диски выдающихся исполнителей (и возможно, компоновать их заново). Можно предположить, что составители тех "зарубежных" изданий - а это наши, отечественные музыканты - с радостью найдут применение своей эрудиции и организаторским талантам к вящему, как писали в старину, удовлетворению отечественных же любителей музыки.