Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Зона Opus Posth
Дата публикации:  20 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Уже вторую зиму подряд культурный центр "Дом" проводит глобальную музыкальную акцию - авторский фестиваль композитора Владимира Мартынова. "Зона Opus Posth" - концептуальная идея всего проекта, включившего в себя исполнение произведений Мартынова и презентацию его книги "Конец времени композиторов" (М., Русский путь, 2002), мультимедийную инсталляцию "Regio Opus Posthumum", которую предстоит увидеть во второй половине февраля в стенах "Дома", и перформанс Д.Пригова, а также авторское выступление рижского композитора-минималиста Г.Пелециса. Проект объединил традиционный состав исполнителей мартыновской музыки - инструментальный ансамбль "Opus posth" с Т.Гринденко, ансамбль духовной музыки "Сирин" под руководством А.Котова, пианистов А.Любимова и А.Дойникова.

Изощренный язык латыни, отшлифованный средневековыми монахами, в каждом слове своем содержит много ярусов смыслов. Мартынов, выбирая термины "regio" или "posthumum", безусловно, очерчивает не границы - "зону" своей "послеавторской", "посткомпозиторской" музыки, но имеет в виду ту уходящую в бесконечность сферу, где все линии наших земных смыслов, тем, восприятий, языков сливаются в одном, последнем круге. Сакральное и мирское, высокое и низовое, фольклорное и "ученое", как в дантовском "Божественном" опусе, раскрывается с медитативной, ясновидческой полнотой. Здесь ангелы играют с людьми, плачут пророки и поют русалки, ритуальные ритмы сменяются минималистскими звуковыми прострациями, щебет птиц покрывается алиллуйными восклицаниями.

Мартынов последовательно внедряет свою идеологию - идеологию утонченного художественного гедонизма, основанную на почти невозможном для современного человека проникновении во все глубинные языковые слои музыки, будь то каноническое духовное пение, ритуальный фольклор или западноевропейские композиторские языки. Все это позволяет ему ощущать себя своего рода Гроссмейстером, расставляющим фигуры на музыкальной доске. Комбинируя, создавать новые миры.

Поэтому музыка его имеет не только звуковой, но и образный объем, который в идеальных случаях осуществляется наяву, как, например, в театре Анатолия Васильева, поставившего "Плач Иеремии" и "Реквием". Внешнее эффектно дополняет ряды его музыки, по-минималистски упорно избегающей линейного развития во времени. Ее медленные, подобные колокольным, ритмические раскачки, возвращение-повтор как принцип движения, наконец, метафизическое выпадение из времени в духовных текстах. Мартынов знает, что ангелы не только поют, но и танцуют, и создает ту целостность, которая напоминает сакральное видение.

Составляя репертуар фестиваля "Зона Opus posth", Мартынов, очевидно, ориентировался на идею показать крайние точки своих творческих интересов. Сохраняя верность проповедуемому минимализму, включил в программу свой давнишний манифест - аскетичное по музыкальному материалу сочинение "Opus posth" для двух фортепиано и голоса, исполненный в первый вечер А.Любимовым и А.Дойниковым, и фортепианный диалог "Переписку" с Г.Пелецисом, который композиторы исполнили с упоительной экспрессией импровизации, иногда выскакивая за границы слушательского терпения. Включение в программу фестиваля произведений Г.Пелециса безусловно имело смысл очертить в пространстве "зоны" упорно сохраняемый минимализм. Однако прозвучавшие в программе сочинения: блестящее по музыке "Маленькое белое концертино в до мажоре" в исполнении А.Любимова и Т.Гринденко с ансамблем "Opus posth", а также "фирменный" пелециевский опус почти тридцатилетней давности "Новогодняя музыка" и "Траурный марш" для фортепиано - предстали сегодня скорее не как концептуальное направление, а как особый тип какого-то медитативно-шлягерного музицирования.

Итогом "минималистского" блока можно считать прозвучавшую на фестивале мировую премьеру нового сочинения В.Мартынова "Вивальди-Весна". Произведение, отсылающее к вивальдиевскому ритмическому фундаменту и фоническим эффектам "Весны" Стравинского, имеющее сложнейшую звуковую фактуру и требующее невероятной выносливости от исполнителей. Очевидно, что здесь доминировало гроссмейстерское сознание композитора, собиравшего из разных компонентов: языческих закличек, медленно формирующихся на остинатном ритме гармоний, "птичьих" звуковых эффектах, вивальдиевской фактуре, - новую музыкальную целостность.

В фестивальной "зоне" развернулось и беспроигрышное хоровое действо "Сирина", исполнившего фрагменты "Плача пророка Иеремии" и "Игр ангелов и людей". Мир "Магнификата", "Литаний Богородице" - это как раз тот идеальный "regio posthumum", где "зона" определяется не пространством, не концепциями, не художественной идеологией. Это выраженное в музыкальном универсуме мировоззрение композитора, который ощущает мир в Боге.

И даже если Дмитрий Александрович Пригов умудрился в своем юмористическом перформансе посредством абсурдистской болтовни по мобильному телефону с музыкантами "Opus posth", исполнявшими в это время пьесу "Зима" из "Времен года" Вивальди, зловредно разрушить такую устойчивую традиционную систему, как музыка Вивальди, то, кажется, мир "regio posthumum" такому удару не поддастся. Поскольку это - мир, существующий вне нас.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Церетели, Скрябинский диск Софроницкого /14.02/
Фирмой Classound выпущен новый - скрябинский - диск Владимира Софроницкого, содержащий ряд несомненных раритетов. В свое время "Мелодия" объявила о выпуске 12 комплектов записей пианиста, из которых вышло 7; 5 не появятся никогда. Казалось бы, наступление эры СD открыло новые возможности... Где угодно, но только не у нас.
Илья Овчинников, Романтический шабаш от Кента Нагано /11.02/
Если у Рождественского Берлиоз звучал более "сухо" и умудренно, то прочтение Нагано было лиричным и прочувствованным. Первая часть концерта была воспринята спокойно; вторая вызвала заслуженные овации - Нагано дирижировал искренне и грамотно. Хочется надеяться, что следующего его концерта не придется ждать слишком долго.
Кирилл Дальковский, Развлекательная программа от Кэтлин Бэттл /05.02/
Михаил Швыдкой так волновался насчет "ТЭФИ", что не пошел на концерт Кэтлин Бэттл. И зря - певица сразу же покорила зал естественностью и обаянием, хотя смотреть было интереснее, чем слушать. Но если Бэттл сделала всё, что могла, то аккомпанемент Госоркестра п/у Марка Горенштейна был где-то за гранью добра и зла.
Сергей Слонимский, Композитор с биографией /04.02/
Если мне нравится литературное произведение, я, сам того не желая, начинаю сочинять музыку. Я долгое время избегал глобальных сюжетов, но под конец жизни перестал заниматься самоцензурой. Если мне хочется написать музыку на пастернаковский перевод "Короля Лира", то я пишу оперу. Пусть она себе в столе лежит много лет.
Кирилл Дальковский, Всё, кроме названия /29.01/
В пасхальном фестивале хорошо всё, кроме названия: без благословения Патриарха музыка ничего бы не потеряла. "Золотой гвоздь программы" - симфонические концерты, вотчина Валерия Гергиева: отметим "Свадебку" Стравинского, "Скифскую сюиту" Прокофьева и 4-ю симфонию Шостаковича. Стоимость фестиваля - $2 млн., однако билеты будут доступны всем.
предыдущая в начало следующая
Ирина Муравьева
Ирина
МУРАВЬЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru