Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Позолоченное яблоко нартов
Дата публикации:  26 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новая постановка уже известного москвичам осетинского театра "Арвайден" как раз подоспела к надвигающемуся очередному фестивалю "Золотая маска". Успех двухлетней давности, заслуженный владикавказским театром на этом фестивале, позволил широко развернуться в новом постановочном проекте - спектакле-мистерии "Золото нартов". Замахнулись на космогонические глубины древних мифов, в которых отыскали конкретную историю осетинских предков - нартов. К райским кущам осетинского универсума - фруктового сада, где произрастает мировое древо жизни и познания - яблоня, несущая золотые яблоки, присоединили архаическую космогонию верхних и нижних миров, райских небесных и загробных подземных царств, добавили пифагорейскую числовую символику - тройку, семерку... четверку, - выражающую, как известно (особенно тем, кто прочитал программку), числовые параметры Вселенной. Обнаружились и отблески средневековой мифологии Грааля - священная чаша и рыцари-братья Круглого стола, стерегущие тайну мира, а также затертые до дыр романтические сказания о подводных русалках, заманивающих на дно прекрасных рыцарей и неумолимо несущих им гибель.

Этот причудливый миф, словно cобранный из лоскутков, дополнительно украшенный историями библейского братоубийства и прародительства русалкой Дзерассой осетинского народа, воплотился в не менее причудливом спектакле - экзотическом плоде коллективного труда известных нынче профессионалов: художника театра В.Ходовой, композитора В.Николаева и екатеринбургского хореографа Т.Багановой. Проект сразу набрал обороты полномасштабной акции, имеющей целью продемонстрировать в оптике национальной идеологии хитроумное сплетение древних легенд и языка концептуального искусства. И как всегда, в подобных случаях коллективного сочинительства арт-продукт на выходе получился несколько натужным, слегка притягивающим "за уши" составные части спектакля. Казалось, что хореография "разводила" в пространстве не танцовщиков, а костюмы, а музыка проникала в глубины, недоступные спектаклю.

Пустое пространство, оформленное яркими тканями с изображениями мистических символов, и вышками у задника, на которых размещались ритуальные фигуры, по ходу действия заполнялось цветастой массой хористов и танцоров. Государственный хор "Алания", наряженный в комплекты, напоминающие нечто среднее между мушкетерскими нарядами и облачением воинственных валькирий, открывал мистерию пафосным "Омен". Далее разворачивалось танцевальное действо, богатое не только смыслами, изложенными в буклете, но и безбрежной фантазией художницы Ходовой, сумевшей создать костюмы немыслимых соцветий типа голубого с зеленым, желтым, красным и золотым, а также покроев, превращавших артистов в фигуры каких-то народных промыслов. Мифологические братья-близнецы Ахсар и Ахсартаг в лиловых поповских клобуках и цветном трико, охраняя золотое яблоко жизни, исполняли с цирковой точностью акробатические дуэты; подводные братья сестер-голубок, облаченные в пышные приталенные платья, монотонно семенили по сцене, плавно размахивая ритуальными мечами; русалки, не скрывая своих округлых форм, в обтягивающем трико и с вышитыми клешнями до колен, демонстрировали багановский "лейбл" - витиеватый рисунок с медитативно раскачивающимися фигурами. Любовный дуэт Ахсартага и Дзерассы, проходивший под тонкие акустические эффекты скрипок, поражал какой-то чуть ли не архаической танцевальной примитивностью. Томительное действие прерывалось внезапными "набегами" танцоров, исполнявших под дроби барабанов и удары литавр экстремальные кавказские танцы с мужским соло на пальцах и страшными восточными масками. Но даже в этих эпизодах что-то мешало артистом раскрыться до конца. Возможно, пафос ответственности за мистерию.

Безупречно звучала партитура, исполненная Российским Национальным оркестром под управлением А.Поляничко. Акустически изощренная музыка В.Николаева, "без комплексов" формирующего звуковую ткань из разных языков: фольклорных мелодий и хорального многоголосия, аутентичных кавказских ритмов и концептуальной авторской техники, инструментальных и электронных эффектов, иногда создавала противоречивое впечатление провокационной контрастностью звуковых средств. Но во всей этой странноватой сценической постройке, пожалуй, единственная приблизилась к сердцевине нартского мифа. Сценическое яблоко отдавало явной позолотой.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Муравьева, Рахманинов и Ко. /21.03/
Фестиваль "Рахманинов и русская музыка" открылся безо всякой помпы в полупустом зале Чайковского, по разряду рядового филармонического концерта. Основным событием этого вечера и двух последующих стало исполнение полного цикла рахманиновских концертов для фортепиано с оркестром.
Евгений Левашов, Новый Руслан с новой Людмилой /24.03/
Обнаруженные в Берлине рукописи Глинки позволяют не только спеть его оперу иначе, но и по-новому взглянуть на все творчество русского композитора. Среди находок - 6 часов звучания оперы "Руслан и Людмила", 4 часа звучания оперы "Жизнь за царя", 3 часа симфонических произведений. Этого хватило бы почти на недельный цикл концертов.
Илья Овчинников, От новой России - к новому Вавилону /13.03/
Репертуар московских концертов по-прежнему однообразен: исполнение одних и тех же сочинений чаще раза в месяц следует запретить законодательно. Зато редкие праздники вроде концертов Геннадия Рождественского или Лианы Исакадзе вызывают вопрос: для чего нужно, чтобы одновременно с ними ту же программу исполнял кто-то еще?
Ирина Муравьева, Похождения повесы, или История безумца /27.02/
Возможность произнести старомодное нравоучение привлекла Стравинского, создавшего вместе с Оденом "Похождения повесы" - блестящий оперный текст. Получилась энергичная, отчасти мефистофельская, история мота и грешника, подкрашенная фарсовой интригой бородатой Бабы, любовью верной Энн и финальным блаженством раскаявшегося безумца.
Илья Овчинников, Возвращение Вайнберга /26.02/
Семь лет назад не стало замечательного композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга. Сегодня мало кто помнит о нем, хотя он был другом и учеником самого Шостаковича. Вайнберг пережил бегство из оккупированной Польши, гибель родителей и несколько месяцев советской тюрьмы; об этом рассказывают его оперы, квартеты и симфонии.
предыдущая в начало следующая
Ирина Муравьева
Ирина
МУРАВЬЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru