|
||
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь |
Государственный заказ взрывает спокойную филармоническую жизнь Дата публикации: 31 Марта 2003 получить по E-mail версия для печати
Русский Журнал: Олег, скажите, зачем нужны такие поездки? Что в этом полезного для оркестра? Олег Березкин: Я, честно говоря, не очень знаю, зачем это надо оркестру, но ясно понимаю, зачем это надо государству. Оркестр содержится за деньги государства, получает от государства возможности записей, некой славы, в конце концов, просто надпись - "Государственный симфонический оркестр "Новая Россия""... Поэтому необходимо, чтобы оркестры, которые являются государственными, работали в том государстве, которому они принадлежат. В последнее время, ни для кого не секрет, в основном все интересы музыкантов в большей степени адресованы либо к столичным площадкам - Москва и, в крайнем случае, Санкт-Петербург, - либо к заграничным. Там, вероятно, больше денег, за которые не очень-то надо отчитываться перед государством, которое тебя научило и содержит до сих пор. Но и забывать, где ты живешь, где ты родился, учился, и где ты до сих пор продолжаешь жить и работать, нельзя ни в коем случае. РЖ: Но у нас ведь все театры жалуются, что сегодня практически разрушено единое гастрольное пространство, что очень трудно большому театральному коллективу выехать даже в Ленинград, не говоря уже о небольших городах России. Но вывезти театр, как мне представляется, намного выгоднее, потому что все-таки известные актеры - и люди пойдут. Вывезти оркестр - сложнее, потому что самой филармонической публики меньше, этот контингент уже. О.Б.: Я думаю, вы заблуждаетесь. Филармонической публики не меньше, а больше год от года, она очень устоявшаяся, в чем ее плюс. У нее очень большой разброс по категориям, в отличие от театра. В театр ходят все. Есть настроение или нет - вот единственное, от чего это зависит. Играет звезда или не играет. С филармонической публикой дело обстоит немного проще. Есть очень надежные и верные ее приверженцы. И нет средней прослойки в этой категории. Есть люди либо очень бедные, либо очень состоятельные. Но и те, и другие ходят, и те, и другие любят музыку. Эти кланы людей, ходящих на филармонические концерты, уже существуют. Поэтому мне кажется, что с этой публикой иметь дело гораздо легче. Когда вы придете в театральный зал, то легко заметите, что публика в нем очень разношерстная. В филармонический зал публика приходит разная: на концерт Спивакова - одна, на Башмета - другая. Но залы так же полны. Вы приходите на концерт камерного оркестра "Эрмитаж", которому всего-навсего полтора года, но у него тоже уже сформировался свой круг публики, очень отличный от всего остального. У Гутман своя публика, и так далее. У всех музыкальных кругов сегодня сформирована основная часть публики, это точно. И она есть в разных городах. РЖ: Согласны ли вы с тем, что не раз уже успел заметить Сергей Марков, директор Российского национального оркестра, может быть, самого крупного частного оркестра России. Он считает, что должны быть равные условия для частных и государственных оркестров в раздаче дотаций. Ну, во всяком случае, я так понимаю его слова. О.Б.: Мне кажется, что требования должны быть одинаковы. Дотацию частный оркестр получать не может. РЖ: А гранты? Вот сейчас все, естественно, оркестры-счастливцы ждут президентских денег... О.Б.: Гранты - пожалуйста. Сергею Михайловичу, я думаю, никто не запрещает подать заявку с какими-то своими предложениями. И думаю, что ее будут рассматривать. Никто не хочет этого делать. Никто не хочет - ни государственные, ни частные оркестры. Все привыкли трактовать, что им должны. На сегодняшний день, на мой взгляд, должно поменяться настроение с двух сторон - и художника, и государства. Государство ничего не должно художнику. РЖ: Вот если говорить о том, что государство ничего не должно художнику, то единственное, что, мне кажется, должны государственные чиновники, если они соглашаются заниматься культурой, это - не дать этой культуре развалиться, не дать ей умереть. О.Б.: Естественно. И как-то попытаться ее поддержать. Но в этом случае художник сам должен откликаться на какие-то предложения и просьбы. Ведь все привыкли, что нас финансируют. Вот это, на мой взгляд, порочная формулировка - финансирование. РЖ: А как должно быть? О.Б.: Должно быть - инвестиция. РЖ: Есть такое понятие "отбить деньги", то есть попытаться вернуть то, что уже вложено. Вы считаете, что оркестры могут возвращать деньги? О.Б.: Я уверен, что они могут это делать, и это происходит. Я сам (помимо той работы, которой сейчас занимаюсь) являюсь владельцем частного театра, который живет полностью на собственные деньги, полученные только от билетов, и владельцем частного камерного оркестра, который также живет полностью на деньги, получаемые с билетов. Естественно, инвестором в этом случае выступаю я сам. Значит - такое возможно. Мне не помогает ни государство, ни спонсоры. Все-таки, вероятно, возможно. Надо просто правильно и честно относиться к деньгам, которые тебе выделяет государство. РЖ: А можно ли говорить о таком понятии, как государственный заказ? Сегодня этого и боятся, и вроде бы с радостью реагируют на слова такие президента. На последней встрече президента Путина со своим Советом по культуре и искусству такой термин, как "госзаказ", прозвучал. Путин довольно много говорил о том, что государство должно как-то ответственнее относиться к художникам, но и художники должны какую-то ответственность перед государством за вложенные деньги чувствовать. Государственный заказ в филармонической жизни возможен? О.Б.: Госзаказ может существовать и для симфонического оркестра, и для камерного оркестра. РЖ: Чья в таком случае должна быть инициатива? О.Б.: От каких-то органов управления. РЖ: Которые должны дать этот заказ или очень хотят его дать? О.Б.: Они очень хотят. Вот, к примеру, то, чем занимаюсь сейчас я. Большие симфонические оркестры за последние 10 лет почти не выезжали в провинцию. РЖ: Так, мне кажется, это может быть таким пунктом государственного заказа. О.Б.: Да, да, да. Это вполне может быть пунктом государственного заказа. Но при этом государство говорит: "Господа, ваши расходы будут составлять сумму "икс", но мы можем выделить только сумму "пол-икса", а вот вторую половину вы доберите сами". РЖ: На билетах. О.Б.: На билетах. Вот как должно быть. Полностью погашать все государство не должно ни в коем случае, это порочная практика. На самом деле, уже и музыканты к этому готовы, и государство к этому готово. На мой взгляд, не готовы просто к этому только худруки оркестров. РЖ: А вы пробовали с ними разговаривать? Их ведь немного: Башмет, Горенштейн, Федосеев, Симонов... О.Б.: Я со всеми беседую. На сегодня в моей программе пять оркестров - четыре государственных и один частный. Государственный Академический симфонический оркестр России, художественный руководитель Марк Горенштейн. Оркестр "Новая Россия", художественный руководитель Юрий Башмет. Симфоническая капелла под руководством Полянского. Академический оркестр народных инструментов имени Осипова. И камерный оркестр "Эрмитаж". РЖ: Тур "Новой России" проходит уже по этим новым законам, когда часть денег дает государство, а часть пытается оркестр заработать на билетах в концертных залах. О.Б.: Да. Государство частично поддерживает это мероприятие. Но только частично. Когда мы сегодня сидим и говорим, что нам все должны оплатить, я такие разговоры не понимаю. Мы должны что-то сделать для того, чтобы нам оплатили. Готовы ли оркестры ездить в провинцию? Готовы. Давайте рассматривать этот вопрос, давайте его финансировать. Готов камерный оркестр сделать некую, к примеру, специальную программу для детей, с хорошей музыкой, а не так поверхностно, как это сейчас происходит в рамках Московской филармонии. Если готов, давайте мы ему закажем это. Не готов - давайте искать другого. Почему для Бернстайна было не стыдно проводить концерты для молодежи в Нью-Йорке? А почему для наших стыдно? Непонятно. Все может быть предметом госзаказа. РЖ: Но, наверное, оркестр, которому могут предложить даже хороший гастрольный тур по России, может сказать: "В России не так много хороших филармонических залов, нам негде выступать"... О.Б.: Есть хорошие филармонические залы. В Тюмени сейчас заканчивается реконструкция потрясающего нового зала, очень хороший зал в Свердловске, в Санкт-Петербурге приличный зал, в Самаре очень хороший зал. И так далее. Я могу долго перечислять, на самом деле. Я понимаю, что больше хотят поехать заграницу. Это - дополнительные деньги, довольно приличные, минимум 25-30 долларов в день для музыканта. В России никто, конечно, этих денег не заплатит. И я считаю, было бы преступно со стороны государства платить больше положенных суточных. Наверное, в России и похуже, чем за границей, бытовые условия. Но это же страна, где мы родились и живем. РЖ: Но, мне кажется, наш оркестр работает намного больше, чем какие-нибудь западные их коллеги. О.Б.: Вы просто посмотрите цифры, и окажется, что наши оркестры работают примерно в 10 раз меньше, нежели западные. РЖ: Ну, как же? Каждый день в 10 утра - начало репетиции. О.Б.: Заставь дурака Богу молиться - он лоб расшибет. РЖ: Жесткая такая позиция, вы так быстро напугали наших оркестрантов! О.Б.: Средний западный оркестр за филармонический сезон готовит примерно 40-50 новых программ и играет примерно 120-130 концертов за этот сезон. Средняя цифра российского коллектива, Москвы в большей степени, - хорошо, если это 15 новых программ и 20 концертов за год. Это соизмеримо? РЖ: Там и получают намного больше. О.Б.: Но ведь и наши оркестранты ездят за границу и получают там дополнительные деньги, государство же закрывает на это глаза. Они получают деньги с продажи билетов, это же тоже распределяется внутри оркестра. Не забывайте, у нашего оркестра государством оплачен зал, оплачена репетиционная база, оплачены инструменты, оплачены ноты - все-все-все оплачено государством. И зарплата, и еще часть денег, поступающих с продажи билетов, часть денег, поступающих со спонсорских денег, и так далее. И ни в чем государство не ограничивает музыканта. Беседу вел Григорий Заславский поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||