Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Феномен коллективного сочинительства с точки зрения кибернетики
Дата публикации:  28 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последнее время в московской и подмосковной музыкальной жизни получило распространение коллективное сочинительство. Недавний пример - поставленная в Мариинском театре опера-лубок "Царь Демьян". Заезжих американских композиторов, и неплохих, пытают на предмет наличия прогрессивной практики за океаном. Поскольку с точки зрения традиционной эстетики результат коллективного сочинительства никакой, полезно заглянуть глубже и попытаться понять творцов: нет ли здесь эстетики менее традиционной, не вполне лежащей на поверхности. Здесь нам поможет теория Юнга-Аугустинавичюте.

Впрочем, основная причина Петром Поспеловым, главным организатором и идеологом акции, формулируется почти прямо: эти искания демонстрируют возможность поставить производство на поток. Поясним: имеется в виду построение системы, позволяющей как блины печь - нет, не шедевры. Продукцию.

Тут кстати вспомнить о логико-сенсорном интроверте (ЛСИ), или системщике. Это тип информационного метаболизма, или попросту - одна из конструкций человека. В науке и искусстве ЛСИ достигает больших (по положению в системе) высот. Характерные образцы: Максим Горький, Сальвадор Дали, Никита Михалков, Леонид Филатов. Стиль - строгая симметричность и монументальность форм, эстетика силы и порядка, идеологизированность. Склонность к старым вещам, ретро.

Логико-сенсорный интроверт, как и другие разновидности людей, бывает дуализированным и недуализированным. Дуализированный (по-человечески говоря - правильно женатый) мягче и лучше, но, понятно, везет далеко не всем. Чтобы разобраться в этой своеобразной зоологии, надо разъяснить, что такое дуальная пара.

Дуальная пара - целостный объект, состоящий из двух частей, двух человеческих разновидностей. Двух людей со специфическими чертами характера, данными от рождения. Каждая часть очень тонко и точно настроена на другую половину. В сознании каждого человека зашит образ его дуала, то есть того единственного человеческого типа, который ему подходит. Всего таких типов-конструкций шестнадцать, то есть восемь пар. При взаимодействии с другими людьми каждый человек бессознательно предполагает, что имеет дело с дуалом, и ожидает соответствующей (правильной) реакции: то есть, он ищет дуала. Если дуал уже найден, ситуация упрощается. Это похоже на пару мужчина-женщина: мужчина ориентирован на женщину, общение с женщиной для него наиболее предпочтительно. Общение с себе подобными - с мужчинами - наиболее понятно. А вот общение, к примеру, с павианом может вызвать неожиданные реакции.

В дуальной паре партнеры, имея разные способы восприятия мира, бессознательно программируют друг друга через общение. В такой паре обязательно один человек статик, другой - динамик. (Не путать статику со статистикой. Статика - это неподвижность. Динамика - движение. ЛСИ статик.) Статик обучается у динамика ощущению времени и пространства. Если же статик лишен взаимодействия с подходящим ему динамиком, это может стать не только его личной проблемой.

Приведем цитату из Леонида Филатова (ЛСИ):

Нам больше, чем детям, нужны тормоза,
Нам некогда глянуть друг другу в глаза.
Хоть кто-нибудь крикнет нам, черт побери,
"Замри!"?!

Гиллан, например, о тормозах не писал: "I'm a speed king, see me fly!"

В общем, отец коллективного творчества, говоря сегодняшним языком, похож на недуализированного ЛСИ. Люди этого типа стремятся к неизменяющемуся, статичному миру, который они будут контролировать для его же, мира, блага. Незаменимые гении статичному миру (точнее, его апологету) опасны, требуется следить за тем, чтобы они не появлялись. Это на программном уровне. Навязывание своего понимания внешнего мира характерно для всех типов людей, но для разных типов понятны и близки, если угодно, разные аспекты мира. Для кого это - эмоции, для кого теоретические концепции. В рассматриваемом случае речь √ о ститичной системе. ЛСИ никогда не существует вне иерархической социальной системы. Чтобы навязать, надо занять в системе позиции, обеспечивающие реальной властью.

Автор предвидит возражение: коллективное творчество достойно внимания уже только потому, что в группу творцов входит Ираида Юсупова, композитор сверхвысокого уровня. Незаменимый гений. Если она считает это занятие интересным, значит, так оно и есть - или, как минимум, нужно прислушаться к ее мнению. В конце концов, кто мы все рядом с Юсуповой.

Ответ, однако, лежит в другой плоскости. Тип информационного метаболизма И.Юсуповой - этико-сенсорный интроверт (ЭСИ). Эмоции, ассоциируемые с творчеством, у ЭСИ находятся в подсознании, в том самом блоке, смысл которого - быть примером для других. А вот логика и деловые качества у людей этого типа несамостоятельны и программируются окружающими. В первую очередь, конечно, ближайшим окружением. Ее муж, Александр Долгин, принадлежит к уже знакомому нам типу ЛСИ, причем недуализированному: пара ЭСИ-ЛСИ не является дуальной, это сочетание дает деловые отношения. Любопытно, что интуиция и у того, и у другого типа слабая, самоотверженный труд - норма. Оба типа интровертны, то есть нуждаются во внимании, обычно предоставляемом экстравертами. Оба статики.

Видимо, описанными причинами и объясняется обилие бесцветных усредненных сочинений, выпущенных Ираидой Юсуповой на компакт-дисках для всеобщего ознакомления. Фрагменты из "Царя Демьяна" имеют ту же бесцветную неиндивидуальную специфику, происхождение которой разъяснено выше. Но не одна внушаемость тому виной. Взаимовлияние живых существ на расстоянии описано А.Г.Гурвичем более пятидесяти лет назад.

Эксперименты ведутся и сейчас. В Московском университете (А.Б.Бурлаков и др.) изучалось развитие икринок вьюна и взаимодействие икринок. Икринки высокого качества помещались в один стакан, икринки низкого качества - в другой. Стаканы ставили рядом и изолировали от внешних воздействий. Икринки низкого качества начинали развиваться быстрее и более синхронно. Плохая икра, в свою очередь, негативно влияла на хорошую, замедляя развитие и увеличивая смертность зародышей.

Все мы немного икринки.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Муравьева, Звуки вечности /18.04/
Завершился фестиваль, посвященный 130-летию С.В.Рахманинова. Безусловной кульминацией стало выступление Капеллы Юрлова: она - идеальный проводник рахманиновских идей, владеющий не только филигранной структурой голосоведения, но и абсолютно вневременным звучанием.
Илья Овчинников, Живое и мертвое у Прокофьева и Шостаковича /15.04/
Концерты, посвященные 50-летию смерти Сергея Прокофьева, всё больше напоминают о незавидной сценической судьбе сочинений композитора. Зато недавние исполнения его музыки Валерием Полянским и Михаилом Плетневым показали, что первый иной раз может прыгнуть выше головы, тогда как имя второго - не всегда гарантия качества.
Ирина Муравьева, Мириады красоты /09.04/
Фестиваль "Посвящение: век ХХ". Казалось, сам воздух Врубелевского зала Третьяковки наполнился в тот вечер рафинированными энергиями искусства модерна: французская музыка конца XIX в. - К.Сен-Санс, Г.Форе - и оптически проявленная среда фантастического пространства врубелевской живописи.
Илья Овчинников, Моцарт : банджо, мыльница и блюз /04.04/
Очередная программа плетневского оркестра обернулась незапланированной акцией "Музыканты шутят"; в скрипичном концерте Моцарта Жиль Апап свистел, пел под собственный аккомпанемент на скрипке, импровизировал в стиле кантри и играл чардаш, переходящий в "блатняк". О подобных сюрпризах лучше предупреждать заранее.
Алексей Яковлев, "Мы с барином уже закончили каватину..." /02.04/
Пресса обрушила на нас сенсацию: речь о постановке "Руслана и Людмилы" в Большом - "такого у нас еще не было"! Постановка, хоть и концертная, будет играться на диковинных инструментах - и они уже завезены. Убережем себя от дискуссии по поводу аутентичного Глинки - премьера не за горами; но откуда пристрастие Ведерникова к аутентизму?
предыдущая в начало следующая
Юрий Братков
Юрий
БРАТКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru