Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Истерика и катарсис накануне Пасхи
Дата публикации:  30 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Программа нынешнего Пасхального фестиваля была объявлена в конце января, и любой из ее вечеров ожидался как исключительное событие столичной концертной жизни. Ближе к делу оказалось, что накануне фестиваля Москву ожидают как минимум три незаурядные программы - Шарль Дютуа с оркестром NHK, Геннадий Рождественский с премьерой музыки балета Рихарда Штрауса "Легенда об Иосифе" и исполнение "Песен Гурре" Шенберга с участием Клауса Марии Брандауэра. Предфестивальная неделя также порадовала возможностью услышать живьем музыку Бартока и Онеггера, и столичная публика в какой-то мере перебила себе аппетит: из четырех концертов фестиваля три прошли без особого ажиотажа, а слушатели обсуждают "Песни Гурре" едва ли не более активно, чем текущие программы. Будем надеяться, что Пасхальный фестиваль успеет войти в надлежащую форму, а пока поговорим о концертах прошедшей недели, в совокупности составивших вполне цельный контекст.

Программа, представленная 21 апреля оркестром МГАФ п/у Владимира Вербицкого, носила отчасти просветительский характер: любимый публикой концерт Брамса для скрипки и виолончели обрамляли не слишком известные оркестровые произведения. К сожалению, и поэма Листа "Орфей", и Брамс прозвучали достаточно размыто. Исполнение Натальи Гутман и Виктора Третьякова было небезупречным, но уверенным и точным, зато оркестр играл, будто бы находясь где-то далеко. Ни с солистами, ни между собой музыканты не добились необходимого равновесия - в последней части, повторенной на бис, звуку оба раза не хватало баланса. Концерт продолжила сюита Форе "Пеллеас и Мелисанда", в основном интересная тем, что ее автор первым среди композиторов обратился к метерлинковскому сюжету, вдохновившему позже Дебюсси, Сибелиуса и Шенберга. Написанная в 1898 г., музыка Форе явным образом тяготеет к XIX веку, лишь изредка демонстрируя неожиданные гармонии.

Барток Из четырех частей сюиты наиболее убедительно прозвучала "Сицилиана", которую открывает флейта в сопровождении арфы - этот потенциальный шлягер был бы на своем месте как в антологии французской музыки, так и в сборнике "Популярная классика". Неожиданностью стала сюита Бартока "Чудесный мандарин", завершившая программу. Один из самых известных опусов венгерского композитора, сложный для исполнения и звучащий в Москве не каждый год, после вяло сыгранных Листа, Брамса и Форе "Мандарин" произвел впечатление вихря, землетрясения и водопада в одном флаконе. Подобно "Весне священной" Стравинского, премьера балета Бартока вызвала скандал, однако диссонансов и непривычных созвучий в "Мандарине" куда больше, нежели в "Весне". Тем любопытнее, что столь сложную музыку Вербицкий смог сделать увлекательной и захватывающей - радостное удивление оркестрантов во время игры было видно невооруженным глазом, и "Чудесный мандарин" был с восторгом принят публикой.

Отрадно, что Барток - нечастый гость на нашей сцене - прозвучал должным образом; на следующий день в консерватории исполнялась музыка Артюра Онеггера - еще одного композитора ХХ века "второй степени известности". Программу концерта БСО, состоявшегося 22 апреля, составили достаточно странно, дополнив музыку Онеггера шестой симфонией Чайковского: композитор, чье имя в свое время воплощало идею технического прогресса в музыке, не слишком "рифмуется" с романтическим Петром Ильичем. Куда интереснее было бы послушать Онеггера в паре со Стравинским или Пуленком, Прокофьевым или Хиндемитом, Шостаковичем или Равелем. Хорошую компанию Онеггеру могли бы составить также Бах и Моцарт, дань которым композитор отдал в "неоклассических" сочинениях; одно из них - концертино для фортепиано с оркестром - оказалось наиболее заметным моментом вечера.

Онеггер В отличие от третьей симфонии и пьесы "Пасифик-231", концертино (1924) не принадлежит к числу онеггеровских хитов; это тем более обидно, что десятиминутное искрометное сочинение украсило бы репертуар любого пианиста. Если в остальных номерах программы дирижер Миша Дамев чувствовал себя менее уверенно, то концертино под его управлением прозвучало на одном дыхании. Особенно выигрышны были диалоги пианиста Сергея Кузнецова с трубой, скрипкой, фаготом и другими инструментами оркестра. Парадоксальные созвучия духовых напомнили "Сказку о солдате" Стравинского; примечательно, что в том же году Стравинский закончил концерт для фортепиано и духовых, где, как и у Онеггера, проявилась тенденция к соединению классической концертной модели с приемами джазовой игры. Следом Кузнецов без перерыва сыграл будто бы на бис две пьесы Шумана, но здесь его лаконичная, холодноватая манера оказалась куда менее уместна.

В программе звучала также вторая симфония Онеггера, впервые исполненная в Швейцарии в 1942 году: в силу явной антивоенной направленности, сыграть ее в оккупированной Франции было невозможно. Симфония написана для струнного оркестра, в финале поддержанного трубой; увы, необходимого баланса достичь не удалось - из ложи первого амфитеатра труба то перекрывала оркестр, то полностью пропадала. Однако сам факт исполнения музыки Онеггера не может не радовать; что же до шестой симфонии Чайковского, то несмотря на недостаточную "совместимость" с Онеггером она прозвучала сравнительно удачно. Качественное исполнение позволило ощутить место произведения в европейской симфонической традиции - немного в стороне от Брамса, между Берлиозом и Малером. Вполне по-малеровски продирижировал Чайковским Валерий Гергиев на открытии Пасхального фестиваля (в тот же день он успел сыграть шестую симфонию Малера в Брюгге), а эталонное звучание Берлиоза 24 апреля столице представил Шарль Дютуа (в свою очередь, выдающийся интерпретатор наследия Онеггера).

Аргерих Первоначально в концерте должна была принимать участие Марта Аргерих, чье пристрастие к выступлениям вместе с бывшими мужьями хорошо известно. Вряд ли кто-то сможет забыть ее прошлогодний концерт с БСО под управлением Александра Рабиновича-Бараковского (особенно "Красивую музыку #3" самого же Рабиновича-Бараковского), однако в отсутствие экс-супруги дирижер-композитор едва ли смог бы заинтересовать слушателей. Шарль Дютуа, еще один бывший муж пианистки, не только покорил публику, но и помог забыть о том, что звездное имя исчезло из афиши в последний момент. Один из крупнейших современных дирижеров, Дютуа приехал к нам с оркестром японского радио и телевидения; контракт коллектива с Мартой Аргерих заключен на весь текущий тур, однако проблемы со здоровьем не позволили пианистке приехать в Россию. В спешном порядке Аргерих была заменена на Михаила Плетнева, что заставило часть меломанов сдать билеты - и зря: и оркестр, и дирижер показали игру высочайшего класса.

Программу открыл десятиминутный опус современного японского композитора Тору Такемицу - "Церемониал" для оркестра и шо: тембр этого духового инструмента напоминает баян, которому придали скрипичную пронзительность. Шо пришел в Японию из Китая около 1300 лет назад и в течение столетий использовался для исполнения придворной музыки. Инструмент, на котором играет Маюми Мията, - профессиональная исполнительница на шо - стоит около 40 тысяч долларов. "Церемониал" открылся и закрылся развернутыми сольными эпизодами шо; оркестр с первых же нот продемонстрировал необыкновенно свежий и чистый звук - вдвойне объемный за счет размещенных в зале солистов. Игра музыкантов на сцене и вне ее удивительным образом создавала единую звуковую ткань, особенно заметную на фоне того, что двумя днями раньше при исполнении Онеггера аналогичный "фокус" не слишком удался федосеевскому оркестру.

Игра Михаила Плетнева в первом концерте Бетховена не принесла больших сюрпризов. Многократно повторяющиеся бетховенские пассажи Плетнев одолевал легко и уверенно, напоминая о том, что именно Бетховен - а не Найман, не Гласс и даже не Равель - в какой-то мере был первым минималистом. Главный интерес представлял все же не Плетнев, а Дютуа - уверенный в себе хозяин положения, торжественный и спокойный одновременно. В том, до какой степени дирижер владеет процессом, он немного напоминает Геннадия Рождественского; однако если тот иной раз полностью погружается в исполняемую музыку, словно впадая в детство от радости, то Дютуа за пультом не забывает о том, что происходящее - до некоторой степени игра. Однако для него это самая серьезная игра на свете, и первое отделение завершилось заслуженной овацией.

Дютуа Вечер продолжила "Фантастическая симфония" Берлиоза. Февральский концерт, в котором симфонию исполнил Кент Нагано, справедливо оценивался критиками как центральное событие сезона - тем интереснее было услышать интерпретацию Дютуа. Если Нагано предложил свое видение симфонии сквозь опыт музыки ХХ века, то Дютуа напомнил о том, что Берлиоз в первую очередь романтик и француз. В музыке Франции Дютуа чувствует себя так уверенно, что дирижирует наизусть, без нот; от этого струнные у него звучат так синхронно, а духовые - так чисто. Иногда маэстро не мог удержаться и начинал пританцовывать, напоминая паука - казалось, что у него как минимум четыре руки. "Этого не может быть, - восхищался мой сосед по партеру, - я слышу все инструменты!" Финал встретила еще более бурная овация, завершившаяся бисами - Фарандолой из "Арлезианки", Венгерским танцем #1 и увертюрой к "Руслану и Людмиле". Казалось, что дирижера подобного класса теперь удастся услышать нескоро, однако на следующий же день меломаны получили еще один подарок - концерт Геннадия Рождественского.

Если в марте Рождественский выступал в Москве с одной из своих фирменных программ, хорошо известной слушателям, то 25 апреля он включил в концерт редкие сочинения, напомнив о себе как о просветителе. Вечер открыла оркестровая серенада Моцарта #9 "Posthorn" ("С почтовым рожком"), по масштабу и глубине близкая моцартовским симфониям. По сравнению с большинством серенад Моцарта, девятая более драматична и контрастна: игривые эпизоды, напоминающие знаменитый терцет масок из "Дон Жуана", соседствуют с тревожными медленными частями. В иные моменты Рождественский не мог скрыть своего удовольствия: казалось, будто он полностью уверен в оркестре и стоит за пультом лишь для порядка. Впрочем, во время наиболее курьезного эпизода серенады лицо дирижера было непроницаемым: речь о менуэте, украшенном удивительными пассажами "почтового рожка", не совпадающими с оркестром ни по ритму, ни по тональности. В письменном комментарии к серенаде Рождественский скромно умолчал об этом сюрпризе, напоминающем скорее Айвза, нежели Моцарта.

Рождественский Программу завершила российская премьера "Легенды об Иосифе" - балета Рихарда Штрауса, написанного по заказу Дягилева в 1914 г. По аналогии с балетами Стравинского и Равеля, "Иосиф" - своего рода балетная симфония, равноценная штраусовским симфоническим хитам и лишь по недоразумению уступающая им в популярности. Соседство Штрауса и Моцарта в концерте закономерно - и дело не только в преклонении Штрауса перед моцартовским гением; многие страницы "Иосифа" написаны с явной ориентацией на венских классиков, а начало балета напоминает Бетховена. Впрочем, "псевдоклассицизм с мгновенным разоблачением" крайне любим композиторами ХХ века - менее чем через минуту звучит совсем не бетховенское скрипичное соло. Музыку балета отличает характерная для рубежа XIX-XX вв. вагнеро-малеровская гигантомания - огромный оркестр, дополненный басовым гобоем, контрабасовым кларнетом, органом и четырьмя челестами, звук которых напоминает музыкальные игрушки для младенцев. Удивительно, что при такой сложности партитуры и почти полном отсутствии традиции ее исполнения Рождественский справился с ней ровно за то время, которое указал в комментарии - один час и шесть минут!

С именем Рихарда Штрауса напрямую связана оратория Шенберга "Песни Гурре", исполненная на Новой сцене Большого театра 26 апреля под управлением Николая Алексеева. Это грандиозное сочинение - одно из наиболее заметных в раннем творчестве изобретателя додекафонии, когда основными ориентирами Шенбергу служили Брамс, Вагнер, Малер и собственно Штраус. Стилистика "Песен Гурре" иногда так близка названным композиторам, что во время концерта закрадывалась мысль: не обладал ли Шенберг, подобно Стравинскому, талантом имитации чужих музыкальных моделей? Однако речь здесь не столько о подражании и об ученичестве, сколько о параллелях: если оратория Шенберга может напомнить Восьмую симфонию Малера ("симфонию тысячи участников") нестрогой композицией и грандиозным исполнительским аппаратом, то замысел оркестровки "Песен Гурре" возник у Шенберга задолго до появления малеровского шедевра. Вместе с тем, нельзя не отметить характерного названия этой драматической оратории, в которой участвуют расширенный состав оркестра, четыре хора, пять солистов и чтец: при явном сходстве с операми Вагнера, "Песни Гурре" восходят и к малеровским песенно-симфоническим опусам, а игривая ария шута прямо напоминает одну из песен цикла "Чудесный рог мальчика".

Брандауэр Романтическую историю любви короля Вальдемара к юной красавице Тове сыграли солисты Гленн Уинслейд и Мелани Динер; роль Лесной Голубки, приносящей горестную весть, исполнила Марианна Тарасова. Главным потрясением вечера стало выступление Клауса Марии Брандауэра в роли чтеца: трудно было поверить в то, что драматический актер может до такой степени проникнуть в сложнейший художественный мир композитора, обогащая романтическое произведение типично экспрессионистскими интонациями. В возбужденной игре актера, балансировавшей на грани истерики и катарсиса, слышались отзвуки более поздних опусов Шенберга - будь то "Лунный Пьеро" или "Моисей и Аарон". И если не всех слушателей устроила игра оркестра Большого театра, усиленного коллективом "Русская филармония", то эпизод с Брандауэром примирил практически всех - исполнение "Песен Гурре" уже назвали событием месяца. Среди того, что обещает Пасхальный фестиваль - премьера оперы Мартынова "Новая жизнь" и постановка "Бориса Годунова" в Кремле, хоровые, симфонические и камерные программы; однако нельзя не порадоваться тому, что еще до начала фестиваля московская концертная жизнь оказалась столь насыщенной. Хотелось бы приблизить те времена, когда подобные совпадения станут правилом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юрий Братков, Феномен коллективного сочинительства с точки зрения кибернетики /28.04/
Впрочем, основная причина Петром Поспеловым, главным организатором и идеологом акции, формулируется почти прямо: искания демонстрируют возможность поставить производство на поток. Поясним: имеется в виду построение системы, позволяющей как блины печь - нет, не шедевры. Продукцию.
Ирина Муравьева, Звуки вечности /18.04/
Завершился фестиваль, посвященный 130-летию С.В.Рахманинова. Безусловной кульминацией стало выступление Капеллы Юрлова: она - идеальный проводник рахманиновских идей, владеющий не только филигранной структурой голосоведения, но и абсолютно вневременным звучанием.
Илья Овчинников, Живое и мертвое у Прокофьева и Шостаковича /15.04/
Концерты, посвященные 50-летию смерти Сергея Прокофьева, всё больше напоминают о незавидной сценической судьбе сочинений композитора. Зато недавние исполнения его музыки Валерием Полянским и Михаилом Плетневым показали, что первый иной раз может прыгнуть выше головы, тогда как имя второго - не всегда гарантия качества.
Ирина Муравьева, Мириады красоты /09.04/
Фестиваль "Посвящение: век ХХ". Казалось, сам воздух Врубелевского зала Третьяковки наполнился в тот вечер рафинированными энергиями искусства модерна: французская музыка конца XIX в. - К.Сен-Санс, Г.Форе - и оптически проявленная среда фантастического пространства врубелевской живописи.
Илья Овчинников, Моцарт : банджо, мыльница и блюз /04.04/
Очередная программа плетневского оркестра обернулась незапланированной акцией "Музыканты шутят"; в скрипичном концерте Моцарта Жиль Апап свистел, пел под собственный аккомпанемент на скрипке, импровизировал в стиле кантри и играл чардаш, переходящий в "блатняк". О подобных сюрпризах лучше предупреждать заранее.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru