Русский Журнал
/ Обзоры / Музыка www.russ.ru/culture/song/20030520_ilya.html |
Лезгинка должна быть кавказской, а оркестр - российским Илья Овчинников Дата публикации: 20 Мая 2003
Вспоминая Хачатуряна, мы говорим, как правило, о двух гранях его личности. Во-первых, автор вальса к драме "Маскарад", балетов "Гаянэ" и "Спартак" - музыки яркой, но ассоциирующейся скорее с подборками "популярной классики", нежели с высоким искусством. Во-вторых, успешный представитель советского музыкального истеблишмента, чьи сочинения активно исполнялись, ставились и записывались. Ставя знак равенства между именем Хачатуряна, Союзом композиторов и "Танцем с саблями", мы рискуем забыть о том, что именно Хачатурян наряду с Шостаковичем, Прокофьевым, Мясковским, Шебалиным был в 1948 году осужден за формализм. Поводом к атаке стала опера Мурадели "Великая дружба"; среди ее моментов, возмутивших вождя, оказалась лезгинка. События 1948 года были отражены Шостаковичем в "Антиформалистическом райке", один из героев которого - искусствовед в штатском по фамилии Двойкин - сообщает:
По иронии, 55 лет спустя именно лезгинка из балета "Гаянэ" стала кульминацией вечера, посвященного столетию Хачатуряна. Возникала даже иллюзия того, что Владимир Федосеев не столько дирижирует, сколько танцует лезгинку, кавказский колорит которой ощущался в полной мере - музыковед Двойкин был бы доволен. Лезгинка, как и неизбежный "Танец с саблями", порадовала умением Федосеева передать средствами огромного оркестра присущую этой музыке легкость. Ключевым пунктом концерта стало "Большое адажио" из балета "Спартак", во время которого на экраны справа и слева от сцены проецировались кадры, запечатлевшие Хачатуряна на прогулке, за фортепиано, за дирижерским пультом. Если зрители в целом были не слишком деликатны (постоянные разговоры вслух, аплодисменты между частями, звонки мобильных телефонов), то в эти минуты они буквально не дышали: казалось, что звучавшая музыка исходит непосредственно от Хачатуряна, дирижировавшего на экране. Конфликт вокруг РНО вышел на новый виток около месяца назад, когда руководители оркестра созвали пресс-конференцию под лозунгом "Правда и ложь". Речь шла о двусмысленной, мягко говоря, ситуации, возникшей в результате приказа Минкульта от 24 января о создании "Российского национального филармонического оркестра" - РНФО - под руководством Владимира Спивакова. Тогда, 12 апреля, художественный руководитель РНО Михаил Плетнев и генеральный продюсер оркестра Сергей Марков не скрывали своей обиды на Министерство культуры, ведь новый "спиваковский" коллектив не только оттянул бы к себе львиную долю "плетневских" кадров, но и фактически присвоил бы уже раскрученное имя. Еще более явным образом эта обида ощущалась на форуме сайта РНО, где Марков отвечал на вопросы посетителей (на данный момент, кстати, эта страница недоступна): "Если оркестру, который для него создают, хотят присвоить чужое имя, то ему не следовало бы это принимать. Вот если в милиции в паспортном столе у Спивакова найдется поклонник и выпишет ему в подарок паспорт с фамилией Моцарт, то станет Владимир Теодорович им пользоваться? Он может оказаться в смешном положении. А если написать "Моцартъ" с твердым знаком, это меняет дело?" Ситуация получила неожиданное разрешение 15 мая, когда Михаил Швыдкой и Сергей Марков подписали договор о сотрудничестве между Министерством культуры и РНО сроком на 5 лет. По словам Маркова, подобного взаимопонимания с государством оркестру всегда не хватало, однако достичь его удалось лишь за последние две недели. Швыдкой подчеркнул, что Минкульт впервые заключает подобное соглашение, хотя государству следует поддерживать учреждения культуры независимо от источников их финансирования. Оговорен ряд программ РНО, - в первую очередь, это выступления для детей, гастроли в провинции, пропаганда современной музыки и возрождение памяти о редко исполняемых отечественных композиторах - которые государство готово поддерживать. Улажен вопрос и с дублирующимися названиями: в соответствующий приказ будет внесена поправка, согласно которой новый коллектив будет называться Национальным филармоническим оркестром России. К сожалению, так и не удалось выяснить, что именно побудило конфликтующие стороны столь стремительно поменять свои позиции: на пресс-конференции никто об этом не спросил, а кулуарные объяснения Маркова носили достаточно общий характер. Кстати, в тот день в рабочем графике Швыдкого сошлись два будто бы взаимоисключающих события: на пять была назначена пресс-конференция с Плетневым, а часом позже Швыдкому предстояло встретиться со Спиваковым - в итоге Швыдкой, Плетнев и Спиваков столкнулись в коридоре. Министр воспользовался этой случайностью, и при его посредничестве Плетнев и Спиваков пожали друг другу руки; состоялось примирение Владимира Теодоровича и с Сергеем Марковым. Хочется надеяться, что все высказанные за последнее время взаимные претензии остались в прошлом, и на повестку дня вновь выйдут вопросы скорее творческого, нежели скандального, характера. |