Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Лезгинка должна быть кавказской, а оркестр - российским
Дата публикации:  20 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С начала мая БСО п/у В.Федосеева представил уже вторую незаурядную программу. Первая, посвященная годовщине смерти Светланова, на фоне Пасхального фестиваля прошла незамеченной: о концерте, состоявшемся 3 мая под управлением А.Лазарева, в прессе не появилось ни одного отклика. Второй программе, посвященной 100-летию со дня рождения Арама Хачатуряна и прозвучавшей 13 мая, повезло чуть больше.

Вспоминая Хачатуряна, мы говорим, как правило, о двух гранях его личности. Во-первых, автор вальса к драме "Маскарад", балетов "Гаянэ" и "Спартак" - музыки яркой, но ассоциирующейся скорее с подборками "популярной классики", нежели с высоким искусством. Во-вторых, успешный представитель советского музыкального истеблишмента, чьи сочинения активно исполнялись, ставились и записывались. Ставя знак равенства между именем Хачатуряна, Союзом композиторов и "Танцем с саблями", мы рискуем забыть о том, что именно Хачатурян наряду с Шостаковичем, Прокофьевым, Мясковским, Шебалиным был в 1948 году осужден за формализм. Поводом к атаке стала опера Мурадели "Великая дружба"; среди ее моментов, возмутивших вождя, оказалась лезгинка. События 1948 года были отражены Шостаковичем в "Антиформалистическом райке", один из героев которого - искусствовед в штатском по фамилии Двойкин - сообщает:

В кавказских операх лезгинка
Простой должна быть и известной,
Лихой, обычной, популярной
И обязательно кавказской!

По иронии, 55 лет спустя именно лезгинка из балета "Гаянэ" стала кульминацией вечера, посвященного столетию Хачатуряна. Возникала даже иллюзия того, что Владимир Федосеев не столько дирижирует, сколько танцует лезгинку, кавказский колорит которой ощущался в полной мере - музыковед Двойкин был бы доволен. Лезгинка, как и неизбежный "Танец с саблями", порадовала умением Федосеева передать средствами огромного оркестра присущую этой музыке легкость. Ключевым пунктом концерта стало "Большое адажио" из балета "Спартак", во время которого на экраны справа и слева от сцены проецировались кадры, запечатлевшие Хачатуряна на прогулке, за фортепиано, за дирижерским пультом. Если зрители в целом были не слишком деликатны (постоянные разговоры вслух, аплодисменты между частями, звонки мобильных телефонов), то в эти минуты они буквально не дышали: казалось, что звучавшая музыка исходит непосредственно от Хачатуряна, дирижировавшего на экране.

Наряду с номерами из "Маскарада", "Спартака" и "Гаянэ", прозвучали два масштабных сочинения - скрипичный и виолончельный концерты (солировали Арабелла Штайнбахер и Денис Шаповалов). В свое время занимавшие заметные места в отечественном концертном репертуаре, сейчас они исполняются нечасто, что дает возможность оценить их как бы с нуля. Некоторые моменты концертов кажутся похожими одновременно на все, однако на что именно - определить невозможно: начинаешь догадываться, что эта мнимая банальность - и есть неповторимый стиль Хачатуряна, который трудно спутать с почерком любого другого современного композитора.

Автор "Танца с саблями" в этот вечер предстал перед публикой как глубокий и разносторонний драматург; имя его постоянно на слуху, однако мы плохо знаем его музыку: концерты для скрипки, виолончели и фортепиано сравнительно известны, но часто ли приходится слышать его выдающиеся концерты-рапсодии для этих же инструментов, его симфонии, его "Оду радости"? Последняя будет исполнена оркестром "Новая Россия" в июне, а пока будем надеяться на то, что концерт Большого симфонического оркестра отчасти возродит интерес к музыке Арама Хачатуряна: этот самобытный композитор не зря встал в ряд с Прокофьевым и Шостаковичем как "формалист" - их дело он продолжил вполне достойно, хотя и пережил последнего лишь на три неполных года. В целом, для БСО текущий месяц богат событиями: помимо двух концертов, следует назвать грядущую совместную программу с гитаристом Пепе Ромеро и состоявшуюся в конце апреля встречу Путина с представителями коллективов, получивших президентский грант - на встрече присутствовали и делегаты от БСО. Как известно, государственной поддержкой оказался обделен Российский национальный оркестр, однако на прошлой неделе ему неожиданно протянуло руку помощи Министерство культуры.

Конфликт вокруг РНО вышел на новый виток около месяца назад, когда руководители оркестра созвали пресс-конференцию под лозунгом "Правда и ложь". Речь шла о двусмысленной, мягко говоря, ситуации, возникшей в результате приказа Минкульта от 24 января о создании "Российского национального филармонического оркестра" - РНФО - под руководством Владимира Спивакова. Тогда, 12 апреля, художественный руководитель РНО Михаил Плетнев и генеральный продюсер оркестра Сергей Марков не скрывали своей обиды на Министерство культуры, ведь новый "спиваковский" коллектив не только оттянул бы к себе львиную долю "плетневских" кадров, но и фактически присвоил бы уже раскрученное имя. Еще более явным образом эта обида ощущалась на форуме сайта РНО, где Марков отвечал на вопросы посетителей (на данный момент, кстати, эта страница недоступна): "Если оркестру, который для него создают, хотят присвоить чужое имя, то ему не следовало бы это принимать. Вот если в милиции в паспортном столе у Спивакова найдется поклонник и выпишет ему в подарок паспорт с фамилией Моцарт, то станет Владимир Теодорович им пользоваться? Он может оказаться в смешном положении. А если написать "Моцартъ" с твердым знаком, это меняет дело?"

Ситуация получила неожиданное разрешение 15 мая, когда Михаил Швыдкой и Сергей Марков подписали договор о сотрудничестве между Министерством культуры и РНО сроком на 5 лет. По словам Маркова, подобного взаимопонимания с государством оркестру всегда не хватало, однако достичь его удалось лишь за последние две недели. Швыдкой подчеркнул, что Минкульт впервые заключает подобное соглашение, хотя государству следует поддерживать учреждения культуры независимо от источников их финансирования. Оговорен ряд программ РНО, - в первую очередь, это выступления для детей, гастроли в провинции, пропаганда современной музыки и возрождение памяти о редко исполняемых отечественных композиторах - которые государство готово поддерживать. Улажен вопрос и с дублирующимися названиями: в соответствующий приказ будет внесена поправка, согласно которой новый коллектив будет называться Национальным филармоническим оркестром России.

К сожалению, так и не удалось выяснить, что именно побудило конфликтующие стороны столь стремительно поменять свои позиции: на пресс-конференции никто об этом не спросил, а кулуарные объяснения Маркова носили достаточно общий характер. Кстати, в тот день в рабочем графике Швыдкого сошлись два будто бы взаимоисключающих события: на пять была назначена пресс-конференция с Плетневым, а часом позже Швыдкому предстояло встретиться со Спиваковым - в итоге Швыдкой, Плетнев и Спиваков столкнулись в коридоре. Министр воспользовался этой случайностью, и при его посредничестве Плетнев и Спиваков пожали друг другу руки; состоялось примирение Владимира Теодоровича и с Сергеем Марковым. Хочется надеяться, что все высказанные за последнее время взаимные претензии остались в прошлом, и на повестку дня вновь выйдут вопросы скорее творческого, нежели скандального, характера.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Яковлев, Каватина с душком /12.05/
Ложь - она и в музыке ложь. И Большом театре - тоже. Афиша приглашает на спектакль "Руслан и Людмила". Авторы либретто - Е.Левашев и Н.Тетерина! Недалек уже день, когда поставят "Бориса Годунова". И в графе "Авторы" будет "Группа консультантов" при участии М.Мусоргского. А к либретто, возможно, будет причастен А.Пушкин. Готовьтесь, читатель!
Илья Овчинников, Жизнь героя в фестивальную пору /07.05/
Симфоническая программа Пасхального фестиваля взяла в первые дни мая короткий тайм-аут. Cвято место пусто не бывает - 3 мая место за дирижерским пультом занял Александр Лазарев. Досадно, что столь качественный вечер оказался в тени программ Пасхального фестиваля: некоторые из них уступали лазаревской в сбалансированности и чувстве меры.
Ирина Муравьева, Чего хочет Руслан? /30.04/
Бурный пиар Большого театра по случаю премьеры "Руслана" возымел действие - премьерой заинтересовался Президент. Однако берлинский "автограф" оперы сыграют только через год, на сей же раз пафос научных достижений свелся к звучанию инструментов времен Глинки. Хотя для наслаждения искусством вовсе не требуются многотрудные изыскания.
Илья Овчинников, Истерика и катарсис накануне Пасхи /30.04/
Любой из вечеров Пасхального фестиваля ожидался как исключительное событие. Однако перед праздником Москву порадовали Шарль Дютуа с оркестром NHK, Геннадий Рождественский с премьерой "Легенды об Иосифе" и исполнение "Песен Гурре" Шенберга с участием Брандауэра. В итоге столичная публика просто перебила себе аппетит.
Юрий Братков, Феномен коллективного сочинительства с точки зрения кибернетики /28.04/
Впрочем, основная причина Петром Поспеловым, главным организатором и идеологом акции, формулируется почти прямо: искания демонстрируют возможность поставить производство на поток. Поясним: имеется в виду построение системы, позволяющей как блины печь - нет, не шедевры. Продукцию.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru