Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20030523_rr.html

Для детей и для взрослых
"В "Оперном доме" я просто писал музыку языком восемнадцатого века"

Алексей Рыбников

Дата публикации:  23 Мая 2003

Русский Журнал: Алексей Львович, как вы думаете, почему и сегодня среди мэтров российской театральной музыки и киномузыки, композиторов крупной формы, авторов фундаментальных произведений в основном все те же имена, что и 20-30 лет назад (Рыбников, Шварц, Крылатов, Гладков, Дашкевич)? Что происходит с молодыми композиторами? Неужели они все поголовно уходят в шоу-бизнес, или так называемую "попсу", в поисках скорой наживы (где, к сожалению, теряют способность творить волшебство, бросать вызов)? Или может быть, им просто не хватает таланта или везения? От нас ушли Микаэл Таривердиев и Альфред Шнитке. Кто способен сегодня прийти им на смену, преподнести свое творчество так, как это сделали они?

Алексей Рыбников: Я сам с ужасом отношусь к сложившийся ситуации. Не в обиду тем молодым композиторам, которые сейчас работают, все-таки выдающихся достижений пока нет ни у кого. Наверное, это связано с ломкой политического строя, с теми процессами, которые происходят в современной России.

Бесспорно, не прошли бесследно и годы советской власти. Лучшие советские композиторы воспитывались на диссидентском отношении к той, прежней власти, была какая-то борьба, было какое-то сопротивление, и самое главное - была еще очень сильная школа, не утерянная с прежних времен. И какие были преподаватели: Хачатурян, Шостакович, Кабалевский, Хренников, люди, за которыми была огромная школа.

В постсоветское время внимание к культуре, к музыке со стороны государства полностью было утрачено.

За это время не появилось ни меценатов, ни богатых компаний, готовых вкладывать средства, поэтому была разрушена музыкальная культура, разрушена музыкальная школа.

Должны появиться новые серьезные имена, хотя, с другой стороны, еще и рынок предъявляет требования - и очень определенные. Нужна танцевально-дискотечная музыка для обслуживания звезд с безымянными безвестными композиторами, серьезная музыка никому не нужна.

Кстати, это тоже огромная проблема, ведь для так называемой "попсы" иногда появляются неплохие песни, и мелодии хорошие, и стихи запоминающиеся, а кто их написал - мы не знаем. Иногда говорят, вот, певец написал песню, ничего подобного, ее мог написать совершенно другой человек и отдать ему песню вместе с именем, поэтому для композиторов сложилась трагичнейшая ситуация, и те люди, которые сейчас заканчивают консерваторию, столкнутся с ней, им будет невероятно сложно вписаться в это общество

РЖ: Несмотря на то, что вы никогда не отдавали в своем творчестве приоритет работе над кинофильмами, тем не менее, ваша фильмография представлена более чем 100 кинокартинами. Более всего именно по этой стороне вашего творчества мы знаем вас как композитора. По этому вопрос такой: существуют ли такие режиссеры (в театре или кино), с которыми вам действительно хотелось бы поработать, но в силу определенных причин творческий союз не складывался?

А.Р.: К режиссерам я отношусь как к дару судьбы: с кем приходилось работать с тем, и работал Всегда интересно было работать с Захаровым, интересно было иногда с Грамматиковым работать, с тем же Нечаевым. Действительно, сложилось такая ситуация, что с теми режиссерами, с которыми мы сделали лучшие работы, потом мы не встречались. Не знаю, почему это происходило, наверное, потому, что музыка слишком выпирала из этих фильмов, режиссеры - очень ревнивый народ, и им хотелось, чтобы говорили не только про музыку, но и еще про то, что фильм хороший.

РЖ: Как вы думаете, когда наступят такие времена, при которых классическая музыка снова станет так же популярна и востребована широкой аудиторией, как это было в 50-60-е годы?

А.Р.: В мире, скажем так, классическая музыка достаточно востребована в узких кругах. И все-таки в мире симфонические концерты посещаются, считаются очень престижными, но там у населения немножко другая культура. У нас, если уйдет в прошлое бандитский период, когда хлынула публика совершенно непонятная с деньгами, которая, собственно, и диктовала моду и вкус, если публика немножко образумится, вырастут дети культурнее родителей, значит - и у нас кто-то будет внимательнее относится к симфонической музыке.

РЖ: Когда мы сможем увидеть и услышать "Ночную песнь", "Вечные танцы любви", которые на сегодняшний день как бы покрыты некой тайной, поскольку нигде не ставятся и не издаются? И какова дальнейшая судьба "Звезда и смерть Х.М."? Будет ли спектакль возрожден, или запись, некогда сделанная на "Мелодии", останется единственным воспоминанием об этой замечательной рок-опере? Будет ли издана ваша электронная музыка? Музыка Э.Артемьева потихоньку появляется. Вангелис, К.Шульц, Ж.-М. Жарр тоже издают практически все свои произведения. Когда же услышим вас?

А.Р.: "Звезду и смерть" выпускает сейчас "Бомба мьюзик".

Будет ли спектакль возрожден? На все подобные вопросы могу ответить так: все нуждается только в одном - в финансировании. Есть желание сделать и "Хоакина", и поставить балет, и выпустить диски, но на все это требуются деньги. Финансировать новые проекты никто не хочет, не любит и ни под каким видом это не делает, у нас единственное, на что хватает, - это прокатывать старые произведения.

Та же "Бомба" издает только старые записи.

С огромным трудом была сделана новая запись "Юноны и Авось", и этот проект начался с того, что долго искали, кто бы профинансировал этот проект. В итоге это сделал Андрей Дробышев, промышленник-металлург с Урала. Если бы он это не сделал, то и новой записи не появилось. Культура сейчас во многом зависит от денег, и все мои проекты зависят только от этого. Выпускающие фирмы подсчитывают, сколько нужно вложить, а вложить нужно по нынешним временам довольно много, и студия стоит дорого, и музыканты. Новую запись сделать достаточно дорого.

А тираж, который можно напечатать и продать, не так велик, поэтому во многом выпуск диска зависит и от покупательской способности населения. Хотя я считаю, что опасения тех, кто вкладывает в выпуск музыки деньги, не совсем оправданы.

Я думаю, что если брать весь тираж, в том числе и пиратский, то он достаточно велик, но в том-то и дело, что пираты ничего не платят тем, кто вкладывает деньги в производство фонограммы.

Мне кажется, что если через мой сайт сделать подписку на собрание моих сочинений, скажем, на 10-и дисках, и если будет достаточное количество заказчиков, то это может подвигнуть очень многих профинансировать выпуск моей музыки. Если мы сможем это сделать, мы бы обошли пиратов, я говорил об этом с некоторыми издающими компаниями, они очень поддержали эту идею. В таком случае в ближайшие два года мы бы смогли издать мое собрание сочинений.

Сейчас будет издано 2 диска с музыкой из детских фильмов, но вопрос издания киномузыки немного более сложный, чем кажется. Мне хочется некоторые вещи переписать, сделать новую запись, они в большинстве своем и моно, и сыграны не так, как мне хотелось. Например, музыка из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" существует только в картине, записи этой музыки нет, ее надо будет обязательно записывать. А музыка к последнему фильму "Звезда" - очень хорошего качества.

К сожалению, выпуск такого собрания сочинений упирается в финансирование. Если кто-то профинансирует выпуск того или иного диска, выпустим его. Все упирается только в это, и особенно это касается постановок.

РЖ: Как получилось так, что после триумфа вашей музыки в 70-х - начале 80-х вы как бы ушли в небытие. Казалось бы, что сразу после головокружительного успеха "Юноны и Авось" дальнейшая ваша творческая судьба предопределена, но..! Захаров продолжает работать только с Г.Гладковым и в театре, и в кино, ни одного спектакля или фильма вам с ним делать за эти годы не доводилось. Распадается ваш творческий союз с Леонидом Нечаевым, Грамматиковым, ваше имя не появляется в титрах ни одного культового фильма или театральных программках. Как это могло произойти?

А.Р.: Бывает такое понятие: уйти от мира. Для того чтобы пройти определенный внутренний путь, духовный путь, что-то сочинить, что-то сделать. Гоген, к примеру, уезжал на Таити, сидел там, картины писал, я, в какой-то степени, сбежал от мира. После выхода "Юноны..." мир на меня начал очень сильно давить, мне были перекрыты все пути, меня зачислили в диссиденты, и, в общем-то, путь к публике для меня был перекрыт.

Я не стал ломиться в закрытую дверь, а просто ушел от всего и написал "Мистерию оглашенных", я считаю, что провел это время с пользой. В 90-х годах мы ездили в Америку и очень много было отдано театру. После экономического кризиса театр развалился, потом опять возродился. Ну а сейчас я считаю, что к миру я вернулся - и очень активно, и многое сейчас делаю, гораздо больше, чем до этого.

Что касается второй части вопроса, то мне не очень интересно писать к спектаклю просто аккомпанирующую музыку. С Захаровым мы планируем поставить "Оперный Дом". Вышел фильм "Звезда" с моей музыкой, 20 мая премьера фильма "Жизнь одна", где я также написал музыку. Также идет спектакль "Мистерия оглашенных".

РЖ: Микаэл Таривердиев в одном их своих интервью сказал, что у него на самом деле две творческие судьбы, причем совершенно разные и независящие друг от друга:

1.Его основное творчество.

2. Работа в кино.

Если в первом случае он встречал необъяснимые препятствия, то во втором случае все складывалось более удачно. Я думаю, что-то же самое можно сказать и про вас. Поэтому вопрос такой: Алексей Львович, как по-вашему, когда наступит время, при котором ваше творчество и творчество ваших замечательных коллег будут узнавать не только по работам в кино, но и по тем произведениям (симфониям, кантатам, сонатам, фортепьянным пьесам, концертам и т.д.), которые были написаны "для себя"?

А.Р.: По поводу симфонического творчества. Я обязательно хочу в собрании дисков издать фортепьянные сочинения 60-70-х годов и симфоническую музыку, на которую мне захотелось взглянуть по-другому. Симфоническую музыку я писал только в 60-70-х годах, сейчас я очень много пересмотрел, нашел в ней много интересного. Но все это нуждается в моем вмешательстве, поэтому я бы сейчас переработал и сделал запись симфонической музыки. Обязательно будет диск симфонических произведений, обязательно это будет сделано, даже начиная с балета "Кот в сапогах", написанного в 55-57-х годах, который, как мне кажется, будет очень большим сюрпризом для слушателя.

РЖ: Не планируете ли вы показать "Мистерию оглашенных" в других городах.

А.Р.: "Мистерию" можно будет показывать в других городах, но для этого необходимо будет сделать другую версию. Существующая версия сделана для нашего театра, для наших спецэффектов. И если мы сделаем гастрольную версию, мы обязательно попутешествуем в разные города, уже ведутся переговоры с разными импресарио по этому поводу.

РЖ: Главная тема из фильма "Петр Мартынович и годы большой жизни" использовалась ли еще где-то?

А.Р.: Не знаю, где она еще использовалась. Когда используют музыку, не всегда меня спрашивают, есть она в фонотеке киностудии, ее куда-то вставляют, я не помню

РЖ: Пишите ли вы сейчас музыку для детей? И для кого, на ваш взгляд, труднее писать музыку - для детей или для взрослых?

А.Р.: Сейчас планируется постановка мюзикла "Красная Шапочка", в который войдут и те песни, которые были в фильме, и другие, но скорее всего это будут мелодии, которые я писал для детских фильмов, те, которые были без текста, так они ушли куда-то, не звучат.

РЖ: Алексей Львович, ваша музыка - очень светлая и позитивная. Я понимаю, что ваше музыкальное творчество - это продолжение и в большой мере выражение вашей духовной жизни. В связи с этим хочу задать такой щекотливый вопрос: моменту непосредственного сочинения музыки предшествует ли у вас момент духовной подготовки (поста, например) - или же все происходит просто и спонтанно?

А.Р.: Как музыка пишется, это бесполезно объяснять.

РЖ: Вы работали с замечательными поэтами и интереснейшими режиссерами. С кем из них вы продолжаете сейчас сотрудничать или хотя бы поддерживаете отношения? Особенно хотелось бы узнать о Юрии Энтине и Леониде Нечаеве.

А.Р.: С Энтиным мы сейчас поддерживаем отношения, хотя вместе и не работаем, не пишем, просто так складывается - творческие проекты не предполагают каких-то песен, чтобы можно было бы сотрудничать с Энтиным, хотя самые тесные дружеские отношения мы с ним поддерживаем. А с Леонидом Нечаевым мы давно не встречались, хотя и не ссорились, не ругались, просто он занимается своим делом, а я своим

РЖ: Как вы относитесь к неоклассицизму в музыке? Можно ли отнести к этому направлению ваш "Оперный дом" ("Маэстро Массимо")?

А.Р.: Неоклассицизм √ это стилизация, на мой взгляд. Стилизация для меня всегда была упражнением в стиле, то есть - немножко холодным и мертвым делом, здесь даже для меня необъяснимая вещь получилась, потому что я просто писал музыку языком XVIII-го века

РЖ: Какие музыкальные произведения Алексея Рыбникова мы увидим в ближайшем будущем на дисках или кассетах?

А.Р.: Первые пять дисков планируются выпустить с музыкой кино и мультфильмов, далее планируется выпуск симфонических произведений, "Мистерия оглашенных", "Оперный дом", ранние сочинения, еще будет диск авторских ремиксов на музыку из кинофильмов, на экраны выходит фильм "Жизнь одна", музыка там построена как раз на авторских ремиксах, там звучит ремикс "Шиповника", "Через тернии к звездам", но звучит в виде песни, где стихи на французском языке, и звучит ремикс одной мелодии, которая была в каких-то незначительных документальных фильмах, в оригинале она была написана для Григория Чухрая, для его фильма "Аэлита", который не состоялся, но тема существовала, и сейчас я нашел стихи Ахматовой, и в виде романса эта песня в фильме прозвучит. Я думаю, что наберется много стихов, и старые мелодии зазвучат в новом качестве. Записывается "Юнона и Авось" в симфоническом варианте, я думаю, это будет интересно слушателю.

В симфонический диск войдет и симфоническая музыка, и фортепьянные произведения, есть у меня записи, в том числе и уникальные, которые я делал на радио Софии, где я играю свои концерты, это запись 1971 года и новые записи, которые сейчас делаются.

И плюс к этому журналист Марина Невзорова закончила книгу, в которой все о моей жизни, включая все сенсационные подробности о том, как записывалась "Юнона..." и как она ставилась, как со мной обошлись власти, поездка в Америку в начале 90-х, сплошные приключения. Таким образом, будет и книга, все это планируем на следующий год. Надо отчитаться за прожитую жизнь

РЖ: Как вы относитесь к своей новой музыкальной версии "Юноны" и "Авось", которая, судя по всему, уже издана?

А.Р.: Хорошо отношусь.

РЖ: Разделяете ли вы свое творчество на определенные периоды?

А.Р.: Да, разделяю, период симфонической музыки, который я завершил году в 1972, я написал концерт для квартета с оркестром, после этого в чистом виде симфоническую музыку я не писал, потом наступил для меня период рок-опер, то есть музыкальной драматургии, и нынешний - тот, что сейчас

РЖ: Какое исполнение музыки вам больше нравится - живое или имитированное (сэмплированное, синтезированное)?

А.Р.: Конечно же - живое, если есть возможность сделать запись с оркестром, то, безусловно, живое звучание лучше. Кстати, запись музыки к кинофильму "Звезда" была осуществлена с оркестром, и по-моему получилось очень хорошо. С другой стороны, "Мистерия оглашенных", там только электронное звучание, это было необходимо

РЖ: Как вы относитесь к российскому пиратству на музыкальном рынке? Можно ли одобрять его, если учитывать, что бОльшая часть населения не в состоянии отдать за лицензионный компакт-диск треть минимального оклада?

А.Р.: Отрицательно отношусь: каждый человек, а тем более композитор, должен получать за свой труд деньги, а пираты никому не платят.

РЖ: Правда ли то, что компакт-диски "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось", вышедшие в середине 90-х, были выпущены без вашего ведома?

А.Р.: Да, но на тот момент всеми правами на издание этих произведений владела фирма "Мелодия".

РЖ: Правда ли, что музыку к заставке тележурнала "Ералаш" написали вы?

А.Р.: Правда

РЖ: Сегодня не очень много нового издается для наших детей. В основном это переиздание того, что было у их родителей - те же книги, пластинки и фильмы. А есть ли будущее у русской детской песни?

А.Р.: Очень сложный вопрос, сейчас слушают музыку, которая была написана еще в советское время, так же, впрочем, как и книги читают те, старые. Я говорю о детской литературе и музыке. А есть ли будущее? - хотелось бы в это верить.