Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Музыка и кризис. Антагонизм существительных
Дата публикации:  22 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Хорошо известно, что глаз привыкает к темноте... в том, что первоначально
кажется кромешной тьмой, обнаруживается целый спектр
световых оттенков... Иными словами - темнота исчезает... Неизменно или
чересчур медленно меняющаяся ситуация перенастраивает
механизмы восприятия.

Снова я слышу о музыкальном кризисе. Журнальные герои неизменны. Новых имен нет. Радио-форматы ориентированы на ретро разной степени тяжести. В клубы вернулись 80-е. Друзья покупают музыку по инерции и слушают - тоже. А я вообще ничего не слушаю. Подобное со мной уже случалось. Ровно десять лет назад. Тогда я волновался, а сейчас нет. Хотя ситуация в нашей стране и нелепые схемы устройства издательского и шоу-бизнеса располагают к крайностям - поддаваться этому не надо. Потому что музыка и кризис - понятия взаимоисключающие.

По версии масс-медиа, в кризисе находится музыка новейшей истории, а корни его лежат в истории новой. Сразу определимся, что в современной форме музыка существует благодаря двум вещам - электричеству и деклассированности общественного устройства. Из-за деклассированности она потеряла аристократическую избранность и камерность, а из-за электричества и схемы: ток, звукосниматель, усилитель, динамик, микрофон, инструмент, компьютер - подстроилась под запросы цивилизации и стала ее частью.

Новейшей историей музыки принято считать период с конца 70-х до наших дней. В конце 70-х появился панк-рок, электро-поп, хип-хоп, индастриал. Угасало диско, арт-рок, глэм... В начале 80-х начала развиваться сеть маленьких, независимых от политики неповоротливых рекорд-компаний, издательских лэйблов. Они более гибко реагировали на появление новых направлений, оперировали меньшими тиражами, но, за счет актуальных акустических стратегий, оказали сильное влияние на рынок аудионосителей и на мозги людей. Рынок развернулся, а музыка стала определяющим элементом стиля жизни. Экономический закон - "спрос рождает предложение" органично лег на формулу юношеского снобизма - "мы не такие как все". Плюс широкую идейную подпитку получила попса. И понеслось...

Сейчас мы имеем такое количество музыкальных стилей, что разобраться невозможно самому дотошному спецу. Но это там, на Западе. У нас специалистов в этом вопросе огромное количество. В информационном поле России быстро организовался своеобразный "мартышкин" форум. Очень интересный и настолько же бестолковый, состоящий из одних заблуждений. Например, противопоставление рок и поп-музыки. "Все, что не рок - попса", - говорят адепты искренности. Тем временем рок успешно продается, собирает огромные аудитории, имеет толпы фанатов и массу эфирного времени. Рок-музыкантов вопросы имиджа и раскрутки волнуют не меньше вопросов смысла песен и качества звучания, но мало кто из них выйдет на сцену в провинции, пока директору не заплатят 100% гонорара. При этом к музыкантам нет претензий - с волками жить, по-волчьи выть. На первый план выходят критики. Маленькие злобные мутанты-кукловоды, выросшие на идеалах агонизирующей империи зла. Манипуляторы общественным сознанием. Они кидают доверчивым людям новое противопоставление: "живая" и "неживая" музыка. Очередной абсурд, который сталкивает лбами поющие гитары и электронику.

Популярность и однообразие нашего рока напоминает ситуацию двадцатилетней давности в странах, которые принято считать развитыми. Значит, серьезно рассуждать о русском электронном саунде имеет смысл лет через пять-десять. Но на основе личного опыта какие-то выводы сделать можно. Я из своего филофонического кризиса вышел благодаря техно. В широком смысле этого слова. Больше всего мне понравилось, что там не поют. Голос заполняет много пространства. Попробуйте из песни мейнстримовой рок-группы убрать голос. Оставшиеся гитару, бас и ударные слушать невозможно. Рок примитивен. Он существует только в качестве песенной аранжировки. В электронике примитивизма тоже хватает, но и средств выражения несоизмеримо больше. Остальное зависит от музыкантов. Одни сочиняют по принципу "палка, палка, два струна", а другие кружева плетут или дворцы виртуальные строят, полные жизни.

Социальный феномен электронной музыки возник не сам по себе. Философия западного рационализма, несмотря на склонность к корпоративности и глобализму, никогда не отрицала роль личности в истории. Не преувеличивала и не преуменьшала значение этой личности. В США и, особенно, Европе появилось достаточное количество самостоятельных, критически мыслящих людей, не принимавших взаимоотношений по принципу "кумиры и поклонники". Им стало одинаково неинтересно смотреть ни на волосатых клоунов с гитарами, ни на жирных оперных певцов. И, тем более, вникать в то, что они поют. Эти люди пошли в клубы. Электронная музыка со своей анонимностью, отстраненностью, отсутствием вербальной информации оказалась для них идеальным фоном. Клубы делились по интересам, всех все устраивало, пока не появились журналисты. Из музыкантов и ди-джеев стали лепить новых звезд андерграунда, возбудили интерес ненасытной рекорд-индустрии - пропиарили, в общем, со всеми вытекающими...

Еще одно заблуждение заключается в том, что электроника - самостоятельное направление с массой стилей и подстилей. А это просто новая форма звукоизвлечения, дающая возможность выхода за пределы темперированной системы. Только на этапе становления она развивалась обособленно. Сэмплер и синтезатор - такие же инструменты, как гитара и саксофон.

Следующее заблуждение - простота создания электронного трека. Ход мыслей здесь такой: воруется несколько чужих фрагментов, грузится в компьютер, петлюется, к этому добавляются стандартные пресеты и на все хозяйство вешаются плагины с обработками. Трек готов. Так действительно делают. У нас особенно. К музыке этот подход отношения не имеет. Похоже на ситуацию, когда появились видео-камеры стандарта VHS. Много на них клипов сняли? Перепроизводство бытовой продукции сейчас кажется проблемой, но это всего лишь издержки времени. А сочинить настоящий трек, чтобы люди слушали, или чтобы его по радио крутили, или танцевали под него несколько тысяч можно только при наличии опыта, знаний и таланта.

Современную музыку нельзя выдергивать из общего контекста и рассматривать как самостоятельное явление. Во времена "железного занавеса" ее предельно идеологизировали, сейчас - предельно коммерциализировали. А музыка - это только музыка. Средство украшения досуга. Кто как этот досуг проводит, так и музыку выбирает. Кто-то фоном дома ставит и газетку читает; кто-то слушает серьезно и в одиночестве; кто-то танцует; кто-то с друзьями выпивает; кто-то на концерт идет. Как часть культурного пространства, музыка реагирует на идеологию: есть эрзац; есть романс; есть политпесня; есть искусство. И люди ее сочиняют разные. Как часть бизнеса музыка следит за модой, примеряет разные наряды. Не всякий человек в "косухе" слушает Окуджаву и далеко не каждая дама в норковой шубе - рэп. И так далее.

Так есть ли кризис? В России есть. Рынок в руках пиратов, а они действуют бессистемно, кто во что горазд. Живут по-библейски - одним днем. Нет планирования, нет перспектив развития, нет заказа. Ориентируются на журналы, то есть на критиков. Критики создают искусственное информационное поле, создают моду (поэтому иногда и кажется, что кроме хауса, рока и лаунжа ничего нет). А в нормальных условиях они должны на нее реагировать. В чем задача критика? Писать о новом альбоме так, чтобы его купил тот, кто будет его слушать. Помогать ориентироваться в музыкальном пространстве. Получается с точностью до наоборот - это пространство окончательно запутывается. Критик - обычный человек. Вот ему что-то понравилось когда-то. Стиль какой-нибудь. Копался он в нем копался, рыл, много лет потратил. Надоело ему. Все, значит кризис. По сторонам посмотрел - молодежь другое слушает, радуется. Усталый грустный критик возмущается - это же попсово, уродливо, бездуховно, что у них за позиция жизненная такая? И пишет с помощью поисковой системы Интернета о новых веяниях. Или рассуждает с коллегами в радио и телестудиях об этом самом кризисе, и учит всех - как надо, как правильно. Горе от ума. А правильно в этом психозе не участвовать. Музыка как пища. Пока она есть в магазине - никакого кризиса не будет... Я свои проблемы решил просто: пошел к приятелю, нарезал Amon Tobin и микс Howie B в клубе Fabric, у другого записал сборник из The Cure и первый альбом Cocteau Twins (ностальгия). Кэйва нового послушал. А на днях друг из Англии приедет. Жизнь продолжается вопреки тяжелой, как дуб, действительности.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Исаак Шварц, Человек, который родился не на той улице /16.07/
Исаак Шварц: "Мое кредо: музыку сочинять "умом сердца"
Евгений Дога, "Я живу не один. Я живу со своей музыкой" /04.07/
Философские произведения тоже должны быть художественными. Но я повторяю, что не собираюсь переезжать в Переделкино или Малеевку и заниматься не своим делом. Я просто освобождаюсь от занимающих меня мыслей и рассуждений.
Илья Овчинников, Cладость обманутых ожиданий /24.06/
Наряду с хрестоматийными опусами Шостаковича, Стравинского и Малера, фестиваль "Звезды белых ночей в Москве" представил две премьеры. Чересчур пафосная "Бессонница" Эса-Пеки Салонена показалась крайне несовременной, зато концерт Лигети для валторны с оркестром приятно удивил; лучше всех проявили себя ударники, игравшие на тарелках смычком.
Александр Церетели, Музыка в Саратове /29.05/
Собиновский фестиваль в Саратове начинается 18 мая и продолжается две недели. Открытие фестиваля - всегда масштабное: премьера оперы, крупное симфоническое полотно и изюминка для ценителей - ею стала симфония Филиппа Гласса "Мост между прошлым и будущим". А может ли Москва ощутить себя одной из вокальных столиц, герои которой известны миру?
Алексей Рыбников, Для детей и для взрослых /23.05/
Если сделать подписку на собрание моих сочинений, набрать достаточное количество заказчиков, то мы бы обошли пиратов. Сейчас будет издано 2 диска с музыкой из фильмов, но некоторые вещи надо переписать. Например, музыка из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" существует только в картине, записи этой музыки нет. Всё упирается в финансирование.
предыдущая в начало следующая
Михаил Рябинин
Михаил
РЯБИНИН
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru