Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Помолодевшее лицо РНО
Дата публикации:  5 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Российский национальный оркестр лихорадит не первый сезон. Четыре года назад его покинул отец-основатель Михаил Плетнев, руководивший коллективом девять лет. Место Плетнева занял Спиваков, чьи организаторские способности хорошо известны - достаточно сказать, что вскоре благодаря Владимиру Теодоровичу мы опять услышим Джесси Норман. Однако в роли симфонического дирижера Спиваков не всегда убедителен как для музыкантов, так и для критиков. Год назад он досрочно разорвал четырехлетний контракт с РНО, куда спешно вернулся Плетнев в качестве худрука. С прошлой зимы коллектив возглавила дирижерская коллегия: работа с мастерами масштаба Кента Нагано, как представлялось, поможет обрести оркестру второе дыхание. Тем временем Спиваков при поддержке Минкульта объявил о наборе в "Российский национальный филармонический оркестр", основу которого, как предполагалось, составят лучшие кадры РНО.

В течение весны Михаил Плетнев и генеральный продюсер оркестра Сергей Марков выясняли отношения с ведомством Михаила Швыдкого: сначала была ссора по поводу поддержки Минкультом Спивакова в его намерении "украсть у оркестра название". Затем последовало примирение, вызванное обещанием министра помочь оркестру материально и переименовать несуществующий пока РНФО в "Национальный филармонический оркестр России". Хорошую мину, казалось бы, удалось сохранить всем, однако факт остался фактом: на данный момент в оркестр Спивакова ушла примерно треть "плетневцев", освободив места для молодых музыкантов. Часть кадров может оттянуть и загадочный оркестр "Миллениум", где многие из музыкантов РНО трудились "по совместительству" еще в прошлом сезоне.

Обновленный РНО открыл московский сезон 3 сентября: среди тех, кто занял место ушедших, было немало лиц, хорошо знакомых по другим оркестрам. Вопросом о кадровых потерях и необходимости их компенсации открылась недавняя пресс-конференция руководства РНО, однако, как выяснилось, ни Сергей Марков, ни сам Плетнев не видят здесь большой проблемы: по их словам, оркестру вообще свойственно меняться, и от прихода молодых он лишь выигрывает. Марков сослался также на мнение Мстислава Ростроповича, работавшего с РНО в конце лета и высоко оценившего его новый состав. Нельзя сказать, чтобы эти объяснения прозвучали вполне убедительно; многие из ушедших стояли у истоков коллектива, и равноценную замену им найти не так просто. По нашим сведениям, оркестр ждут и дальнейшие кадровые перемены, - можно лишь воздать должное дипломатичности его руководителей; впрочем, на другие острые темы они высказывались гораздо откровеннее.

Сильнее всего досталось Московскому международному дому музыки - именно там в этом сезоне РНО проводит концерты "Осеннего абонемента". По словам Маркова, перенос выступлений на новую площадку оказался ошибкой, - по вине несговорчивого руководства зала два вечера из запланированных пришлось отменить, могут быть перенесены и другие. В резких тонах шла речь и о Министерстве культуры: хотя минувшей весной было подписано соглашение о финансировании Минкультом ряда программ РНО, обещанных денег, по словам Плетнева, до сих пор никто не видел. Говорили в тот день, к счастью, не только об организационных проблемах, но и о музыкальных достижениях. Во-первых, - три CD, записанных оркестром в минувшем сезоне под руководством Кента Нагано. Во-вторых, - планы на текущий сезон: РНО выступит с такими выдающимися дирижерами, как Леонард Слаткин, Пааво Берглунд и Мишель Плассон. В ближайших программах РНО - не только привычные Бах, Моцарт, Гайдн, Мусоргский, Рахманинов и Равель, но и более редкие Пярт, Цемлинский, Корндорф и Рихард Штраус.

Михаил Плетнев

Михаила Плетнева удивил закономерный вопрос: насколько важным дирижер считает планомерное расширение оркестрового репертуара? Худрук РНО ответил, что специально не ставит себе такой задачи, поскольку весь золотой фонд классики за несколько веков одинаково хорошо известен слушателям и на сегодняшний день куда более актуален вопрос о качестве исполнения того или иного опуса. Согласиться с Плетневым, откровенно говоря, трудно: за редкими исключениями, московская афиша из года в год радует весьма ограниченным набором композиторов и произведений. Представляется уместным процитировать слова Геннадия Рождественского, сказанные около 20 лет назад: "На 100 исполнений Девятой симфонии Дворжака приходится в лучшем случае 10 исполнений превосходной Восьмой, от силы 5 исполнений отличной Седьмой, а о более ранних симфониях даже и говорить нечего". Нет сомнения в том, что разнообразие столичного репертуара с тех пор снизилось и что слушателя необходимо воспитывать; впрочем, на открытии сезона Плетнев заочно поддержал Рождественского, включив в программу как раз Восьмую симфонию Дворжака, не слишком часто звучащую и ранее не исполнявшуюся оркестром.

Елизавета ЛеонскаяВечер открылся вторым фортепианным концертом Брамса; солировала Елизавета Леонская. Ее вдохновенная игра иногда удивляла смещением привычных акцентов или неожиданным staccato, - при должной поддержке оркестра любой из этих моментов мог бы стать плюсом. Увы: опус Брамса, по драматургии скорее тяготеющий к симфонии, нежели к инструментальному концерту, в исполнении обновленного РНО поначалу был начисто лишен необходимого напряжения. В кульминационных моментах оркестр звучал неуверенно и вяло, а валторна явным образом проглотила не менее двух нот. Повторяющиеся эпизоды заставляли предположить, будто исполнители пытаются задним числом исправить ошибки и придать глубину той или иной музыкальной фразе не с первой, так со второй попытки - но это не спасало положения. Первая, самая продолжительная часть концерта, произвела впечатление неудачи, хотя в следующих частях струнные заиграли чище и синхроннее, а штрихи стали менее размытыми.

Второе отделение приятно удивило - с первых же нот Восьмой симфонии Дворжака оркестр зазвучал гуще, увереннее, плотнее. "Самозабвение" Плетнева, в отличие от первого отделения, казалось искренним, - местами музыка по-настоящему завораживала, радуя позднеромантической легкостью. И если в третьей части дирижер не вполне выдержал баланс между меланхоличным характером и танцевальной природой вальса, а в финале позволил оркестру сыграть явно громче необходимого, то в целом второе отделение оказалось куда удачнее первого. Исполненный на бис Славянский танец Дворжака ми минор закрепил достаточно благоприятное впечатление.

Любопытно, что с исполнением второго концерта Брамса недавно произошла схожая история: речь о майской программе Александра Лазарева с федосеевским оркестром и солистом Питером Донохоу. К счастью, тому вечеру не сопутствовали столь драматические обстоятельства, и БСО отыграл Брамса вполне уверенно. Однако второе отделение, в котором исполнялась "Жизнь героя" Штрауса, как будто представило слушателям другого дирижера и другой оркестр: как и теперь, возникало впечатление, что концерт Брамса у нас украли, не сыграв его с привлечением всех возможных сил и средств. Было бы интересно проанализировать ситуацию и понять, по каким причинам наши оркестры регулярно начинают свои выступления "за упокой", чтобы к финалу напрячься и прыгнуть выше головы (а это получается далеко не всегда). Кстати, Александр Лазарев в текущем сезоне дважды выступит с "плетневцами", а ближайший концерт оркестра ожидается в октябре - в программе из сочинений Баха и Моцарта Плетнев выступит одновременно как дирижер и солист. До конца осени свой "Российский Национальный" представит публике и Владимир Спиваков: неизбежное сравнение двух коллективов обещает стать одной из главных интриг сезона. Досадно, что информационные поводы подобного рода иной раз отвлекают на себя куда больше нашего внимания, нежели собственно музыка.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Там, где сердце /05.08/
Эльсбет Мозер играет на баяне, оттесненном академической иерархией в фольклорную резервацию. Тщательно подобранный репертуар и манера исполнения, непостижимо сочетающая мощь и легкость, буквально гипнотизируют зал. Встреча баянистки с Софьей Губайдулиной дала баяну новую жизнь. Беседа состоялась после концерта Мозер в Киеве.
Александр Церетели, Новый диск Николая Петрова /04.08/
Отшумел юбилей Николая Петрова со всеми приличествующими обстоятельствами. A что такое юбилей для стороннего наблюдателя! Очередной концерт - или серия концертов. Между тем стоило бы обратить внимание на важное свойство музыканта: играть не "просто произведения", а непременно укладывать их в определенные "логические цепи".
Михаил Рябинин, Музыка и кризис. Антагонизм существительных /22.07/
Во времена "железного занавеса" ее предельно идеологизировали, сейчас - предельно коммерциализировали. А музыка - это только музыка.
Исаак Шварц, Человек, который родился не на той улице /16.07/
Исаак Шварц: "Мое кредо: музыку сочинять "умом сердца"
Евгений Дога, "Я живу не один. Я живу со своей музыкой" /04.07/
Философские произведения тоже должны быть художественными. Но я повторяю, что не собираюсь переезжать в Переделкино или Малеевку и заниматься не своим делом. Я просто освобождаюсь от занимающих меня мыслей и рассуждений.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru