Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Чайковские открывают сезон
Дата публикации:  30 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В конце сентября сезон открыли Симфоническая капелла Валерия Полянского, БСО Владимира Федосеева и новоявленный НФО(Р) Владимира Спивакова. Ни один из трех дирижеров не обратился в эти дни к памяти Дмитрия Шостаковича: о том, что 25 сентября исполнилось 97 лет со дня его рождения, вспомнили лишь в Малом зале консерватории. Полянский был занят рахманиновским фестивалем, у Спивакова оставалось два дня до презентации нового оркестра, а Федосеев в этот вечер открыл первый из Общедоступных абонементов БСО. Пожалуй, Шостакович - единственное, чего не хватало федосеевскому концерту; в остальном он порадовал уверенным звучанием оркестра и оригинальной программой из опусов Б.Чайковского, Стравинского и Энеску. Сочинения последнего мы слышим нечасто, и тем примечательнее совпадение: за день до того, как БСО играл музыку румынского композитора, на родине Энеску завершился фестиваль его имени. О нем мы вскоре расскажем отдельно, а пока обратим внимание на то, как начали сезон наиболее заметные московские оркестры.

О первом выступлении обновленного РНО нам уже приходилось писать; и если оно до некоторой степени разочаровало, то для более серьезных выводов требуется время. В октябре у коллектива запланированы концерты с дирижерами Александром Лазаревым, Владимиром Юровским и Михаилом Плетневым (последний выступит и в качестве солиста). При благоприятном стечении обстоятельств, эти музыканты вполне имеют шанс "вытянуть" коллектив, которому во многом приходится начинать с нуля. В отличие от РНО, БСО Владимира Федосеева надежно поддержан государством и генеральным спонсором и является сегодня наиболее стабильным и уверенно звучащим среди оркестров Москвы. А при таком условии можно позволить себе воспитывать публику и планировать самые смелые программы без риска ее разочаровать. Поэтому в планах оркестра на год - концерты Берга и Шнитке, симфонии Брукнера и Хиндемита, "Stabat mater" Дворжака, новый опус Романа Леденева и программа из сочинений Рихарда Штрауса.

Судя по первому концерту оркестра, весь этот репертуар музыкантам по плечу - они чувствовали себя одинаково уверенно в музыке Энеску, Стравинского и Б.Чайковского, заражая уверенностью и публику. Впрочем, после зажигательной "Румынской рапсодии" Энеску "Тема и восемь вариаций" Чайковского оставила достаточно смутное впечатление; думается, она представляет в первую очередь исторический интерес, демонстрируя поиск жанра в нашей музыке 1970-х. Сочинение не слишком продолжительно и не успевает утомить, однако его сложно воспринять как целое. Наиболее контрастные эпизоды "Темы с вариациями" напоминают произведения Шнитке и Канчели. Однако эти авторы, разрушая традиционную симфоническую структуру и выстраивая новую, создавали в музыке вполне убедительный хаос. У Чайковского же аналогичным моментам сопутствует пафос, напоминающий скорее Шостаковича с его более традиционными, малеровскими средствами выразительности.

Следом была исполнена "Песнь соловья" Стравинского; чистота оркестрового звучания позволяла расслышать в общем хоре рояль, челесту, флейту, первую скрипку. Жанр "Песни соловья" определен автором как "симфоническая поэма", хотя с классическими образцами жанра опус не имеет ничего общего - композитор не "пересочиняет" жанр заново, но ставит его под сомнение. В дальнейшем для большинства произведений автор будет сочинять не только жанр, но и оркестр. Один из наиболее оригинальных у Стравинского - состав "Симфонии псалмов", завершившей концерт; в сочинении нет скрипок, альтов и кларнетов, а основу оркестра составляют два рояля, делающие его звучание достаточно холодным. Впрочем, пронзительный ансамбль флейт и гобоев, открывший вторую часть, показал симфонию с новой, непривычной стороны. Мрачноватое сочинение завершилось мирным, успокаивающим финалом и, будучи музыкой на любителя, имело большой успех. Концерт доказал, что на данный момент БСО является в Москве "номером один"; однако пресса и бомонд уделили куда больше внимания первому выступлению оркестра Владимира Спивакова, состоявшемуся 27 сентября.

Как известно, наверное, уже всем, Национальный филармонический оркестр России возник в результате конфликта Спивакова с руководством РНО, лучшие кадры которого составили основу нового коллектива. Однако открытие сезона НФО показало, что Спиваков заочно солидарен с худруком РНО Плетневым в таком важном вопросе, как выбор репертуара. Месяц назад Плетнев сказал, что вся классика уже сочинена, отслушана и первоочередной задачей является повышение количества и качества интерпретаций, а не расширение репертуара. Похоже, так считает и руководство НФО - ключевыми пунктами первой программы оркестра стали хрестоматийные "Песни и пляски смерти" Мусоргского и Четвертая симфония Чайковского. Цикл Мусоргского, оркестрованный Шостаковичем и исполненный Ириной Макаровой, заставлял вспомнить и сочинения самого Шостаковича, и "Песни об умерших детях" Малера, пока не осенило: причина этого богатства ассоциаций - бедность исполнения. Голос солистки звенел металлом при отсутствии сколько-нибудь разнообразных интонаций; и даже если причиной было чрезмерное вхождение Макаровой в роль главной героини цикла, исполнение из-за этого не стало более выразительным.

Вступление к симфонии Чайковского выявило один из главных недостатков нового коллектива - медные духовые: нот, проглоченных трубачами и валторнистами, хватало как в начале, так и потом. Несмотря на сделанные исправления, неважной остается и акустика Дома музыки; как рассказал один из оркестрантов, на сцене некоторые группы оркестра попросту не слышат друг друга. Впрочем, для серьезных выводов мало одного концерта: подождем, пока НФО представит хотя бы еще две программы, и пожелаем оркестру удачи. Возвращаясь к вопросу о репертуаре, отметим, что наиболее интересен он у коллективов, не зависящих ни от Филармонии, ни от Дирекции концертных программ. Обе организации предлагают ряд интересных абонементов, однако в целом их планы на год весьма консервативны; исключение - капелла Полянского, исполняющая немало раритетов как со своим шефом, так и с Геннадием Рождественским.

Сможет ли изменить ситуацию новое руководство Филармонии, представленное журналистам 30 сентября, сказать сложно: если Валерий Полянский недоволен стремлением Филармонии диктовать коллективам репертуарную политику, то новый руководитель Филармонии Алексей Шалашов возмущен тем, что оркестры хотят определять свой репертуар сами. Общее впечатление от его неуверенной "тронной речи" рождает сомнения в том, что Филармонию ждут принципиальные перемены. Возможно, немалую роль здесь сыграет свеженазначенный худрук Филармонии Александр Чайковский, заявивший о своей приверженности музыке ХХ века. Однако он продолжает занимать должность советника по репертуару в Мариинке, и неясно, хватит ли у него сил на совместительство. На данный момент интересных программ можно гарантированно ожидать от БСО, РНО и капеллы Полянского, а до конца ноября в Москве обещают выступить Зубин Мета, Джеймс Ливайн и Джесси Норман. Наши силы не так уж скудны, а заграница нам поможет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Оттенки тишины /07.10/
В музее-усадьбе "Архангельское" прошел единственный в России концерт виолиста Паоло Пандольфо.
Варвара Бабицкая, Отвратительные интеллектуалы /22.09/
Для публики, привыкшей к хмельной непосредственности и бездумной joie de vivre, очарование The Tiger Lillies - в интеллектуальной природе группы и в ее протестантском трудолюбии.
Валерий Полянский, "Мои музыканты могли бы играть в тысячу раз лучше" /15.09/
Интервью. Весь сезон - и подарок себе на 55-летие, и головная боль, потому что репертуар хотя и любим, но и очень непрост. Я благодарен судьбе за то, что могу выйти к оркестру и поработать. Наши музыканты понимают всю сложность ситуации, и атмосфера в коллективе хорошая. Единственное, чего не хватает, - спокойствия за завтрашний день.
Илья Овчинников, Помолодевшее лицо РНО /05.09/
После того, как Владимир Спиваков объявил набор в новый симфонический оркестр, из коллектива Михаила Плетнева ушло около трети музыкантов, и это еще не предел. Руководство РНО не видит здесь проблемы и с оптимизмом смотрит в будущее. На основании первого концерта рано делать выводы, но омоложение состава едва ли пошло плетневцам на пользу.
Дмитрий Десятерик, Там, где сердце /05.08/
Эльсбет Мозер играет на баяне, оттесненном академической иерархией в фольклорную резервацию. Тщательно подобранный репертуар и манера исполнения, непостижимо сочетающая мощь и легкость, буквально гипнотизируют зал. Встреча баянистки с Софьей Губайдулиной дала баяну новую жизнь. Беседа состоялась после концерта Мозер в Киеве.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru