Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Москва недооценила Левайна
Дата публикации:  31 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Во второй половине октября в столицу собрались знаменитые дирижеры, четверо из которых - наши бывшие соотечественники. Александр Лазарев, Владимир Юровский, Эри Клас, Саулюс Сондецкис - концерт каждого из них оказался по-своему поучительным. Выступление Лазарева с РНО продемонстрировало, как свежо звучит хорошо знакомая партитура ("Симфонические танцы" Рахманинова), как уверенно играет обновленный недавно оркестр, когда за пультом опытный мастер. Концерт Юровского с тем же коллективом дал пример весьма изысканной программы (Пярт, Цемлинский), способной как минимум на две трети заполнить новый, еще не слишком привычный для публики зал. Следовавшие подряд вечера с Класом и Сондецкисом если и не преподнесли больших сюрпризов, то показали тот уровень качественной игры, которого московские коллективы пока достигают через два раза на третий. И если БСО сейчас чувствует себя уверенно, то о Госоркестре этого сказать нельзя. Тем больше причин поблагодарить Эри Класа, заставившего бывших светлановцев сыграть сочным и плотным звуком.

Еще трое долгожданных гостей Москвы - из дальнего зарубежья: Зубин Мета, Джеймс Левайн, Леонард Слаткин. Меньше всего повезло последнему: накануне концерта с РНО, запланированного на 30 октября, дирижер заболел. Его успешно заменил Томас Зандерлинг, пришлось менять и программу - вместо Барбера прозвучал более привычный Шуман. Хочется надеяться, что подобных препон не встретится на пути Зубина Меты; 31 октября и 1 ноября его концерты с оркестром "Maggio musicale fiorentino" пройдут, по всей видимости, при аншлаге. У гастролей Меты нет проблем с информационной поддержкой - растяжки на улицах столицы висят не первую неделю, концерты анонсируются на радио, а билеты продаются с начала октября. Реклама - то, чего не хватало единственному московскому выступлению Джеймса Левайна, состоявшемуся 27 октября: до середины месяца о нем не знали даже завсегдатаи Большого зала.

Руководитель "Метрополитен-опера", возглавляющий также Бостонский и Мюнхенский оркестры, с именем которого связан не один десяток громких оперных постановок в Америке и Европе, Левайн приехал в Москву вместе с молодежным фестивальным оркестром UBS-Вербье. Судя по единодушной реакции прессы (концерт отрецензировали не менее семи центральных газет), именно это в наибольшей степени обескуражило критиков: практически каждый из них подчеркнул разрыв между уровнем Левайна и молодых музыкантов из 35 стран мира. Мои коллеги упустили из виду несколько фактов, в первую очередь, отсутствие рекламы. За две недели до концерта в Консерватории даже не было афиши - о радиорекламе и уличных растяжках говорить тем более не приходится. Отсюда - пустые места в партере, хотя при должной информационной поддержке зал был бы полон. Так было, например, на концертах французского органиста Жана Гийю, чьи гастроли также устраивало агентство "Краутерконцерт". А победителей судят уже совсем по другим правилам.

Между прочим, многие крупные дирижеры не брезгуют работой со студенческими оркестрами - так, 4 года назад Геннадий Рождественский давал московскую премьеру оратории Мендельсона "Илия" с оркестром студентов Консерватории. Уровень же оркестра Вербье - далеко не студенческий: ставя знак равенства между словами "молодежный" и "полупрофессиональный" ("где все слегка понарошку"), наша критика почему-то не упоминает о том, что многие из приехавших музыкантов уже не первый год работают на постоянной основе в профессиональных коллективах (в том числе московских); что на летнем фестивале в Вербье с оркестром выступают крупнейшие дирижеры и солисты; что европейские туры оркестра имеют огромный успех (ваш покорный слуга имел возможность убедиться в этом год назад). И если двое из рецензентов честно заметили, что молодежный оркестр мог бы дать фору иным "взрослым" московским коллективам, то это мягко сказано: на уровне наших гостей в Москве стабильно играет от силы полтора оркестра.

Не могут не удивлять и слова об отсутствии у подопечных Левайна "музыкантского слияния, обмена инициативой, прозрачности и взаимного слышания". На открытой репетиции поразило как раз то, насколько едины внутренне те или иные оркестровые группы. Более того, рассаженным по разные стороны сцены духовикам удавалось играть синхроннее, чем многим их московских коллегам, даже когда они сидят рядом. Спору нет: на концерте в Консерватории оркестр играл не слишком ровно. Так, Восьмая симфония Дворжака прозвучала куда менее ярко и разнообразно, нежели "Чудесный мандарин" Бартока и Пятая симфония Прокофьева. Однако вкупе с репетициями концерт позволил оценить как дирижерский, так и педагогический талант Левайна в полной мере. В Москве на подготовку программы у маэстро было менее трех дней, и репетиции наглядно демонстрировали, как за короткое время дирижер добивается от оркестра всё более синхронной, более точной и плотной игры исключительно простыми и скупыми средствами.

На концерте, впрочем, эту скупость иногда можно было принять за лень, а иногда - за хитрый педагогический прием: так, в прокофьевском скерцо Левайн на некоторое время перестал дирижировать вообще, предоставив музыкантов самим себе. Зато когда маэстро вновь брался за палочку, то его оживление ощущалось физически: у музыки и у слушателя в эти моменты было на двоих одно дыхание. Наиболее захватывающим оказался прокофьевский финал, последние минуты которого непрерывно дразнят, то и дело обещая финальный аккорд и обманывая; завершающий симфонию виртуозный дуэт скрипок прозвучал блестяще. На бис было исполнено по одному Славянскому танцу Дворжака и Венгерскому - Брамса, а двумя днями позже музыканты уже выступали в Мюнхене. Следом - еще три европейских города, а затем оркестр едет в Азию, где за пульт встанет Шарль Дютуа. Тур завершится 17 ноября в Бомбее.

В прошлой статье шла речь о том, что сегодня яркие программы могут с равной вероятностью звучать как при полупустом, так и при переполненном зале. Можно допустить, что здесь дело в личных пристрастиях автора этих строк - никто не обязан интересоваться музыкой, условно говоря, Цемлинского и помнить о былых заслугах Рождественского, тогда как Плетнев играет действительно блестяще. Однако Плетнева мы все же слышим несколько раз в год; увидим ли еще раз Левайна, знаменитейшего дирижера мира, - большой вопрос. То, что его открытые репетиции и концерт не вызвали особого энтузиазма у нашей публики - печальная ситуация, близкая к скандальной: мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны. Можно ли представить себе пустые места на концертах Джесси Норман? Звезда сопоставимого с Левайном уровня, она дважды выступит в Москве в рамках фестиваля "Владимир Спиваков приглашает". Хотя если называть вещи своими именами, петь под аккомпанемент Национального филармонического оркестра России п/у Владимира Спивакова для Джесси Норман - ничуть не меньшее понижение планки, нежели для Левайна - возглавлять молодежный оркестр.

Завершить хочется на более оптимистичной ноте; напомним о традиционном фестивале "Московская осень", который открывается в эти дни. 1 ноября в Доме музыки капелла Валерия Полянского исполнит "Романсеро о любви и смерти" Николая Сидельникова и "Реквием" Альфреда Шнитке. "Реквием" Полянского можно считать авторизованным - в свое время дирижер работал над партитурой под руководством автора, который принял многие поправки Полянского. Следующую программу "Московской осени" Полянский представит 3 ноября в Консерватории. Среди опусов Ю.Воронцова, Т.Сергеевой и А.Эшпая особо следует отметить Четвертую симфонию Н.Корндорфа - одного из наиболее самобытных композиторов последенисовского поколения. Послушать это сочинение тем более стоит, что декабрьский концерт РНО и Александра Лазарева, где также должен был звучать Корндорф, отменен. Зато ближайшее выступление РНО состоится, согласно расписанию, 5 ноября; во Втором концерте Рахманинова солировать будет Михаил Плетнев.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Овчинников, Русалочка, Стенька Разин и Кремль ночью /17.10/
Законы нашей музыкальной жизни по-прежнему вполне иррациональны: ярчайшие концерты сезона с равным успехом могут собрать как полупустой, так и переполненный зал - именно так произошло с Рождественским и Плетневым. Зато юбилейный вечер Евтушенко порадовал куда сильнее, чем ожидалось, а вскоре к нам приедет Джеймс Левайн.
Илья Овчинников, Чайковские открывают сезон /30.09/
В конце сентября сезон открыли оркестры Владимира Федосеева (БСО) и Владимира Спивакова (НФО). И хотя НФО привлек больше внимания прессы и бомонда, БСО неопровержимо доказал свое лидерство. Тем временем, музыканты обвиняют Филармонию в консерватизме, а ее новое руководство обещает сделать все возможное для преодоления застоя.
Михаил Фихтенгольц, Оттенки тишины /07.10/
В музее-усадьбе "Архангельское" прошел единственный в России концерт виолиста Паоло Пандольфо.
Варвара Бабицкая, Отвратительные интеллектуалы /22.09/
Для публики, привыкшей к хмельной непосредственности и бездумной joie de vivre, очарование The Tiger Lillies - в интеллектуальной природе группы и в ее протестантском трудолюбии.
Валерий Полянский, "Мои музыканты могли бы играть в тысячу раз лучше" /15.09/
Интервью. Весь сезон - и подарок себе на 55-летие, и головная боль, потому что репертуар хотя и любим, но и очень непрост. Я благодарен судьбе за то, что могу выйти к оркестру и поработать. Наши музыканты понимают всю сложность ситуации, и атмосфера в коллективе хорошая. Единственное, чего не хватает, - спокойствия за завтрашний день.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru