Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Музыка подпольная и подводная
Дата публикации:  10 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Международный фестиваль современной музыки "Московская осень" проводится в двадцать пятый раз. Текущая "Осень" позиционирует себя как "многожанровый фестиваль новой музыки", "фестиваль премьер". В программе форума выделяются три основных направления: во-первых, премьеры сочинений ныне живущих российских композиторов - прежде всего московских. Во-вторых, широкая панорама современной зарубежной музыки, где особенный интерес представляют "двойные" программы "Россия - Нидерланды", "Россия - Южная Корея", "Россия - Австрия" и т.п. В-третьих, редко звучащие опусы отечественных композиторов, ушедших в последнее десятилетие (Вайнберг, Шнитке, Денисов, Таривердиев, Свиридов, Саульский, Сидельников, Корндорф, Беринский, Б.Чайковский) и ранее (Хачатурян, Караев, Мясковский, Шостакович, Мосолов); это направление фестивальной программы, как и предыдущие два, не обойдется без премьер.

При наличии свободного времени программы "Московской осени" следовало бы посещать каждый вечер. Вероятность того, что нам сразу встретится новый Моцарт или Шостакович, невелика, однако именно здесь можно узнать ответ на простой вопрос: какую музыку сейчас пишут. Программу фестиваля можно оценивать по-разному, зато основную ее часть составляют опусы, которые рождаются сегодня. А это безусловный плюс на фоне репертуара московских залов, где звучит крайне мало сочинений последних десятилетий и еще меньше - премьер. По всей видимости, основная часть публики интересуется чем-то другим - большинство фестивальных концертов проходит при полупустых залах. Приятным исключением стал один из первых вечеров форума, состоявшийся 1 ноября в Камерном зале Дома музыки. Благодаря изысканной программе и, вероятно, счастливому стечению обстоятельств, отнюдь не маленький зал был забит буквально до галерки.

Шнитке "Романсеро о любви и смерти" Сидельникова и Реквием Шнитке были исполнены капеллой Полянского. Имена Альфреда Шнитке и Валерия Полянского встали в один ряд именно благодаря "Московской осени", где в 1983 году после неоднократных запретов Полянский исполнил кантату "История доктора Иоганна Фауста". Двумя годами позже Шнитке написал Хоровой концерт специально для хора Полянского. В расчете на этот же коллектив создан ряд хоровых опусов Николая Сидельникова, среди которых - пятидесятиминутный цикл на стихи Федерико Гарсиа Лорки. "Романсеро о любви и смерти" вновь напомнили о том, что Полянский - в первую очередь хоровой дирижер. Если в Реквиеме Шнитке инструментальный ансамбль играет важнейшую роль, то у Сидельникова доминирующая роль отдана хору. Две-три ноты фортепиано перед каждым номером, барабанная дробь во второй части, единственное развернутое соло испанской гитары, финал - практически все, ради чего на сцене находится ансамбль.

Основной "аккомпаниатор" хора в "Романсеро о любви и смерти" - сам же хор; он задает и держит сложнейший ритм, не сбиваясь при этом на техническую сторону исполнения в ущерб его драматической глубине. В соответствии с названием, опус производит вполне потустороннее впечатление, хотя внутренней цельности ему все же недостает. Как только фортепиано или гитара напоминают о себе несколькими нотами и надолго замолкают вновь, их начинает остро не хватать. Предпоследний номер цикла, звучащий под гитару, окончательно запутывает слушателя с тем, чтобы привести к поразительному финалу. В заключительном "Memento" (повторенном на бис) хор неожиданно поддерживают гитара, фортепиано, ударные и бас-гитара, превращающие номер в подобие блюза. Мажорный настрой и общепримиряющая интонация "романса о смерти" рождают исключительно светлое впечатление, напоминая о том, что смерть - не только трагедия, но и катарсис. Аналогичному моменту нашлось место и в Реквиеме Шнитке, первоначально родившемуся как музыка к спектаклю театра Моссовета "Дон Карлос".

Рассказывая о работе над Реквиемом, Валерий Полянский уточняет: "Иногда композитор до конца сам не осознает то, что написал". Это подтверждает и Шнитке, увидевший одну из частей Реквиема во сне: "Реквием как сочинение появился помимо моих сознательных усилий... [он] получился стилистически не совсем моим, а вместе с тем я его ощущаю как свое сочинение". Продолжая традицию Моцарта, Берлиоза, Верди, Дворжака, Реквием в то же время отрывается от нее, что видно уже из его инструментального состава: орган, фортепиано, челеста, труба, тромбон, гитара, бас-гитара и большая группа ударных. Разрывом с традицией является и введение в традиционную структуру заупокойной мессы неканонического Credo, играющего роль кульминации. Провозвестником темы просветления здесь выступает труба, до этого звучащая лишь в Tuba mirum. Более решительно заявляют о себе в этой части и остальные инструменты; среди них с удивлением слышишь ударные, отбивающие синкопированный, исключительно "эстрадный" по своему характеру ритм. Этот неожиданный и кажущийся абсолютно абсурдным штрих все же не в состоянии нарушить общую гармонию момента; возможно, в этом и есть его смысл.

Корндорф 3 ноября капелла Полянского представила еще одну фестивальную программу; в 4-й симфонии Н.Корндорфа "Underground music" оркестр вновь дополнили эстрадные инструменты. Центр симфонии - третья часть, соединяющая цитаты из 1-й симфонии Малера, 9-й симфонии Шостаковича, 5-го концерта Моцарта для скрипки и других классических сочинений. В течение нескольких минут этот остроумный коллаж звучит весьма захватывающе, однако дальше автору изменяет чувство меры. Гром ударной установки и электрогитар оказался бы уместным, в меру пикантным эпизодом, не затянись он на несколько минут; без адекватной же помощи звукорежиссера названные инструменты звучали в оркестре крайне неестественно. Вместе с тем, замысел симфонии, родившейся у автора из размышлений о судьбе Венедикта Ерофеева, представляется достаточно интересным. Различить мелодии песен Высоцкого, о которых говорит Корндорф в комментарии к сочинению, не представилось возможным, зато нельзя не признать остроумными следующие слова покойного композитора: "Когда я цитирую какую-то музыку, я говорю, что не я один так думаю, а, допустим, еще и Гайдн, или Мусоргский, или Бетховен. Это абсолютно серьезное сочинение без тени гротеска или иронии".

В программе прозвучали также опусы Юрия Воронцова, Татьяны Сергеевой, Андрея Эшпая. Десятиминутная "Пастораль" Воронцова, согласно авторскому комментарию, строится "на интонациях русских народных лирических, протяжных песен". У автора этих строк, впрочем, возникли несколько иные ассоциации; думается, что название "Медитация" было бы куда уместнее, а сама музыка послужила бы идеальным саундтреком для документального фильма о подводной жизни. Оркестровый (точнее было бы назвать его эстрадным) концерт Эшпая "Игры", увы, показался абсолютно компромиссным сочинением, не имеющим какого-либо отношения к современной музыке. Из всей программы наиболее порадовал Третий фортепианный концерт Татьяны Сергеевой в исполнении автора: пятнадцать минут искренней, жизнерадостной, абсолютно честной музыки, не претендующей ни на глубокомысленность, ни на постмодерн. Фортепиано звучало то в джазовой, то в минималистской, то в ударной (типа "Свадебки" Стравинского) манере. И если произведение в целом могло показаться несколько эклектичным, то именно за счет этой объединяющей черты оно произвело абсолютно цельное впечатление.

Программа "Московской осени" включает и сольный вечер Татьяны Сергеевой 25 ноября, где она выступит как композитор, пианист и органист. В обширной программе концерта отметим два органных опуса Шостаковича, сонату Сергеевой для скрипки и органа, а также "Монологи" для виолончели и органа Олега Галахова - председателя оргкомитета фестиваля и главы Союза московских композиторов. Еще несколько фестивальных концертов: 11 ноября в Доме композиторов выступает симфонический оркестр Белгородской филармонии, дирижер - Александр Шадрин. Среди обещанных произведений - виолончельный концерт Александра Журбина "Иерусалим" и мировая премьера 22-й симфонии Мечислава Вайнберга. Несколько месяцев назад РЖ писал о жизни и творчестве Вайнберга; незаурядный пианист, ярчайший из композиторов "школы Шостаковича", пострадавший как от гестапо, так и от НКВД, Вайнберг в течение последних лет жизни был прикован к постели. 22-я симфония - последнее произведение композитора, он не успел его оркестровать. Сочинение прозвучит в инструментовке Кирилла Уманского; пожалуй, подобное событие может произойти только на фестивале "Московская осень".

Это же можно сказать об исполнении 21 ноября Камерной симфонии #1 Николая Рославца - украинского композитора, независимо от нововенцев разработавшего серийную систему композиции. 16 ноября в Рахманиновском зале консерватории - французская камерная музыка от Дебюсси и Пуленка до Булеза и Тайра. 17 ноября в Большом зале консерватории играет Государственный оркестр кинематографии, дирижер - Сергей Скрипка (вспомните, сколько раз вы видели эту фамилию в титрах отечественных фильмов). Нынешний худрук столичной филармонии Александр Чайковский исполнит собственный концерт для фортепиано и оркестра, а гвоздь программы - музыка Эдисона Денисова к фильмам "Идеальный муж", "Черепаха Тортила" и "Безымянная звезда". Сюиты составлены учеником Денисова Юрием Каспаровым, чей концерт для флейты с оркестром также прозвучит в программе. Московский ансамбль современной музыки, которым руководит Каспаров, 24 ноября представит программу "Современная музыка России и Италии".

26 ноября - вечер памяти умершего недавно Юрия Саульского. Современную американскую музыку 28 ноября исполнит ансамбль "Seattle Chamber Players". 29 ноября к 60-летию Александра Вустина состоится авторский вечер композитора - постоянного участника фестивалей современной музыки с 1990 года. 30 ноября в Доме музыки - закрытие фестиваля. Капелла Полянского вместе с солистами Максимом Федотовым и Александром Рудиным исполнит сочинения Павленко и Головина, а также Симфонию с арфой Бориса Чайковского и Parabola concertante Родиона Щедрина. В этот же вечер на открытии фестиваля "Владимир Спиваков приглашает" обещано выступление Джесси Норман. Впрочем, в программе спиваковского фестиваля еще два концерта выдающейся певицы, тогда как репертуар "Московской осени" - почти всегда эксклюзив. Кстати, премьера одного из наиболее ярких опусов Щедрина - "Музыкального приношения" для органа и духовых - состоялась именно на этом фестивале ровно двадцать лет назад.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Овчинников, Москва недооценила Левайна /31.10/
Московскому концерту Джеймса Левайна и оркестра UBS-Вербье не хватало рекламы: при должной информационной поддержке зал был бы полон. С оркестром выступают крупнейшие дирижеры и солисты, а его европейские туры имеют огромный успех. Увы, масштаб события оценили далеко не все. (отзывы)
Илья Овчинников, Русалочка, Стенька Разин и Кремль ночью /17.10/
Законы нашей музыкальной жизни по-прежнему вполне иррациональны: ярчайшие концерты сезона с равным успехом могут собрать как полупустой, так и переполненный зал - именно так произошло с Рождественским и Плетневым. Зато юбилейный вечер Евтушенко порадовал куда сильнее, чем ожидалось, а вскоре к нам приедет Джеймс Левайн.
Илья Овчинников, Чайковские открывают сезон /30.09/
В конце сентября сезон открыли оркестры Владимира Федосеева (БСО) и Владимира Спивакова (НФО). И хотя НФО привлек больше внимания прессы и бомонда, БСО неопровержимо доказал свое лидерство. Тем временем, музыканты обвиняют Филармонию в консерватизме, а ее новое руководство обещает сделать все возможное для преодоления застоя.
Михаил Фихтенгольц, Оттенки тишины /07.10/
В музее-усадьбе "Архангельское" прошел единственный в России концерт виолиста Паоло Пандольфо.
Варвара Бабицкая, Отвратительные интеллектуалы /22.09/
Для публики, привыкшей к хмельной непосредственности и бездумной joie de vivre, очарование The Tiger Lillies - в интеллектуальной природе группы и в ее протестантском трудолюбии.
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru