Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Нет питательной среды
Дата публикации:  10 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Дмитрий Ухов - музыкальный критик, которого с легкостью можно назвать и музыковедом и культурологом, председатель Московской ассоциации джазовых журналистов, лауреат, кроме всего прочего, премии "Богема-джаз" 1999 года.

Русский Журнал: Как вы считаете, история джаза в России - это естественный или неестественный путь развития? (То есть - у нас его сначала запрещали, слушали из-под полы, а теперь он стал классикой, и его слушают далеко не все, только меломаны-эстаты.)

Дмитрий Ухов:Джаз - часть всей мировой культуры, и отношение к нему было/есть такое же, как к любой другой музыке, - Виктор Городинский в пропагандистской "Музыке духовной нищеты" уделяет ему меньше внимания, чем додекафонии (которую - в отличие от джаза - он знал). Например, "стиляг" критиковали даже не за джаз - а за некие "буги-вуги", и не подозревая, что это такое. Просто в период, непосредственно предшествовавший началу "холодной войны" и концу антигитлеровской коалиции, буги-вуги были олицетворением всего непонятного в чужой (массовой) культуре (у нас во дворе в 50-е считали, что кока-кола - это крепкий алкогольный напиток). Любопытное умозаключение можно сделать, читая "Джаз. От Ленинграда до Петербурга" Владимира Фейертага: в 30-40-е из людей "джаза" сажали в первую очередь тех, кто занимался чем-либо еще, кроме музыки (как, например, легендарный Колбасьев, не имеющий ничего общего с тем персонажем, который выведен в кинофальшивке под названием "Мы из джаза").

РЖ: Джаз стал музыкой вполне "элитной" (фестивали - мероприятия не из дешевых, ЛеКлуб - дорогое заведение). Эти развлечения доступны далеко не всем. Насколько сейчас, на ваш взгляд, музыкантам приходится упрощать материал, адаптировать его под современную публику? Как вы оцениваете программу проходящего сейчас четвертого фестиваля " Триумф джаза"?

Д.У.: Этот "Триумф" - наименее интересный из всех четырех. Приглашение Джино Ваннелли - ошибка. На многих фестивалях принято входить и выходить из зала - это нормально, всегда что-то нравится меньше, что-то больше, но чтобы валом уходили с хедлайнера, как уходили с Ваннелли, между прочим, интересного артиста (в своем жанре)! Хорошо еще - Игорь Бутман принял огонь на себя, вклинившись со своими "fill in" в готовые аранжировки Ваннелли. Зато Джо Локк с Томми Смитом стали открытием для той публики, которая шла именно на джаз. Приятный сюрприз - Евгений Маслов в квартете Бутмана - и то, что двенадцать лет в Америке Маслов не потратил зря, и то, что играли его собственные и достойно отрепетированные вещи, а не "шаровые" стандарты, как это обычно бывает. И Фредди Коул - пример того, чего у нас никогда не было, - тихого и спокойного "клубного" музицирования.

Что-то упрощать и адаптировать - в природе профессионального искусства (нотные издательства примерно до Первой мировой войны жили за счет попурри на темы из опер в четыре руки). Проблема в другом - нет питательной среды для развития людей талантливых, с творческими задатками. А джазовое образование в профессиональных учебных заведениях - такое же, мягко говоря, консервативное, как и преподавание академической музыки. На акциях "Круглого квартета", например, бывают только друзья и соученики Алексея Круглова (между прочим, выпускника джазового факультета РАМ им.Гнесиных), несмотря на то, что он работает с популярной русской литературой - от Есенина до Булгакова.

РЖ: Как вы оцениваете количество проходящий сейчас фестивалей - их много или мало?

Д.У.: Традиционный список (Триумф джаза, Парламент-джаз, Богема-джаз) можно продолжить - например, малобюджетные "Джазовые голоса", новая импровизационная музыка в "Доме". И все равно это - не много, это - бесконечно мало. И страшно все они далеки от народа - кроме "Эрмитажа" и бесплатных выступлений антрепризы братьев Ивановых на днях города. В Москве (не считая области) проживает народу больше, чем в Швейцарии или Бельгии. Но проходит в пять раз меньше фестивалей, джем-сейшнов и тому подобных мероприятий. В Монтре вместе с актуальной попсой (точнее - quality pop) выступает (без гонорара) сразу несколько десятков биг-бэндов. И одна только фирма Клода Нобса (устроителя Монтре) TCB выпускает в год больше компакт-дисков, чем вся Россия.

РЖ: Почему именно джаз оказался (и оказался ли?) в той или иной степени музыкой "для элитной конъюнктуры" (очень характерен юбилей НТВ, проходивший под знаком джаза; на РТР в таком случае была бы поп-музыка)?

Д.У.: Социальная значимость джаза у нас - стремится к нулевой отметке. НТВ и прочая богема, новые русские просто перенимают западные стандарты, в которых джаз давно нашел свое место - звукового фона среднелобой светской тусовки. Показательно, что компания, закупившая в 2001 году сериал "Джаз Кена Бернса", обещала показывать его непрерывно в течение года на разных государственных каналах - но, похоже, от сериала отказалась даже "Культура". Между прочим, задвинувшая джаз из прайм-тайма на "после полуночи", поближе к эротике.

А про помпезный ГЦКЗ "Россия" с его отвратительной акустикой, покупными "звездами" под ногами, географической близостью к власти, не имеющей никакого отношения к творчеству, не стоит и говорить. И буржуазному smooth jazz'у там и место. Вряд ли кто из "политиков" (за исключением примерно того же, что и во всем мире, процента прирожденных любителей джаза - как Билл Клинтон или Клинт Иствуд), например, шел на Дэвида Сэнборна - артиста, выступающего в The Knitting Factory, и Гато Барбиери - не автора "Последнего танго в Париже", а члена квинтета Дона Черри.

Беседу вела Анна Немзер


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Анна Немзер, Концерты 2 - 8 февраля /03.02/
День рождения Боба Марли; Московский художественный академический рок; "Маримба Плюс".
Анна Немзер, Запоздалое свидание /26.01/
В Москве прошел концерт такого джазового масштаба, какого "и старожилы не припомнят". Состоялось, наконец, наше запоздалое свидание, которому срок пришел уже несколько десятилетий назад.

Разная музыка. Концерты 26 января - 1 февраля Скотт Хендерсон в Forte; не признающее жанровых, временных и географический разграничений трио А Бао А Ку в ОГИ и в ДОМе; Московский квартет Violin-Jazz в Еврейском культурном центре.

Анна Немзер, Разная музыка. Концерты 19 - 25 января /20.01/
Дюк Эллингтон в Консерватории; открытие "Южного фронта"; DJ Cinderella.
Кирилл Дальковский, Парадоксы романтического формализма /14.01/
Cкромный по сравнению с помпезными фестивалями камерный концерт все еще может оказаться настоящим событием. Наталия Гутман представила краткую историю европейской виолончельной сонаты: Сен-Санс, Пуленк, Мясковский, Бриттен. Следить за парадоксами, на которых строилась программа, было сплошным удовольствием.
Рок - это по-нашему /13.01/
В Екатеринбурге проходит юбилейный - пятый - фестиваль "Старый Новый Рок". Беседа с организаторами и участниками акции - о нынешнем состоянии российской рок-музыки, уральской и не только.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Ухов
Дмитрий
УХОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru