Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
"Мурку" давай!
Дата публикации:  16 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лето - период, когда Москва живет в странном концертном ритме, определяющемся принципом "то густо, то пусто". Прошедшие две недели пустыми не назовешь, а повода для аналитических размышлений о тенденциях вроде как и нет. Приезжала, например, горемычная барышня Пинк. Лучше б не ездила - так на нее все агрессивно отреагировали. Теперь, небось, сама не рада (или она не рефлексирует?) Или вот группа "Снегопады" - монструозное образование, очередные протеже лейбла Ш2 - вдруг (а по-другому они ничего и не делают, внезапные парни) появилась с серией клубных концертов, и еще на днях продолжение следует. "Снегопады" трудно назвать любимым детищем Олега Нестерова, потому что большая часть снегопадовских музыкантов - нестеровские ровесники, коллеги по "Мегаполису" или просто друзья. Кто кому тут детище, - еще вопрос. Внезапная вспышка концертов, да и вообще все творчество группы "Снегопады" вполне могло бы быть поводом для разговора: команда небезынтересная, с массой "своих" находок, с хитро придуманным звуком (надо бы - саундом, но рука не поднимается), с источающими сок басами, с запоминающимся вокалом и забавными макабрическими текстами. Есть о чем поговорить, но "Снегопады" на протяжении долгих лет так усердно куда-то закапывают талант, демонстрируют такую вальяжность очарованных странников в построении шоу-бизнес карьеры, что всякий созидательный акт по отношению к ним (как, например, написание положительной рецензии) кажется кощунством и диссонирует с общей концепцией коллектива. Вот и понимай, как тут быть.

Лето - период open air'ов, зона риска для организаторов и PR-менеджеров (особенно неуютно обычно ощущают себя "рэггийные промоутеры": трудно организовать Ямайку в городе, где с неба в любой момент может ливануть). Однако волков никто не боится - уже прошел фестиваль "Знаки", состоялась в третий раз Этна, предстоит Ethnolife.

Хэдлайнеров на Этне должно было быть двое: московские любимцы Хуун-Хуур-Ту и Зуля Камалова. Первые в результате авиаклиматических пертурбаций на фестиваль практически не попали. До Москвы добрались только двое музыкантов ансамбля и застали они фестиваль в стадии шапочного разбора. Все равно за оставшиеся три минуты они успели загипнотизировать разгулявшуюся было публику. Но настолько мимолетным было их выступление, что далеко не все его заметили.

Второй хэдлайнер фестиваля, Зуля Камалова, успела не только прилететь на Этну, но и выступить за два дня до того с клубным концертом. Зуля у нас достаточно известна и достаточно редко появляется в Москве, чтобы каждый ее выступление (что в рамках фестиваля, что самостийное) сопровождалось аншлагом. Зуля радует. Этническая певица с красивой легендой и (гео)биографией (родилась в Удмуртии, переехала в Австралию, вспомнила детство и бабушку и стала петь татарские песни), она вполне могла бы остаться на уровне милых и необязательных напевов - адаптаций народных мелодий, аранжировок с легким эстрадным привкусом. Альбом Journey of Voice (1997) казался критике хорошим стартом, но Камалову довольно скоро стали называть поп-певицей. Двумя следующими пластинками (Alokie, 1999, Elusive, 2002), песнями Onyta almym, Saginou, Insomnia, Beyond the Horizon она эти упреки, на мой взгляд, опровергла. Хотя попсовость ей по-прежнему иногда приписывают. Дело, действительно, не в том, что Зулю стало труднее слушать (а некоторый барьер восприятия, постепенное вживание в суть композиции - одно из факультативных, но частых условий бытования этнической музыки). Зулю слушать, в общем-то, легко. Но ее эрудиция, владение обширным материалом и сложно определяемая интуиция, ее способность проникновения с поверхностного, казалось бы, уровня в самую суть вещей - вот что заставляет слушать ее с непреходящим волнением и воспринимать как настоящего профессионала. Камалова неизменно оказывается сложнее некоторого устойчивого имиджа ворожеи с хрустальным голосом, очередной купринской Олеси. Когда она поет, мир вокруг нее с космической скоростью начинает меняться. Этот греховный девичий вокал (неизбывно девичий - не женский) обращает окружающее в дремлющий предгрозовой пейзаж: еще пока тихо, но пара минут - и зарницы во все небо, и гром по барабанным перепонкам.

Зули у нас теперь долго не будет, надо полагать. Радость от ее концертов могла бы подкрепиться радостью от выступлений других участников Этны - тех же Хуун-Хуур-Ту, поморского ансамбля Александра Леонова "Ва-Та-Га", энергетических доноров - венгров Parno Graszt, свадебного оркестра болгарского кларнетиста Папазова. Почему не подсуетились хозяева клубов и не организовали пару-тройку окаймляющих фестиваль концертов, не вполне понятно. Однако лето - сезон мертвый, и серьезным людям виднее, что выгодно и как вести дела.

Переход от Зули Камаловой и поморских мультиинструменталистов к следующему фигуранту обзора - сущие американские горки. Тем лучше. Эшли Слейтер, вокалист и тромбонист, будет играть сегодня в Москве. Слейтер свободно располагается в диапазоне от фанка до панка (постпанка, скажем для корректировки), но для нас Слейтер - человек, сделавший вместе с Норманном Куком (он же Фэтбой Слим) совершенно безумный проект Freak Power. Проекту уже изрядно лет. Но все равно первая мысль о Слейтере связана именно с FP. Слейтер - человек ударной электронной энергетики. Принцип freak wave, freak walk, freak talk, сформулированный в заглавной композиции их с Куком проекта, стал для Слейтра своего рода творческим манифестом. "If what you wear makes you a man, tell me what is what you is" - мрачно басит Слейтер (и чувствуется, что почти не шутит). Ореол Freak Power'а над Слейтером практически невозможно устранить. Как Шарапову в свое время говорили: "Так я тоже могу, ты "Мурку" давай", так и от Слейтера, я боюсь, на концерте будут требовать драйвового, с подсвистом I get a rush. Шарапов, помнится, сумел просоответствовать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анна Немзер, Сэр Пол на подпевках у Бекхэма /02.07/
Пока всеобщее внимание приковано к Чемпионату Европы по футболу, в Москве и в Питере состоялись несколько довольно интересных концертов - настолько разноформатных, что найти здесь единый музыкальный сюжет практически невозможно.
Анна Немзер, Тоска по шансону /15.06/
Трудноуловимые и совершенно не научные понятия вроде эманации и интонации, к сожалению, для шансона оказываются определяющими.
Анна Немзер, Альтернатива эсхатологии /03.06/
Кассандра Уилсон и Хэрби Хэнкок на "Богеме-джазз"; Фестиваль Николая Александровича Дмитриева и "Альтернатива" в ДОМе; "Орион Кап Кап" на Клязьме.
Анна Немзер, Экзотика. Эротика. Экономика /19.05/
"Граммофонный", чуть надтреснутый голос Феррера, сочный и теплый вокал Эворы, филигранные гитарные арпеджио Би Би Кинга, прозрачные и призрачные фортепьянные соло Донато - все это под маркой "такого теперь не делают".
Антонида Кузнецова, Театр одного пианиста /05.05/
Воздействие Соколова на слушателей таково, что с первыми же звуками теряешь контроль и погружаешься в состояние, близкое к трансу. Ты становишься свидетелем фантастического спектакля, разыгрывающегося за пределом твоего сознания. Как он это делает?
предыдущая в начало следующая
Анна Немзер
Анна
НЕМЗЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru