Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080402_ilya.html

Снимите ваши кеды
Илья Овчинников


Дата публикации:  2 Апреля 2008

Новосибирская опера представила "Свадьбу Фигаро" на "Золотой маске"

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграли "Свадьбу Фигаро" Моцарта. Это первый из двух спектаклей Новосибирской оперы в программе нынешней "Маски" - еще один, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, покажут сегодня. У первой постановки три номинации на "Маску", у второй пять; на звание лучшего дирижера в обоих случаях претендует один из самых модных музыкантов России Теодор Курентзис.

С именем Курентзиса связаны наиболее интересные музыкальные события этих дней; схожим образом ситуация складывается в пору Пасхального фестиваля, когда маэстро номер один в столице по умолчанию - Валерий Гергиев. Главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета Курентзис стал в 2004 году, вскоре возникла и традиция регулярных московских гастролей. Три года назад под управлением Курентзиса артисты театра представили в Москве "Аиду", получившую три "Маски", и две масштабные концертные программы. Событием прошлой "Маски" стала новосибирская "Золушка", отмеченная как лучший балетный спектакль; в те же дни в Большом зале консерватории с участием оркестрантов и хористов театра был исполнен Реквием Верди. На этот раз, наряду с двумя спектаклями, маэстро привез программу музыки Бетховена и оперу "Богема" в концертном исполнении, и прошедшую неделю можно с полным основанием назвать неделей Курентзиса в Москве.

Что касается теперешней "Свадьбы Фигаро", она звучала в Москве под управлением Курентзиса еще два года назад, когда на закате сезона маэстро порадовал публику концертным исполнением трех моцартовских опер, написанных на либретто Лоренцо да Понте. Оценки слушателей тогда колебались от восторженных - "событие метамузыкального значения" - до скептических - "музыкальная бертмановщина". Однако равнодушным не остался никто, и забыть эти вечера невозможно. Вспоминались они и теперь, когда "Свадьба Фигаро" приехала в столицу уже в качестве полномасштабного оперного спектакля; его премьера, открывшая предыдущий сезон в Новосибирской опере, стала первой постановкой театра после реконструкции.

За эти годы Курентзис приучил нас к тому, что концертное исполнение оперы (или даже ее фрагментов) - ничуть не компромисс, но полноценное представление. Об этом напомнила "Свадьба Фигаро" в постановке Татьяны Гюрбача, номинированная на "Маску" в том числе и как лучший спектакль. Когда Курентзис в компании примерно той же команды, что и теперь, исполнял "Фигаро" на сцене Камерного зала Дома музыки, это был настоящий праздник, в котором не было решительно ничего лишнего. Теперь же опера, утяжеленная не слишком внятной режиссурой, во многом растеряла свою искрометность, и аутентичное исполнение, в данном случае составляющее гордость музыкантов, здесь не помогло. Курентзис не ослаблял контроля за оркестрантами и певцами на протяжении всех трех часов звучания, однако музыка и происходившее на сцене так и не стали единым целым.

По российским меркам, скажем, постановку можно назвать вполне современной: если на балконе появляются полуодетые девушки - это отсылка к зальцбургскому "Дон Жуану" Мартина Кушея, если хор одет в кеды и униформу служащих некоей телефонной компании - напоминание еще о десятке самых разных спектаклей, а если молодым по-русски кричат "Горько" - дань модной тенденции адаптации классики к местным реалиям. Вопрос лишь в том, обогащает ли это чем-либо музыку Моцарта. Недоумевая по поводу некоторого количества нелепостей, одновременно восхищаешься Вероникой Джиоевой в партии Графини Розины, радуешься обаятельной Сюзанне Софьи Фоминой, с удовольствием отмечаешь удачные оркестровые соло, особенно виолончель в речитативах. Однако главным чувством после спектакля остается все же удивление; хочется надеяться на то, что дело будет обстоять иначе в случае с "Леди Макбет Мценского уезда", которую новосибирская команда представляет сегодня.