Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080404_ilya.html

Со скрипом по рельсам
Илья Овчинников


Дата публикации:  4 Апреля 2008

На "Золотой маске" показали оперу "Леди Макбет Мценского уезда"

Вторым спектаклем Новосибирской оперы в программе "Золотой маски" стала "Леди Макбет" Шостаковича. Среди номинаций, где представлена постановка, есть "Лучшая работа дирижера", и стоило бы дать награду Теодору Курентзису именно за "Леди Макбет Мценского уезда". Хотя, в отличие от "Свадьбы Фигаро", спектакль стоило не только слушать, но и смотреть.

Готовясь поставить "Фигаро", Теодор Курентзис осуществил ряд концертных исполнений оперы. Подобный прецедент можно вспомнить и в истории курентзисовской "Леди Макбет". В 2004 году маэстро дирижировал ее фрагментами в Большом зале консерватории; пели хор и солисты Новосибирской оперы, играл Национальный филармонический оркестр России. После концерта сразу же захотелось целиком услышать шедевр Шостаковича под управлением Курентзиса, и ждать пришлось недолго. Два года спустя в Новосибирске оперу поставил польский режиссер Генрих Барановский, теперь работу увидели и в Москве. Спектакль производит весьма яркое впечатление, хотя у него есть и минусы.

Самый очевидный - выбор исполнительницы главной роли, Ольги Орловской из "Геликон-оперы". Ее голос явно выше, чем требует партия Катерины, как актриса она также не слишком убедительна - большинство ее партнеров актерски сильнее. Это тем любопытнее, что в постановках "Леди Макбет" последних лет чаще случалось наоборот: на фоне неровного ансамбля и неважной режиссуры выделялась прима. Так было и в ростовском спектакле, представленном на "Маске" три года назад, где блистала Ирина Крикунова, и в недавней работе Латвийской национальной оперы, где вольности постановщиков можно было простить ради феноменальной работы Айры Руране. В Большом театре также идет весьма унылая "Леди Макбет" с отличной Катериной - Татьяной Смирновой; значительнее Орловской была и Ольга Бабкина, участвовавшая в исполнении фрагментов оперы под управлением Курентзиса.

Тем не менее, спектакль поначалу оказывает на слушателя необыкновенно сильное воздействие; в первую очередь благодаря работе Курентзиса с оркестром. Сравнить ее можно с тем, чего добился от оркестра Большого театра Геннадий Рождественский, дирижировавший "Леди Макбет" в день столетия Шостаковича. Перечислять солистов хочется поименно, а фаготисту Юрию Белянскому впору ставить памятник при жизни. Будущее, куда по словам режиссера перемещено действие, производит удручающее впечатление. Перед нами провинциальный городок, жизнь которого полностью сосредоточена вокруг тяжелой, отупляющей работы - что-то вроде урановых рудников. Здесь долго не живут - поэтому Катерина так спешит реализовать свое право на счастье. Фактически ни у кого нет крыши над головой: что Катерина, что ее свекор Борис Тимофеевич живут не в домах, а в вагонах. Постоянное перемещение вагонов по сцене не только иллюстрирует будни промышленного городка, но и напоминает о том, как коротка жизнь.

Жилище героя - его портрет: если комната Катерины полна кукол и мягких игрушек, то в вагончике Бориса Тимофеевича нет почти ничего, кроме икон - хотя старика и навещает любвеобильная Аксинья (Ольга Колобова). В исполнении Ивана Потрицаева свекор - не просто самодур, каким его, как правило, играют; ему не чуждо ничто человеческое, у него есть своеобразное чувство юмора. Когда он гибнет от руки Катерины, над ним безутешно плачет Аксинья, вслед за которой готовы его пожалеть и мы (обычно такого желания нет). Похоронное шествие на музыку Пассакальи - сильнейший эпизод постановки, однако позже она начинает буксовать. Сцена в полицейском участке с комикующим Квартальным в милицейской форме вызывает только досаду, а два монолога Катерины в заключительной картине не убеждают. Абсолютно на своем месте Олег Видеман в роли Сергея: "Всем взял - и ростом, и лицом, и красотою" - характеристику персонажа можно отнести и к исполнителю. Видеман выдвинут на лучшую мужскую роль, хотя если выбирать для спектакля одну "Маску", то уж скорее для дирижера.