Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080417_ilya.html

Два в одном
Илья Овчинников


Дата публикации:  17 Апреля 2008

Ион Марин дебютировал за пультом "Виртуозов Москвы"

Главный приглашенный дирижер Национального филармонического оркестра России (НФОР), Ион Марин впервые стал за пульт "Виртуозов Москвы" - коллектива, который также возглавляет Владимир Спиваков. Концертом, состоявшимся в зале имени Чайковского, завершился филармонический абонемент "Европейские виртуозы в Москве".

Программа "Виртуозов Москвы", где звучали сочинения Гайдна, Бриттена и Рихарда Штрауса, рассказала многое и об оркестре, и об Ионе Марине. "Виртуозы" показали себя достаточно гибким коллективом, звучание которого при этом полностью зависит от личности дирижера. В свою очередь, Марин, привыкший к крупным симфоническим полотнам, оказался не слишком убедителен в работе с репертуаром камерного оркестра. Если, конечно, не считать Штрауса - одного из наиболее близких Марину композиторов.

Впрочем, произведения Бриттена также входят в постоянный репертуар маэстро, но в его интерпретации Бриттен и Гайдн звучали до такой степени схоже, что их было можно принять за современников. Симфонию Гайдна #49 "La passione" и "Простую симфонию" Бриттена разделяет более полутора столетий, но манера исполнения обоих сочинений оказалась абсолютно одинаковой. За исключением нескольких огрехов в первой части бриттеновской симфонии, оба номера были сыграны без сучка без задоринки; придраться практически не к чему, как не на чем и зафиксировать внимание. Как будто и громкость, и степень отдачи музыкантов, и их выразительные способности застыли на отметке "умеренно", не двигаясь ни вверх, ни вниз.

Между тем, "Простой симфонии", основанной на мелодиях юношеских сочинений Бриттена, подходил бы скорее ироничный характер. Это следует хотя бы из названий ее частей - "Неистовое бурре", "Игривое пиццикато", "Сентиментальная сарабанда", "Весёлый финал". Под руководством Владимира Спивакова "Виртуозы" не раз исполняли музыку Бриттена с гораздо большим успехом, однако теперь она оказалась для коллектива некоторой проблемой. Как и Гайдн, чью музыку недостаточно играть "всем, как одному": камерный оркестр, исполняющий Гайдна, должен в идеале звучать подобно хорошему квартету, где ясно различаешь каждый инструмент. В данном случае подобного эффекта не возникло; ждать чуда оставалось лишь после антракта.

Игривая, изящная музыка Штрауса к комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" (сокращенная автором до сюиты из девяти номеров) - шутка гения: почти ничего общего со штраусовскими грандиозными операми и симфоническими поэмами. Кроме, пожалуй, блеска: буквально каждая минута сюиты заставляла восхититься роскошью оркестровых красок. К "Виртуозам Москвы" здесь присоединились несколько солистов НФОР, - арфистка Илона Нокелайнен, ряд духовиков и ударников - выступать вместе с Марином им доводится регулярно. То ли присутствие на сцене знакомых исполнителей придавало дирижеру больше уверенности, то ли сам искрометный дух музыки к "Мещанину" не позволял играть ее равнодушно. Однако второе отделение, где звучал Штраус, настолько отличалось в лучшую сторону от первого, что впору было спросить себя, не попал ли ты на другой концерт.