Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080425_ilya.html

В деревню, в глушь
Илья Овчинников


Дата публикации:  25 Апреля 2008

В зале Чайковского закончился абонемент РНО

Завершая очередной филармонический абонемент, основатель Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев обратился к своим любимым композиторам - Сибелиусу и Бетховену. Выбор общепримиряющего репертуара сказался и на качестве исполнения программы, казавшемся иногда блестящим, иногда поверхностным, а в целом - компромиссным.

Сыграв абонементную последнюю программу, РНО фактически завершил и свой концертный сезон. Остался лишь постскриптум в последние дни весны - "Майская ночь" Римского-Корсакова, исполнение которой обещано в музее-усадьбе "Архангельское" под открытым небом, с участием Николая Баскова. Оркестру предстоит также традиционное Волжское турне, которое в этом году пройдет по маршруту Волгоград - Москва. Позади остался сезон, в течение которого и художественный руководитель РНО Михаил Плетнев, и главный приглашенный дирижер коллектива Владимир Юровский не раз удивляли публику.

Любопытно, что Плетнев решил сосредоточиться на монографических вечерах: начиная с сентября, он дирижировал программами, целиком посвященными лишь одному композитору. Так, публике были представлены концерты-портреты Мендельсона, Рахманинова, Щедрина, Вагнера и Малера, один интереснее другого. Отступлением от этой линии стал лишь прошедший вечер в зале Чайковского, где Плетнев вернулся к мастерам, сочинениями которых регулярно дирижировал в предыдущие сезоны.

Среди сочинений Сибелиуса Плетнев предпочитает незаигранные - такие, как "Пеллеас и Мелизанда" или сюита "Лемминкяйнен". На сей раз он решил обратиться к двум, вероятно, самым популярным опусам композитора - симфонической поэме "Финляндия" и Концерту для скрипки с оркестром. "Финляндия" поразила с первых же нот: во-первых, мощью медной группы; во-вторых, воинственностью, мало характерной для большинства произведений Сибелиуса; в-третьих, торжественностью, которая так отличает ее от других опусов этого автора, любимых Плетневым, с их отрешенным, туманным, неявным характером.

Скрипичный концерт был добротно сыгран Сергеем Крыловым - российским скрипачом, после пятнадцатилетнего перерыва возобновившим выступления на родине лишь два года назад. Если бы не то, что в финале солист временами обгонял оркестр, игру Крылова можно было бы оценить вполне положительно. К сожалению, солист решил улучшить и без того благоприятное впечатление и сыграл на бис скрипичное переложение баховской Токкаты и фуги ре минор. Превращенное в виртуозную пьесу, сочинение в огромной степени потеряло свою масштабность, а сверхбыстрые темпы этому лишь помогли. И если скрипичный концерт был сыгран хоть и без откровений, но по всем законам жанра, то бис, которому положено быть коротким, - скорее вопреки таковым.

Бетховен пополнил ряд плетневских фаворитов в позапрошлом году, когда Плетнев представил московской публике и записал полный цикл симфоний и фортепианных концертов композитора. Завершая сезон, маэстро решил вновь обратиться к Бетховену, к одному из самых нетипичных и самых "неконфликтных" сочинений. "Пасторальная" симфония, как следует из записной книжки автора, отражает его воспоминания о деревенской жизни. За воссоздание звуков природы здесь отвечают деревянные духовые, которые в этот вечер были на высоте: их переклички во второй и третьей частях можно назвать среди лучших моментов вечера. Однако этого нельзя сказать о симфонии в целом, слушать которую временами было просто скучно. То ли здесь для Плетнева уже почти не осталось открытий, то ли музыканты просто устали? Так или иначе, несмотря на блестящий оркестровый саунд и на участие сильного солиста Сергея Крылова, это единственная программа РНО за весь сезон, которую вряд ли можно назвать незабываемой.