Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
В деревню, в глушь
Илья Овчинников

Дата публикации:  25 Апреля 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В зале Чайковского закончился абонемент РНО

Завершая очередной филармонический абонемент, основатель Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев обратился к своим любимым композиторам - Сибелиусу и Бетховену. Выбор общепримиряющего репертуара сказался и на качестве исполнения программы, казавшемся иногда блестящим, иногда поверхностным, а в целом - компромиссным.

Сыграв абонементную последнюю программу, РНО фактически завершил и свой концертный сезон. Остался лишь постскриптум в последние дни весны - "Майская ночь" Римского-Корсакова, исполнение которой обещано в музее-усадьбе "Архангельское" под открытым небом, с участием Николая Баскова. Оркестру предстоит также традиционное Волжское турне, которое в этом году пройдет по маршруту Волгоград - Москва. Позади остался сезон, в течение которого и художественный руководитель РНО Михаил Плетнев, и главный приглашенный дирижер коллектива Владимир Юровский не раз удивляли публику.

Любопытно, что Плетнев решил сосредоточиться на монографических вечерах: начиная с сентября, он дирижировал программами, целиком посвященными лишь одному композитору. Так, публике были представлены концерты-портреты Мендельсона, Рахманинова, Щедрина, Вагнера и Малера, один интереснее другого. Отступлением от этой линии стал лишь прошедший вечер в зале Чайковского, где Плетнев вернулся к мастерам, сочинениями которых регулярно дирижировал в предыдущие сезоны.

Среди сочинений Сибелиуса Плетнев предпочитает незаигранные - такие, как "Пеллеас и Мелизанда" или сюита "Лемминкяйнен". На сей раз он решил обратиться к двум, вероятно, самым популярным опусам композитора - симфонической поэме "Финляндия" и Концерту для скрипки с оркестром. "Финляндия" поразила с первых же нот: во-первых, мощью медной группы; во-вторых, воинственностью, мало характерной для большинства произведений Сибелиуса; в-третьих, торжественностью, которая так отличает ее от других опусов этого автора, любимых Плетневым, с их отрешенным, туманным, неявным характером.

Скрипичный концерт был добротно сыгран Сергеем Крыловым - российским скрипачом, после пятнадцатилетнего перерыва возобновившим выступления на родине лишь два года назад. Если бы не то, что в финале солист временами обгонял оркестр, игру Крылова можно было бы оценить вполне положительно. К сожалению, солист решил улучшить и без того благоприятное впечатление и сыграл на бис скрипичное переложение баховской Токкаты и фуги ре минор. Превращенное в виртуозную пьесу, сочинение в огромной степени потеряло свою масштабность, а сверхбыстрые темпы этому лишь помогли. И если скрипичный концерт был сыгран хоть и без откровений, но по всем законам жанра, то бис, которому положено быть коротким, - скорее вопреки таковым.

Бетховен пополнил ряд плетневских фаворитов в позапрошлом году, когда Плетнев представил московской публике и записал полный цикл симфоний и фортепианных концертов композитора. Завершая сезон, маэстро решил вновь обратиться к Бетховену, к одному из самых нетипичных и самых "неконфликтных" сочинений. "Пасторальная" симфония, как следует из записной книжки автора, отражает его воспоминания о деревенской жизни. За воссоздание звуков природы здесь отвечают деревянные духовые, которые в этот вечер были на высоте: их переклички во второй и третьей частях можно назвать среди лучших моментов вечера. Однако этого нельзя сказать о симфонии в целом, слушать которую временами было просто скучно. То ли здесь для Плетнева уже почти не осталось открытий, то ли музыканты просто устали? Так или иначе, несмотря на блестящий оркестровый саунд и на участие сильного солиста Сергея Крылова, это единственная программа РНО за весь сезон, которую вряд ли можно назвать незабываемой.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Два в одном /17.04/
Илья Овчинников. Главный приглашенный дирижер НФОР Ион Марин впервые стал за пульт "Виртуозов Москвы" - коллектива, который также возглавляет Владимир Спиваков. Программа, где звучали сочинения Гайдна, Бриттена и Рихарда Штрауса, рассказала многое и об оркестре, и о дирижере.
И в этих нотах он тонул /16.04/
Илья Овчинников. Абонемент "Автора!" задуман для того, чтобы восстановить связь между композитором и слушателями. На вопросы публики отвечал Юрий Каспаров - один из интереснейших московских композиторов, организатор концертов и фестивалей, ученик и продолжатель традиций Эдисона Денисова.
Экскурсия в загробный мир /09.04/
Илья Овчинников. Абонемент Российского национального оркестра в Большом зале консерватории завершился монографическим концертом, посвященным музыке Малера. Ключевым моментом вечера оказалась Девятая симфония в интерпретации Михаила Плетнева.
Со скрипом по рельсам /04.04/
Илья Овчинников. Вторым спектаклем Новосибирской оперы в программе "Золотой маски" стала "Леди Макбет" Шостаковича. Среди номинаций, где представлена постановка, есть "Лучшая работа дирижера", и стоило бы дать награду Теодору Курентзису именно за "Леди Макбет". Хотя, в отличие от "Свадьбы Фигаро", спектакль стоило не только слушать, но и смотреть.
Снимите ваши кеды /02.04/
Илья Овчинников. На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграли "Свадьбу Фигаро" Моцарта. Это первый из двух спектаклей Новосибирской оперы в программе нынешней "Маски" - еще один, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, покажут сегодня. У первой постановки три номинации на "Маску", у второй пять; на звание лучшего дирижера в обоих случаях претендует один из самых модных музыкантов России Теодор Курентзис.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru