Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080428_ilya.html

Моцарта сделали англичанином
Илья Овчинников


Дата публикации:  28 Апреля 2008

НФОР представил программу британской классики

В Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся вечер, посвященной английской классике ХХ века - Уильяму Уолтону и Ральфу Воану-Уильямсу, в компанию которых также затесался Моцарт. Национальный филармоническим оркестром России (НФОР) дирижировал Джордж Клив. Концерт стал последним в абонементе "Музыка, рожденная словом".

После двухвекового упадка ХХ столетие стало настоящим прорывом для британской музыки. В первую очередь - благодаря таким композиторам, как Эдвард Элгар и Бенджамин Бриттен, чьи сочинения время от времени исполняются в Москве, а также Ральф Воан-Уильямс и Уильям Уолтон, произведения которых не звучат у нас практически никогда. Между тем, у обоих есть первоклассные опусы, которые бы заметно украсили нашу музыкальную жизнь. У Уолтона - сатирический цикл "Фасады" для чтеца с ансамблем и Альтовый концерт, у Воана-Уильямса - "Жаворонок воспаряющий" для скрипки с оркестром и великолепные девять симфоний (двадцать лет назад цикл был полностью исполнен Геннадием Рождественским в Ленинграде). Руководство НФОР решило отчасти восполнить этот пробел: хотя подобная программа не может собрать полного зала, она важна и для оркестрантов, и для публики.

Абонемент, завершившийся сочинениями Уолтона и Воана-Уильямса, посвящался музыке с литературной основой; в пяти программах цикла были представлены "Тарас Бульба" Яначека, "Ромео и Джульетта" Чайковского, "Моя матушка-гусыня" Равеля и многие другие. Увертюра Воана-Уильямса "Осы", открывшая программу, написана к одноименной комедии Аристофана, где под осами подразумеваются афинские горожане. Эффектная, искрометная пьеса была исполнена на таком высоком уровне, когда наслаждение доставляет уже само звучание оркестра, независимо от репертуара. То же можно сказать и о сюите Уолтона к фильму Лоуренса Оливье "Генрих V" - музыке, возможно, не слишком глубокой, но необыкновенно образной, позволяющей оркестру показать себя наилучшим образом.

Маэстро Джордж Клив считается специалистом по Моцарту; в 1974 году он основал Летний Моцартовский фестиваль в Сан-Франциско, который возглавляет до сих пор. С Моцарта началось и его сотрудничество с НФОР три года назад, не обошлась без Моцарта и нынешняя программа: в первом отделении исполнили балетную сюиту из оперы "Идоменей". Она была призвана сыграть роль интермеццо между "Осами" и "Генрихом V", слишком уж близкими по характеру, однако в результате Моцарт ненадолго превратился в англичанина. Дирижер до такой степени настроил оркестр на стилистику британских композиторов, что и Моцарта сыграли в той же размашисто-блестящей манере. В контексте вечера это не вызывало возражений, но послевкусие осталось странное.

Главным событием стала "Лондонская" симфония Воана-Уильямса, ни с какой литературной основой не связанная. Тихий, медленный, торжественный пролог неожиданно сменился сердитой, колючей темой, напоминающей лейтмотив "Призрака оперы" Эндрю Ллойд-Уэббера. Виолончелист Юрий Лоевский, скрипач Еремей Цукерман, арфистка Илона Нокелайнен передавали друг другу, как эстафету, великолепно отточенные соло. Чем дальше, тем сильнее росло удивление по поводу того, что мы не слышим эту великолепную музыку чаще; чего стоит главная тема второй части, напоминающая лучшие страницы музыки Чайковского и Рахманинова. Зал исправно хлопал после каждой части и даже кричал "браво". Дирижер, великолепно подготовивший программу, удивлялся и даже сердился, но все же порадовал публику полькой Штрауса "Гром и молния" на бис.