Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Поймать перо жар-птицы
Илья Овчинников

Дата публикации:  29 Апреля 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Открылся VII Московский Пасхальный фестиваль

Утомительная торжественная часть и не менее двух крупных сочинений следом - так обычно строился концерт-открытие Пасхального фестиваля. Нынешний старт в Большом зале консерватории стал исключением. После того, как отзвучали вступительные слова, Валерий Гергиев порадовал публику компактной программой из сочинений Николая Римского-Корсакова и Родиона Щедрина. Оркестр Мариинского театра с таким энтузиазмом играл Щедрина, будто ему, а не Римскому-Корсакову, посвящен нынешний форум.

Качество, помноженное на количество - такой была основная идея Пасхального фестиваля в первые годы его существования. На протяжении нескольких дней Валерий Гергиев ошеломлял столицу безразмерными концертными вечерами, где друг за другом на сцену выходили Анна Нетребко и Юрий Башмет, Михаил Плетнев и Миша Майский. Позже форум начал выезжать в регионы, а его программы стали более цельными, сосредоточившись вокруг наследия одного-двух композиторов: с 2004 года состоялись фестивали, посвященные соответственно Прокофьеву, Рахманинову и Бетховену, Шостаковичу, Стравинскому. Нынешний Пасхальный приурочен в первую очередь к столетию со дня смерти Римского-Корсакова. Второй по важности композитор фестиваля - Густав Малер: минувшим летом Гергиев представил полный цикл его симфоний в Санкт-Петербурге и теперь повторяет три из них в Москве.

Продолжительная церемония открытия в предыдущие годы радовала перлами: то Юрий Лужков назовет фестиваль "православным", то Валерий Гергиев напомнит, что "Русь все-таки земля московская", то Михаил Швыдкой отождествит Воскресение Христово с Днем Победы. На сей раз торжественная часть уложилась в пятнадцать минут, запомнившись тем, что первый заместитель Мэра Москвы Людмила Швецова не смогла вспомнить отчество Валерия Абисаловича Гергиева. Старт был дан, и зазвучала увертюра Римского-Корсакова "Светлый праздник", уже не раз открывавшая Пасхальный фестиваль. Оркестр Мариинского театра играл, как всегда, напористо, но отнюдь не безукоризненно. Дело отчасти исправила сюита из оперы "Сказание о неведомом граде Китеже", однако и она показалась до обидного "заигранной", будто Гергиев дирижировал музыкой Римского-Корсакова не столько от души, сколько по обязанности, навстречу круглой дате.

Унылая картина волшебным образом изменилась после антракта, когда дело дошло до Щедрина - балетной сюиты "Конек-Горбунок" и концерта для оркестра "Озорные частушки". В прошлом году Гергиев к 75-летию композитора представил в обеих столицах оперу "Очарованный странник", одно из последних его сочинений - и теперь поздравил Щедрина еще раз, напомнив о ранних его опусах. Сейчас их исполняют нечасто, хотя в них-то Щедрин и заявил о себе как композитор, с одной стороны, самобытный, с другой стороны - вполне доступный широкой публике. Дирижируя "Коньком-Горбунком" и "Озорными частушками", Гергиев акцентировал их связь с традициями Стравинского и Прокофьева, как будто говоря залу: смотрите, здесь автор вдохновлялся "Жар-птицей" и "Петрушкой", здесь - "Сказом о каменном цветке", но в результате получилась музыка ничуть не менее яркая! Убедить в этом дирижеру удалось и оркестрантов, с удовольствием выполнявших предписанные автором фокусы вроде стука смычками по пультам, и публику, с восторгом приветствовавшую первые опыты живого классика.

В финале Гергиев напомнил о том, что ровно за год до этого дня ушел из жизни Мстислав Ростропович, и посвятил его памяти "Волшебное озеро" Лядова. Следом маэстро поздравил с 75-летием присутствовавшего в зале Леонида Рошаля и подарил ему финал "Жар-птицы" Стравинского - музыки, которая близка Гергиеву как никакая другая. Так Гергиев выстроил убедительную линию Римский-Корсаков - Стравинский - Щедрин, показав прямую преемственность между тремя поколениями российских композиторов.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Моцарта сделали англичанином /28.04/
Илья Овчинников. В Светлановском зале ММДМ состоялся вечер, посвященной английской классике ХХ века - Уильяму Уолтону и Ральфу Воану-Уильямсу, в компанию которых также затесался Моцарт. Национальный филармоническим оркестром России (НФОР) дирижировал Джордж Клив.
В деревню, в глушь /25.04/
Илья Овчинников. Завершая очередной абонемент, основатель РНО Михаил Плетнев обратился к своим любимым композиторам - Сибелиусу и Бетховену. Выбор общепримиряющего репертуара сказался и на качестве исполнения программы, казавшемся иногда блестящим, иногда поверхностным, а в целом - компромиссным.
Два в одном /17.04/
Илья Овчинников. Главный приглашенный дирижер НФОР Ион Марин впервые стал за пульт "Виртуозов Москвы" - коллектива, который также возглавляет Владимир Спиваков. Программа, где звучали сочинения Гайдна, Бриттена и Рихарда Штрауса, рассказала многое и об оркестре, и о дирижере.
И в этих нотах он тонул /16.04/
Илья Овчинников. Абонемент "Автора!" задуман для того, чтобы восстановить связь между композитором и слушателями. На вопросы публики отвечал Юрий Каспаров - один из интереснейших московских композиторов, организатор концертов и фестивалей, ученик и продолжатель традиций Эдисона Денисова.
Экскурсия в загробный мир /09.04/
Илья Овчинников. Абонемент Российского национального оркестра в Большом зале консерватории завершился монографическим концертом, посвященным музыке Малера. Ключевым моментом вечера оказалась Девятая симфония в интерпретации Михаила Плетнева.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru