Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Европа отмечает Первомай
Илья Овчинников

Дата публикации:  30 Апреля 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Москву приезжает Берлинский филармонический оркестр

В феврале прошлого года, представляя прославленных "венских филармоников" московской публике, ведущий Святослав Бэлза сказал, что европейские оркестры будто бы делятся на две категории: Венский филармонический - и все остальные. Любопытно, как бы вышел из положения мастер художественного слова на этот раз, когда в Москву приезжает не менее легендарный коллектив - оркестр Берлинской филармонии.

Первое мая - не только День весны и труда, но еще и день рождения одного из лучших оркестров мира, Берлинского филармонического. Дата ежегодно отмечается традиционным "Европейским концертом" в одном из лучших залов континента, с телетрансляцией на большинство стран Европы и записью на DVD. В 1996 году "берлинские филармоники" отмечали день рождения в Санкт-Петербурге, на этот раз они выбрали Москву. Событию придан масштаб, позволяющий сравнить его с крупнейшими международными мероприятиями подобного рода. Например, с десятилетней давности открытием зимних Олимпийских игр в Нагано, когда пять хоров синхронно пели бетховенскую "Оду к радости" в пяти городах мира, под дистанционным управлением Сейджи Озавы.

В этом случае, однако, значение события носило характер скорее общественно-политический, нежели художественный, что едва ли можно сказать о предстоящих московских гастролях. Дело в том, что Berliner Philharmoniker занимает положение исключительное даже в сравнении с такими монстрами, посещавшими столицу в прошлом сезоне, как Wiener Philharmoniker и London Symphony. За сто двадцать шесть лет существования оркестра среди его главных дирижеров не было ни одной случайной личности - только крупнейшие величины исполнительского искусства.

Около тридцати лет коллектив возглавлял Артур Никиш - одна из фигур, с которых когда-то начиналось дирижирование как профессия. Два с половиной десятилетия оркестром руководил Вильгельм Фуртвенглер, один из величайших дирижеров в истории. С этой эпохой связаны, в частности, знаменитые трофейные записи коллектива, "волею известных обстоятельств" попавшие в нашу страну и до сих пор продающиеся по миру в издании фирмы "Мелодия". Особой эрой в истории "берлинских филармоников" стали тридцать четыре года с Гербертом фон Караяном - именно с ним оркестр впервые приезжал в Советский Союз в 1969 году. Нынешний концерт посвящается столетию Караяна, под чьим руководством оркестр сделал сотни записей, на десятилетия ставших эталонными.

Берлинский филармонический дважды гастролировал в России (в 1991 и 1999 годах) и со следующим своим шефом, итальянцем Клаудио Аббадо - во многом антиподом Караяна. Если Караян упорно, хотя и безуспешно, боролся с присущим оркестру духом демократии и самоуправления, Аббадо поддержал его обеими руками. Привыкшие при Караяне к Бетховену, Чайковскому и Штраусу, с Аббадо "берлинские филармоники" заиграли наших современников Лигети, Булеза, Ноно и Штокхаузена.

Последние шесть лет легендарный коллектив возглавляет англичанин Саймон Рэттл, известный широтой своих репертуарных взглядов; в свое время он превратил провинциальный симфонический оркестр Бирмингема в ансамбль европейского класса. С новым шефом Берлинский филармонический словно помолодел. При таком же феноменальном качестве звучания, как и у "венских филармоников", берлинцы более гибки и готовы к экспериментам - будь то в области аутентичного исполнительства, освоения ультрасовременного репертуара или нового, свежего взгляда на классические, не один десяток раз игранные шедевры. И если уж Рэттл соглашается дирижировать Бетховеном, то уж непременно в комплекте с Веберном - или хотя бы со Стравинским, как на этот раз.

Услышать "берлинских филармоников" можно завтра в Большом зале консерватории в час дня. Европейскую прямую трансляцию концерта ведет авторитетный телеканал Euro Art. В программе - Седьмая симфония Бетховена, Первый скрипичный концерт Бруха (солист Вадим Репин) и Симфония в трех частях Стравинского. Есть и еще одна возможность услышать программу - сегодня днем, в рамках открытой репетиции.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Поймать перо жар-птицы /29.04/
Илья Овчинников. Утомительная торжественная часть и не менее двух крупных сочинений следом - так обычно строился концерт-открытие Пасхального фестиваля. Нынешний старт стал исключением. Оркестр Мариинского театра с таким энтузиазмом играл Щедрина, будто ему, а не Римскому-Корсакову, посвящен форум.
Моцарта сделали англичанином /28.04/
Илья Овчинников. В Светлановском зале ММДМ состоялся вечер, посвященной английской классике ХХ века - Уильяму Уолтону и Ральфу Воану-Уильямсу, в компанию которых также затесался Моцарт. Национальный филармоническим оркестром России (НФОР) дирижировал Джордж Клив.
В деревню, в глушь /25.04/
Илья Овчинников. Завершая очередной абонемент, основатель РНО Михаил Плетнев обратился к своим любимым композиторам - Сибелиусу и Бетховену. Выбор общепримиряющего репертуара сказался и на качестве исполнения программы, казавшемся иногда блестящим, иногда поверхностным, а в целом - компромиссным.
Два в одном /17.04/
Илья Овчинников. Главный приглашенный дирижер НФОР Ион Марин впервые стал за пульт "Виртуозов Москвы" - коллектива, который также возглавляет Владимир Спиваков. Программа, где звучали сочинения Гайдна, Бриттена и Рихарда Штрауса, рассказала многое и об оркестре, и о дирижере.
И в этих нотах он тонул /16.04/
Илья Овчинников. Абонемент "Автора!" задуман для того, чтобы восстановить связь между композитором и слушателями. На вопросы публики отвечал Юрий Каспаров - один из интереснейших московских композиторов, организатор концертов и фестивалей, ученик и продолжатель традиций Эдисона Денисова.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru