Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Оркестры из Нового света
Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ

Дата публикации:  22 Августа 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Приглашенные коллективы Зальцбургского фестиваля

Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее, понемногу оттесняя оперу на второй план. На этот раз в симфонической программе форума, наряду с тремя австрийскими оркестрами и одним немецким, принимают весомое участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле или как минимум сыграют с ними вничью.

Каждое лето в Зальцбурге выступает целый ряд приглашенных оркестров, однако в последние годы ни один из них не задерживался здесь надолго. Как правило, тот или иной коллектив, будь то амстердамский "Концертгебау" или оркестр Баварского радио, заезжал сюда по дороге с одного европейского фестиваля на другой и, отыграв концерт, летел дальше. Маркус Хинтерхаузер, курирующий музыкальную программу форума, решил изменить ситуацию: пусть даже оркестров будет меньше, полагает он, зато, приезжая сюда надолго, они смогут показать в Зальцбурге что-то особенное, приготовленное специально для этого фестиваля. Если добавить, что коллективы из Америки - Южной или Северной - не появлялись здесь уже давно, то приглашение Кливлендского и Венесуэльского оркестров можно назвать событием экстраординарным даже по зальцбургским меркам.

Разумеется, хозяевам - то есть Венскому филармоническому оркестру, базовому коллективу фестиваля - беспокоиться не стоит: он по-прежнему участвует в большинстве опер сезона и по-прежнему дает не меньше десяти концертов с золотым фондом австро-немецкой музыки - сочинениями Шуберта, Брамса, Малера, слегка разбавленными репертуаром ХХ века. Правда, по количественным показателям гости почти не отстают: венесуэльцам предстоит отыграть четыре программы, пережить мастер-класс с Николаусом Арнонкуром и круглый стол, а на счету у кливлендцев - пять представлений оперы Дворжака "Русалка" и три концерта, первый из которых только что состоялся. И он показал, что дело не в количестве - для победы может быть достаточно и одного выступления.

Кливлендский оркестр, входящий в пятерку сильнейших оркестров США, в этом сезоне отмечает 90-летие. С 2002 года его возглавляет австриец Франц Вельзер-Мёст. Первая программа строилась вопреки привычному стандарту, когда вначале идет увертюра, затем инструментальный концерт и в финале - симфония. Маэстро открыл вечер симфонией Дворжака "Из Нового света" - вполне остроумный ход для заокеанского оркестра. С первых же нот стало ясно, что перед нами оркестр высочайшего класса. Мягкий, дышащий саунд, точно отмеренная громкость даже в кульминациях, уносящие в другое измерение соло деревянных духовых - и хрестоматийная симфония воспринималась как будто впервые. Правда, оркестр наверняка знает ее назубок, и закрадывалось сомнение: возможно, коллектив настолько хорош, что может играть и без дирижера?

Второе отделение эти подозрения развеяло. Третий фортепианный концерт Бартока и Три оркестровые пьесы Берга - отнюдь не простой и тем более не расхожий репертуар, дирижер тут необходим. Удивительно или нет, но с каждым номером оркестр звучал все более уверенно и внушительно, полностью владея вниманием слушателя. Японская пианистка Мицуко Ушида сыграла Бартока в несколько непривычной манере - в ее интерпретации преобладали жесткие интонации, а не пасторальные тона, как у большинства исполнителей концерта - однако ее взаимопонимание с дирижером было полным, как и власть над залом. Барток будет звучать и в следующих программах Кливлендского оркестра, наряду с сочинениями Иоганна Штрауса, Мессиана и Малера.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Не только секс и смерть /21.08/
Илья Овчинников. Опера Гуно "Ромео и Джульетта" появилась в программе с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Однако Нетребко от участия отказалась, и впору задуматься о том, зачем фестивалю эта постановка.
Что бы такого сделать плохого /19.08/
Илья Овчинников. Музыка Верди не звучала на Зальцбургском фестивале с 2005 года, когда здесь прошла знаменитая "Травиата", утвердившая Анну Нетребко в ранге суперзвезды. Повторить успех этой постановки невозможно. Зато "Отелло" великолепно вписывается в нынешнюю программу с ее девизом "Сильна как смерть любовь" и превосходит любую из премьер прошлого лета.
Читая письма Солженицына /30.04/
Илья Овчинников. Если открытие VII Московского Пасхального фестиваля посвящалось русской музыке, то один из следующих концертов был отдан западноевропейской классике ХХ века. Оркестр Мариинского театра исполнил "Таинство мгновения" Анри Дютийё и Седьмую симфонию Густава Малера.
Европа отмечает Первомай /30.04/
Илья Овчинников. Первое мая - не только День весны и труда, но еще и день рождения одного из лучших оркестров мира, Берлинского филармонического. В 1996 году "берлинские филармоники" отмечали день рождения в Санкт-Петербурге, на этот раз они выбрали Москву.
Поймать перо жар-птицы /29.04/
Илья Овчинников. Утомительная торжественная часть и не менее двух крупных сочинений следом - так обычно строился концерт-открытие Пасхального фестиваля. Нынешний старт стал исключением. Оркестр Мариинского театра с таким энтузиазмом играл Щедрина, будто ему, а не Римскому-Корсакову, посвящен форум.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru