![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь |
Оркестры из Нового света Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ ![]() Дата публикации: 22 Августа 2008 ![]() ![]() ![]() Приглашенные коллективы Зальцбургского фестиваля Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее, понемногу оттесняя оперу на второй план. На этот раз в симфонической программе форума, наряду с тремя австрийскими оркестрами и одним немецким, принимают весомое участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле или как минимум сыграют с ними вничью. Каждое лето в Зальцбурге выступает целый ряд приглашенных оркестров, однако в последние годы ни один из них не задерживался здесь надолго. Как правило, тот или иной коллектив, будь то амстердамский "Концертгебау" или оркестр Баварского радио, заезжал сюда по дороге с одного европейского фестиваля на другой и, отыграв концерт, летел дальше. Маркус Хинтерхаузер, курирующий музыкальную программу форума, решил изменить ситуацию: пусть даже оркестров будет меньше, полагает он, зато, приезжая сюда надолго, они смогут показать в Зальцбурге что-то особенное, приготовленное специально для этого фестиваля. Если добавить, что коллективы из Америки - Южной или Северной - не появлялись здесь уже давно, то приглашение Кливлендского и Венесуэльского оркестров можно назвать событием экстраординарным даже по зальцбургским меркам.
Разумеется, хозяевам - то есть Венскому филармоническому оркестру, базовому коллективу фестиваля - беспокоиться не стоит: он по-прежнему участвует в большинстве опер сезона и по-прежнему дает не меньше десяти концертов с золотым фондом австро-немецкой музыки - сочинениями Шуберта, Брамса, Малера, слегка разбавленными репертуаром ХХ века.
Кливлендский оркестр, входящий в пятерку сильнейших оркестров США, в этом сезоне отмечает 90-летие. С 2002 года его возглавляет австриец Франц Вельзер-Мёст. Первая программа строилась вопреки привычному стандарту, когда вначале идет увертюра, затем инструментальный концерт и в финале - симфония. Маэстро открыл вечер симфонией Дворжака "Из Нового света" - вполне остроумный ход для заокеанского оркестра. С первых же нот стало ясно, что перед нами оркестр высочайшего класса. Мягкий, дышащий саунд, точно отмеренная громкость даже в кульминациях, уносящие в другое измерение соло деревянных духовых - и хрестоматийная симфония воспринималась как будто впервые. Правда, оркестр наверняка знает ее назубок, и закрадывалось сомнение: возможно, коллектив настолько хорош, что может играть и без дирижера? Второе отделение эти подозрения развеяло. Третий фортепианный концерт Бартока и Три оркестровые пьесы Берга - отнюдь не простой и тем более не расхожий репертуар, дирижер тут необходим. Удивительно или нет, но с каждым номером оркестр звучал все более уверенно и внушительно, полностью владея вниманием слушателя. Японская пианистка Мицуко Ушида сыграла Бартока в несколько непривычной манере - в ее интерпретации преобладали жесткие интонации, а не пасторальные тона, как у большинства исполнителей концерта - однако ее взаимопонимание с дирижером было полным, как и власть над залом. Барток будет звучать и в следующих программах Кливлендского оркестра, наряду с сочинениями Иоганна Штрауса, Мессиана и Малера. ![]() ![]()
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||