Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080827_ilya.html

Многодетный отец стал многоженцем
Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ


Дата публикации:  27 Августа 2008

"Замок герцога Синяя Борода" на Зальцбургском фестивале

"Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу нынешнего форума "Сильна как смерть любовь", чем две другие недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне "унылого традиционализма" этих старомодных постановок спектакль выглядит и звучит особенно выигрышно.

Одним из лейтмотивов Зальцбургского фестиваля стала в этом году музыка Белы Бартока. Организован даже бартоковский лагерь для детей от одиннадцати до пятнадцати, участники которого беседуют о Бартоке, слушают и обсуждают его "Синюю Бороду", а также пытаются ставить ее своими силами. Что из этого получилось, пока неизвестно. Зато "взрослая", полноценная постановка единственной оперы Бартока стала кульминацией масштабного приношения композитору и ярким событием нынешней оперной программы.

Спектакль "Замок герцога Синяя Борода" объединил три сочинения Бартока: собственно оперу предваряет кантата "Девять заколдованных оленей" ("Cantata profana"), а вначале при закрытом занавесе звучат Четыре пьесы для оркестра. С первых же нот музыка настраивает слушателя на сказочный, мистический лад, что вполне соответствует образному строю как кантаты, так и оперы. Вскоре появляется и сказочник - Бард: он рассказывает историю об охотнике и девяти его сыновьях, не обученных ни одному мирному ремеслу - одной лишь охоте. Однажды девять юношей охотились в горах и погнались за волшебным оленем - в итоге они превратились в оленей и отказались возвращаться в мир людей, когда отец пришел звать их домой.

Таков сюжет кантаты "Девять заколдованных оленей", который предполагалось разыграть на сцене. Однако, как рассказал "Газете" дирижер-постановщик спектакля Петер Этвеш, наследники композитора оказались против сценического воплощения кантаты и настояли на ее концертном исполнении. В итоге был реализован компромиссный вариант, из которого режиссер Йохан Симонс выжал максимум возможного. Всю сцену занимает огромная разноцветная декорация, напоминающая многоквартирный дом. Из нескольких десятков окошек выглядывают хористы, одетые отнюдь не по-парадному и расположившиеся самым непринужденным образом - словно наблюдают за соседями по двору.

Во дворе растет дерево, изогнутые ветки которого символизируют оленьи рога, а неподалеку - детская беседка с гигантским надувным попугаем на крыше, символизирующим неизвестно что; он сдуется к финалу кантаты. Так она оказалось необыкновенно насыщенной визуально, оставшись подчеркнуто статичной: за двумя солистами, исполняющими партии отца и одного из сыновей, закреплены точки - соответственно беседка и подножие дерева, - которых они не покидают, да и диалог ведут, обращаясь не друг к другу, а исключительно в зал. Тенор Ланс Райан в роли сына был маловыразителен, зато бас-баритон Фальк Штрукман провел партию отца безукоризненно. Он же вскоре перевоплотился в герцога Синяя Борода, и история знаменитого многоженца оказалась продолжением сказки о потерявшем сыновей охотнике.

Видя громадную декорацию-дом, трудно представить, что она может исчезнуть со сцены за секунду. Вновь появится Бард - он введет нас в таинственный мир зловещего замка, хозяин которого окажется передвигающимся на коляске инвалидом. Юдит, последняя жена герцога, носит белый халат - можно принять ее за медсестру, влюбившуюся в пациента. Впрочем, в исполнении Мишель ДеЯнг с ее роскошным меццо-сопрано Юдит предстает исключительно самоотверженной героиней, готовой на все ради оживления мрачного мира, где живет герцог; она еще не знает, что замок хранит тайну нескольких ее предшественниц. Часовой диалог двух героев проходит на абсолютно пустой сцене, однако он сыгран и спет настолько психологически точно, что результат убеждает куда сильнее, нежели иные спектакли с их богатыми костюмами и декорациями. Что касается сопровождения, то чисто инструментальный номер - Четыре пьесы для оркестра - звучит у "венских филармоников" достаточно тускло, зато в "Замке герцога Синяя Борода" знаменитый коллектив играет так, что становится полноправным героем оперы наряду с герцогом и его несчастной женой.