Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Многодетный отец стал многоженцем
Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ

Дата публикации:  27 Августа 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Замок герцога Синяя Борода" на Зальцбургском фестивале

"Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу нынешнего форума "Сильна как смерть любовь", чем две другие недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне "унылого традиционализма" этих старомодных постановок спектакль выглядит и звучит особенно выигрышно.

Одним из лейтмотивов Зальцбургского фестиваля стала в этом году музыка Белы Бартока. Организован даже бартоковский лагерь для детей от одиннадцати до пятнадцати, участники которого беседуют о Бартоке, слушают и обсуждают его "Синюю Бороду", а также пытаются ставить ее своими силами. Что из этого получилось, пока неизвестно. Зато "взрослая", полноценная постановка единственной оперы Бартока стала кульминацией масштабного приношения композитору и ярким событием нынешней оперной программы.

Спектакль "Замок герцога Синяя Борода" объединил три сочинения Бартока: собственно оперу предваряет кантата "Девять заколдованных оленей" ("Cantata profana"), а вначале при закрытом занавесе звучат Четыре пьесы для оркестра. С первых же нот музыка настраивает слушателя на сказочный, мистический лад, что вполне соответствует образному строю как кантаты, так и оперы. Вскоре появляется и сказочник - Бард: он рассказывает историю об охотнике и девяти его сыновьях, не обученных ни одному мирному ремеслу - одной лишь охоте. Однажды девять юношей охотились в горах и погнались за волшебным оленем - в итоге они превратились в оленей и отказались возвращаться в мир людей, когда отец пришел звать их домой.

Таков сюжет кантаты "Девять заколдованных оленей", который предполагалось разыграть на сцене. Однако, как рассказал "Газете" дирижер-постановщик спектакля Петер Этвеш, наследники композитора оказались против сценического воплощения кантаты и настояли на ее концертном исполнении. В итоге был реализован компромиссный вариант, из которого режиссер Йохан Симонс выжал максимум возможного. Всю сцену занимает огромная разноцветная декорация, напоминающая многоквартирный дом. Из нескольких десятков окошек выглядывают хористы, одетые отнюдь не по-парадному и расположившиеся самым непринужденным образом - словно наблюдают за соседями по двору.

Во дворе растет дерево, изогнутые ветки которого символизируют оленьи рога, а неподалеку - детская беседка с гигантским надувным попугаем на крыше, символизирующим неизвестно что; он сдуется к финалу кантаты. Так она оказалось необыкновенно насыщенной визуально, оставшись подчеркнуто статичной: за двумя солистами, исполняющими партии отца и одного из сыновей, закреплены точки - соответственно беседка и подножие дерева, - которых они не покидают, да и диалог ведут, обращаясь не друг к другу, а исключительно в зал. Тенор Ланс Райан в роли сына был маловыразителен, зато бас-баритон Фальк Штрукман провел партию отца безукоризненно. Он же вскоре перевоплотился в герцога Синяя Борода, и история знаменитого многоженца оказалась продолжением сказки о потерявшем сыновей охотнике.

Видя громадную декорацию-дом, трудно представить, что она может исчезнуть со сцены за секунду. Вновь появится Бард - он введет нас в таинственный мир зловещего замка, хозяин которого окажется передвигающимся на коляске инвалидом. Юдит, последняя жена герцога, носит белый халат - можно принять ее за медсестру, влюбившуюся в пациента. Впрочем, в исполнении Мишель ДеЯнг с ее роскошным меццо-сопрано Юдит предстает исключительно самоотверженной героиней, готовой на все ради оживления мрачного мира, где живет герцог; она еще не знает, что замок хранит тайну нескольких ее предшественниц. Часовой диалог двух героев проходит на абсолютно пустой сцене, однако он сыгран и спет настолько психологически точно, что результат убеждает куда сильнее, нежели иные спектакли с их богатыми костюмами и декорациями. Что касается сопровождения, то чисто инструментальный номер - Четыре пьесы для оркестра - звучит у "венских филармоников" достаточно тускло, зато в "Замке герцога Синяя Борода" знаменитый коллектив играет так, что становится полноправным героем оперы наряду с герцогом и его несчастной женой.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Оркестры из Нового света /22.08/
Илья Овчинников. Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее. На этот раз в программе форума принимают участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле.
Не только секс и смерть /21.08/
Илья Овчинников. Опера Гуно "Ромео и Джульетта" появилась в программе с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Однако Нетребко от участия отказалась, и впору задуматься о том, зачем фестивалю эта постановка.
Что бы такого сделать плохого /19.08/
Илья Овчинников. Музыка Верди не звучала на Зальцбургском фестивале с 2005 года, когда здесь прошла знаменитая "Травиата", утвердившая Анну Нетребко в ранге суперзвезды. Повторить успех этой постановки невозможно. Зато "Отелло" великолепно вписывается в нынешнюю программу с ее девизом "Сильна как смерть любовь" и превосходит любую из премьер прошлого лета.
Читая письма Солженицына /30.04/
Илья Овчинников. Если открытие VII Московского Пасхального фестиваля посвящалось русской музыке, то один из следующих концертов был отдан западноевропейской классике ХХ века. Оркестр Мариинского театра исполнил "Таинство мгновения" Анри Дютийё и Седьмую симфонию Густава Малера.
Европа отмечает Первомай /30.04/
Илья Овчинников. Первое мая - не только День весны и труда, но еще и день рождения одного из лучших оркестров мира, Берлинского филармонического. В 1996 году "берлинские филармоники" отмечали день рождения в Санкт-Петербурге, на этот раз они выбрали Москву.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru