Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
За удовольствие нужно платить
Илья Овчинников

Дата публикации:  16 Сентября 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ММДМ выступил Московский Ансамбль Современной Музыки. Возможно, в последний раз

В Камерном зале Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошел концерт Московского Ансамбля Современной Музыки. Программа "Музыкальный транзит через Москву в Париж" продолжалась всего час - прозвучало целых шесть произведений наших современников, причем три из них впервые. Вечер, вероятно, стал последним появлением ансамбля на этой площадке.

Композитор Эдисон Денисов, принимавший непосредственное участие в создании Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ), в течение многих лет поддерживал тесные отношения с Францией, где были изданы и впервые исполнены многие его сочинения. Денисова нет на свете уже двенадцать лет, однако все это время ансамбль существует "под знаком Денисова" и продолжает работу с французскими культурными институтами.

Примером этому стала программа "Музыкальный транзит через Москву в Париж": она объединила композиторов, сотрудничающих с компанией Le Chant du Monde (фирма звукозаписи плюс музыкальное издательство). А инструментальный состав, вышедший на сцену - струнный квартет, квартет деревянных духовых и фортепиано - был задан сочинением Денисова "Женщина и птицы", ставшим центром программы. Хотя этот изящный опус написан по мотивам картин испанца Хоана Миро, дух музыки - вполне французский, она напоминает и Дебюсси, и Мессиана, чьи многие опусы также посвящены птицам.

Три номера исполнялись впервые. Пьеса харьковчанина Александра Щетинского Strindberg-Impressions в духе позднего Стравинского, написанная под впечатлением от творчества Августа Стриндберга, запомнилась великолепным дуэтом фаготиста Валерия Попова и виолончелиста Сергея Асташонка. Сочинение француза Обера Лемелана "Семь воронов" - иллюстрация к одноименной сказке братьев Гримм, которую читала актриса Мария Нефедова, хотя без текста музыка могла бы лишь выиграть. "K. 347 bis" ташкентца Дмитрия Янов-Яновского - минималистские вариации на тему Моцарта, утешение для тех, кому язык предыдущих сочинений показался чересчур современным.

Эту же роль в программе играла и "Дамская поделка" Эльзы Баррен - красивейшие вариации для духового квинтета. Завершило вечер "Посвящение Онеггеру" Юрия Каспарова, основателя и художественного руководителя МАСМ. В сочинении немало цитат из Артюра Онеггера, хотя воинственный характер музыки напоминает скорее Дмитрия Шостаковича, а то и Галину Уствольскую. В итоге даже столь лаконичная программа оказалась разноплановой, ориентированной на различные вкусы любителей современной музыки.

Зал был заполнен примерно на три четверти - для заведомо некоммерческой программы вполне достойный результат. В Камерном зале Дома музыки, год назад отметившего пятилетие, МАСМ выступал с первого же сезона и сформировал здесь постоянную аудиторию. Вопрос в том, дорожит ли ей администрация ММДМ, настроенная на извлечение прибыли из вида искусства, по определению неприбыльного. Как сообщил "Газете" Юрий Каспаров, ближайшие выступления ансамбля в Доме музыки отменены как убыточные - оплачивать их из своего кармана музыканты не готовы. И это притом, что расходы нес не только ММДМ: концерты коллектива, в том числе последний, традиционно проходили здесь при активной поддержке Института Гете, Французского культурного центра, Британского совета, МИД Франции и других организаций.

От приостановления сотрудничества ансамбль потеряет не слишком много: у него останутся концерты в Московском Доме композиторов, в городах России и за рубежом, а у солистов МАСМ - постоянная работа в других оркестрах и ансамблях Москвы. Куда больше может потерять Дом музыки, в репертуаре которого вырастет процент искусства "для народа" вроде творчества Александра Новикова - три его концерта запланированы в ноябре - за счет искусства не для масс, искусства подлинного.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Не бросайтесь инструментами /01.09/
Илья Овчинников. Главными триумфаторами последних дней фестиваля стали дирижер Густаво Дудамель и возглавляемый им Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара. За весь фестиваль ни один оркестр, ансамбль или солист не был удостоен таких долгих и громких аплодисментов.
Жестокие игры души /28.08/
Илья Овчинников. Для Зальцбургского фестиваля "Дон Жуан" Моцарта - своего рода экзамен: можно проявить снисхождение к малоудачной постановке иной оперы, но не этой - главной для всех времен и народов. Экзамен выдержан: на фоне других премьер нынешнего лета постановка Клауса Гута - парадоксальное, цельное и убедительное высказывание.
Многодетный отец стал многоженцем /27.08/
Илья Овчинников. "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу "Сильна как смерть любовь", чем две недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне этих старомодных постановок спектакль выглядит особенно выигрышно.
Оркестры из Нового света /22.08/
Илья Овчинников. Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее. На этот раз в программе форума принимают участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле.
Не только секс и смерть /21.08/
Илья Овчинников. Опера Гуно "Ромео и Джульетта" появилась в программе с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Однако Нетребко от участия отказалась, и впору задуматься о том, зачем фестивалю эта постановка.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru