Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Фестивальный шторм
Илья Овчинников

Дата публикации:  29 Сентября 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Завершился XI "Московский форум"

В Рахманиновском зале консерватории закончился XI фестиваль "Московский форум". Концерт-закрытие был отдан гостям - старейшему в мире ансамблю современной музыки 'die reihe' (Австрия). Вечер, который мог бы стать кульминацией форума, оказался в тени других его программ, хотя участие столь авторитетного коллектива, безусловно, придало фестивалю вес.

Благодаря фестивалю "Московский форум", за 15 лет его существования в Москву приезжали крупнейшие коллективы, исполняющие музыку ХХ и теперь уже XXI века: Ensemble Modern, Klangforum Wien, Schoenberg ensemble, ensemble recherche, Volharding и другие. Закономерным продолжением этой традиции стало приглашение ансамбля 'die reihe'. Он основан в 1958 году в Вене композитором Куртом Швертзиком и его старшим коллегой Фридрихом Церхой. Имя последнего вошло в историю благодаря неоконченной опере Альбана Берга "Лулу", которую Церха завершил по наброскам автора. Но это произошло уже во второй половине 1970-х, а двадцатью годами раньше Церха создал первый в Европе коллектив, регулярно исполняющий репертуар ХХ столетия.

За пятьдесят лет ансамбль 'die reihe' приобрел мировую известность. С ним работали композиторы Джон Кейдж и Дьердь Лигети, дирижеры Джузеппе Синополи и Деннис Рассел Дэвис, певицы Эдита Груберова и Марьяна Липовчек, пианист Маурицио Поллини и многие другие. В 1983 году Церха передал руководство коллективом Хайнцу Карлу Груберу - композитору и певцу, с 1961 года игравшему в 'die reihe' на контрабасе. Сейчас Церха - один из самых авторитетных австрийских музыкантов: в 82 года он активно дирижирует, сочиняет и время от времени продолжает работать с 'die reihe'.

Сегодня в постоянном составе ансамбля - 15 солистов; на "Московский форум" из них приехали шестеро. В представленной ими программе новой австрийской музыки определяющую роль играл инструментальный состав: скрипка, флейта, арфа, сопрано-саксофон, контрабас и ударные. Дирижировал Роланд Фрайзитцер, музыкант с занятной биографией: с 1987 года учился в Венской консерватории, затем в Москве и Петербурге, в 1990-х постоянно работал в Москве, Баку, Ереване и окончательно вернулся в Вену лишь в 1999 году. Среди шести исполненных пьес 'Songlines' Фрайзитцера оказалась одной из самых интересных. В авторском комментарии говорится о пейзажах Австралии, воплощенных в музыке, хотя трогательный вальс, периодически сбивающийся с ритма, скорее наводит на образ сломавшейся шарманки или хромого танцора.

Еще одной безусловной удачей программы стал заключительный номер - "Штормовая погода" Александра Вагендристела. По словам автора, пьеса является эскизом к будущей опере по "Буре" Шекспира, хотя подобные уточнения редко помогают слушателю. По крайней мере, трудно было расслышать что бы то ни было шекспировское в сочинении с виртуозным соло вибрафона, почти джазовым ритмом, неистовым перепиливанием скрипки и оглушительным ударом в конце. Зато две названных пьесы, вероятно, единственные номера вечера, авторы которых не ограничились демонстрацией определенных композиторских приемов, но твердо знали, что и зачем хотят сказать. Остальные сочинения, хоть и были также исполнены на высочайшем уровне, звучали безлико, хотя и написаны абсолютно профессионально.

Таким образом, фактически кульминацией фестиваля стал предпоследний вечер, где по сольной программе сыграли флейтистка Светлана Митряйкина, пианистка Мона Хаба и ударник Дмитрий Щелкин - участники московской "Студии новой музыки". Возможно, как ансамбль "Студия" проиграла бы 'die reihe', случись им выступать в одном концерте, однако солисты в этом коллективе собрались первоклассные. Каждый подошел к выбору сочинений так, чтобы не только продемонстрировать мастерство, но и выстроить определенный сюжет. Так, сочинения Оливье Мессиана, Пьера Булеза и Джонатана Харвея для флейты и фортепиано принадлежат к разным школам и эпохам, однако Светлане Митряйкиной и пианистке Наталии Черкасовой удалось найти между ними общие черты и показать их как единый цикл.

Мона Хаба представила разнообразную панораму современной музыки для клавишных, сыграв не только грандиозную фортепианную сонату Лучано Берио, но и 'Rain Dreaming' Тору Такемицу для клавесина, и Сюиту Джона Кейджа для игрушечного фортепиано, почти целиком построенную на пяти нотах. Венцом программы стала премьера Прелюдии, токкаты и фуги Юрия Каспарова для двух роялей - масштабное сочинение, продолжающее лучшие традиции русской фортепианной музыки ХХ века от Мосолова до Уствольской. Нечего и говорить про блестящее выступление Дмитрия Щелкина, ученика Марка Пекарского. Рахманиновский зал в этот вечер был переполнен, а это значит, что цель "Московского форума" - "сделать современную музыку доступной" - в определенной степени достигнута.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Марш исступленных /25.09/
Илья Овчинников. В Консерватории продолжается XI фестиваль современной музыки "Московский форум". Вопреки обычаю, все программы отданы коллективу "Студия новой музыки", отмечающему 15-летие. Судя по двум первым вечерам, замысел оправдал себя: солистам "Студии" есть что показать публике и по отдельности, и в ансамбле.
За удовольствие нужно платить /16.09/
Илья Овчинников. В Камерном зале Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошел концерт Московского Ансамбля Современной Музыки "Музыкальный транзит через Москву в Париж". Вечер, вероятно, стал последним появлением ансамбля на этой площадке.
Не бросайтесь инструментами /01.09/
Илья Овчинников. Главными триумфаторами последних дней фестиваля стали дирижер Густаво Дудамель и возглавляемый им Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара. За весь фестиваль ни один оркестр, ансамбль или солист не был удостоен таких долгих и громких аплодисментов.
Жестокие игры души /28.08/
Илья Овчинников. Для Зальцбургского фестиваля "Дон Жуан" Моцарта - своего рода экзамен: можно проявить снисхождение к малоудачной постановке иной оперы, но не этой - главной для всех времен и народов. Экзамен выдержан: на фоне других премьер нынешнего лета постановка Клауса Гута - парадоксальное, цельное и убедительное высказывание.
Многодетный отец стал многоженцем /27.08/
Илья Овчинников. "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу "Сильна как смерть любовь", чем две недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне этих старомодных постановок спектакль выглядит особенно выигрышно.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru