Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20080930_ilya.html

Приговор - самосожжение
Илья Овчинников


Дата публикации:  30 Сентября 2008

100 лет со дня рождения скрипача Давида Ойстраха

"Наши дела блестящи! Что я пережил вчера! Когда нас, 12 участников финала, выстроили на эстраде, я чувствовал, что у меня ноги дрожат, судорожно сжимая руки, я ждал приговора... Раздался такой гром оваций, равного которому я никогда не слышал". Так рассказывал о победе на конкурсе Изаи великий скрипач Давид Ойстрах. 30 сентября - сто лет со дня его рождения.

Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908 года в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха. Одесса начала века была одним из наиболее культурно развитых городов России; здесь дирижировал Глазунов, пели Шаляпин и Карузо, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан. Не случайно отсюда вышли Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс и Давид Ойстрах. Отец скрипача не был профессиональным музыкантом, однако владел скрипкой и духовыми. Мать водила будущего гения в Оперный театр. Вскоре Ойстрах стал устраивать театр дома: доставал клавир одной из любимых опер и пел целиком "Кармен" или "Князя Игоря", дирижируя воображаемыми музыкантами.

Первые опыты отозвались через много лет, когда Ойстрах всерьез занялся дирижированием. Но это случится позже, а с пяти лет он обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского: "Сколько бы я ни перебирал в своей памяти, не могу вспомнить себя в детстве без скрипки", - вспоминал Ойстрах, хотя поначалу он не был прилежным учеником и даже подрезал струны у своей первой скрипки. Начал выступать с 1914 года, в 1923 году впервые сыграл с оркестром, в 1926 с блеском закончил обучение у Столярского. В 1928 году дебютировал в Ленинграде, вскоре переехал в Москву. В 1935 году занял второе место в Варшаве на конкурсе скрипачей имени Венявского - остался один шаг до того, чтобы стать мировой звездой. В 1937 году Ойстрах победил на конкурсе имени Изаи в Брюсселе.

Так Ойстрах оказался в неполные тридцать лет музыкантом с мировой известностью. Сегодня говорят, что исполнителям его поколения был неведом жесткий конвейерный ритм, который сегодня губит и молодых, и зрелых звезд. Однако с момента брюссельского триумфа он не принадлежал себе уже никогда. После победы Ойстрах пишет жене из Брюсселя: "16-го Льеж, 17-го еду в Париж, 18-го радио Париж... Между 17 и 20-м я должен также наиграть пластинки в Columbia. 23-го играю в Антверпене, 25-го в Амстердаме, 27-го в Гааге, 30-го здесь. Расписание это зверское". В подобном ритме Ойстрах прожил еще 37 лет, скончавшись после концерта в амстердамском зале Концертгебау. Его жизнь называли самосожжением; когда Ойстрах пишет, как со страхом "ждал приговора", речь не только о решении жюри, но и о приговоре быть служителем искусства, не отступать с этого пути ни на шаг.

Личность Ойстраха-скрипача привлекала в первую очередь гармоничностью. Благородство и простота, вкус и чувство меры, виртуозность не как цель, но как средство выразительности - основные черты его игры. Если ученик Ойстраха Гидон Кремер известен как музыкант скорее рационального склада, то в игре Ойстраха эмоциональное и рациональное уравновешивались. Как вспоминал его сын Игорь Ойстрах, "Разум не охлаждал его эмоций, а, напротив, обострял их". Ойстрах умел быстро освоить новую скрипку; перед концертами не волновался и шел на сцену, как на праздник. Новые произведения читал с листа так, будто играл их уже не раз; занимался почти ежедневно по несколько часов.

Великий скрипач увековечил себя и в учениках: Гидон Кремер, Олег Каган, Лиана Исакадзе, Олег Крыса, Роза Файн, Семен Снитковский, Виктор Пикайзен - вот лишь самые знаменитые из воспитанников "Царя Давида". Как вспоминает Кремер, Ойстрах приветствовал поиски нестандартных подходов к исполнению музыки и составлению программ. В то же время, мог иронизировать над непонятной ему музыкой вроде "Quasi una sonata" Шнитке - а то и над признанной классикой. Например, над "Цыганкой" Равеля, украшающей репертуар большинства скрипачей мира. Как вспоминает Кремер, когда-то он хотел сыграть ее Ойстраху, но тот спросил: "Зачем тебе "Цыганка"? Я эту пьесу всегда ставлю в программу концерта, если мне некогда заниматься". На первых пяти конкурсах Чайковского Ойстрах был бессменным председателем скрипичного жюри. И хотя эта обязанность все сильнее тяготила Ойстраха, он не считал возможным отказаться.

Наряду с классикой, Ойстрах исполнял и много новой музыки: для него написаны скрипичные концерты и соната Шостаковича. С одесских времен в его репертуар вошел Первый концерт Прокофьева. Ойстрах познакомил наших слушателей с концертами Бартока, Элгара, Уолтона, Хиндемита, Шимановского. Многие из этих исполнений зафиксированы на пластинках и CD. Отмечая столетие Ойстраха, следует выделить запись Концерт Баха для двух скрипок с оркестром: дирижирует Давид Ойстрах, играют его ученики Гидон Кремер и Олег Каган. Трудно представить себе более впечатляющий памятник.

Концертом памяти Давида Ойстраха в день его рождения открывает сезон Национальный филармонический оркестр России; за пульт станет маэстро Ион Марин. Художественный руководитель оркестра Владимир Спиваков выступит в качестве солиста - он сыграет Первый концерт Шостаковича, одно из важнейших сочинений в репертуаре Ойстраха. Накануне концерта Владимир Теодорович рассказал "Газете" о том, чем для него важна фигура Давида Ойстраха.

"Официально я у Давида Федоровича не учился, но у нас в жизни бывают и неофициальные учителя. Я очень много раз посещал его занятия с другими студентами, в классе номер 8 на втором этаже в Московской консерватории. Всегда восхищался его игрой, необыкновенным благородством, техническим совершенством и легкостью, с которой он играл любые сочинения. Это было очень важно для меня: для того, чтобы молодые люди кем-то становились, им нужны большие, значительные примеры. Таким примером был для меня Давид Федорович.

Вспоминаю Международный конкурс скрипачей в Монреале, когда три ученика Ойстраха играли вместе со мной, - Гидон Кремер, Олег Крыса, Юрий Мазуркевич. Я получил тогда первую премию, Гидон - вторую. И, несмотря на это, Давид Федорович прислал мне поздравительную телеграмму. Он был необыкновенно благородным человеком, во всех смыслах достойным подражания.

Готовясь к концерту его памяти, мы обращались ко многим его ученикам, в том числе живущим на Западе, с просьбой открыть сезон. Но какой бы то ни было большой концерт все играть отказались. Поэтому я решил попробовать сам. Что такое для меня Шостакович, - вы хорошо знаете. Первый его концерт сыграть очень трудно - все равно как "Реквием" Анны Андреевны Ахматовой прочесть со сцены. Вы помните ее строки: "И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ..." - их музыкальным аналогом я бы назвал Первый концерт Шостаковича, посвященный Давиду Федоровичу".