Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20081008_ilya.html

Нормально сыграли
Илья Овчинников


Дата публикации:  9 Октября 2008

На фестивале "Территория" исполнили обновленный Реквием Моцарта

В программе III фестиваля современного искусства "Территория" - два крупных музыкальных проекта. Свежая опера Алексея Сюмака "Станция" в ближайший уикенд впервые прозвучит на "Винзаводе". А премьера новой версии Реквиема, где соавторами Моцарта стали наши современники, прошла в Центре Павла Слободкина. Она завершила день, прошедший под девизом "Музыка без границ". Возможно, будь музыкальная программа дня ограничена только Реквиемом, выиграли бы и авторы, и исполнители, и публика.

Дирижер Теодор Курентзис, один из основателей "Территории", любит проверять слушателей на выносливость. Тем, кто в этот день хотел вкусить музыки по максимуму, вначале предстоял мастер-класс, где Курентзис обучал своему ремеслу столичных музыкальных критиков. В качестве второй части мастер-класса был заявлен концерт Ансамбля Йоргиса Адамиса, хотя здесь уже никого ничему не обучали. Более того, изрядно поредевшей публике никто не представил музыкантов, не сказал ни слова об их программе, и оставалось лишь догадываться, как называются звучащие со сцены экзотические инструменты и зачем вообще они звучат. После перерыва Курентзис дирижировал сочинениями Бориса Филановского и Антона Батагова. Лишь затем своего часа дождался Реквием Моцарта, незавершенные фрагменты которого было предложено сочинить нашим современникам.

В комментарии к концерту шла речь о "вечности и преемственности музыки, устранении барьеров между стилями и эпохами, соединении музыки старинной и современной". Однако дело ограничилось декларацией - Реквием, пусть даже и препарированный, неважно сочетался с музыкой Филановского и Батагова, а она, в свою очередь, требовала от слушателя слишком сильного напряжения, чтобы его хватило еще и на Моцарта. Это тем досаднее, что на предыдущих "Территориях" Курентзису удавалось выстраивать программы масштабные и в то же время цельные: будь то вечер хоровой музыки в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия или концерт 'Lacrimosa' в трех отделениях, где соседствовали молодые российские авторы, француз Жерар Гризе и австриец Густав Малер.

Но между сочинениями "Нормальное" Филановского и "Человек, который стал радугой" Батагова едва ли может возникнуть контраст - и, следовательно, единство - слишком уж в разных плоскостях они существуют. "Нормальное" на слова Владимира Сорокина - инструментальный театр XXI века, то жутковатый, то забавный, где солист (сам автор) выступает в жанре "экстремального вокала", балансируя между дикими воплями, преувеличенно гладкой речью и пением фальцетом. Ему помогает небольшой ансамбль, также поддерживающий беседу. "Человек..." - грандиозная, почти часовая медитация для струнных и ударных, иллюстрирующая переход умирающего в "радужное тело". А такого рода сочинения лучше слушать без нагрузки, будь то Филановский или Моцарт.

И все же те, у кого остались силы воспринимать Реквием, были вознаграждены: оркестр Musica Aeterna и особенно хор New Siberian Singers звучали великолепно. Собралась команда солистов международного класса: лауреат "Золотой Маски" Вероника Джиоева, Мартин Хилл и Корнелиус Хауптман, на счету которых работа с крупнейшими дирижерами, плюс солистка Большого театра Светлана Шилова, недавно дебютировавшая в Париже в партии Ольги. Правда, из обещанных четырех фрагментов Реквиема, над которыми работали наши современники, прозвучали пока лишь два.

Sanctus Владимира Николаева - здесь автор поначалу будто боялся говорить своим голосом и прятался за Моцарта, но затем поручил оркестру вполне современные созвучия и неожиданно ушел в мажор. Удачнее был Benedictus Сергея Загния с красивейшим соло кларнета; правда, переход хора с латыни на русский со словами "К Моцарту пришел однажды некий незнакомец, // Высокий и худой черный человек" едва ли может быть признан удачной идеей. Ведь для успешной игры нужно соблюдать ее правила, а не напоминать лишний раз о том, что это игра. Музыкальные правила игры на "Территории" устанавливает Курентзис, а публика по-прежнему доверяет ему. И не зря, по правде говоря.