Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Без беруш не слушать
Илья Овчинников

Дата публикации:  13 Октября 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На фестивале "Территория" впервые сыграли Реквием Моцарта и "Станцию" Сюмака

В программе III фестиваля "Территория" выделялись два крупных музыкальных проекта. Первый - программа "Музыка без границ" из мастер-класса и двух концертов. Второй - премьерные исполнения кантаты Андреаса Мустукиса "Богини из машины" и оперы Алексея Сюмака "Станция" на Винзаводе. В итоге собственно музыкальная часть "Территории" по сравнению с двумя предыдущими фестивалями оказалась самой масштабной и амбициозной, но и самой обескураживающей.

Дирижер Теодор Курентзис, один из основателей "Территории", любит проверять слушателей на выносливость: музыкальные программы фестиваля безразмерны и могут длиться от трех до шести часов. "Музыка без границ" началась в третьем часу дня; на мастер-классе Курентзис обучал своему ремеслу столичных музыкальных критиков. Следом - часовой концерт Ансамбля экспериментальной музыки Йоргоса Адамиса при почти пустом зале. Попроси Курентзис публику остаться и послушать его гостей, она бы, вероятно, повиновалась. Однако никто не представил музыкантов, не сказал ни слова об их программе, и оставалось лишь догадываться, как называются их экзотические инструменты, есть ли у исполняемых сочинений автор - или же звучит коллективная импровизация.

После перерыва Курентзис дирижировал сочинениями Бориса Филановского и Антона Батагова. Петербуржец Филановский возглавляет композиторские состязания "Пифийские игры", руководит ансамблем современной музыки eNsemble, активно работает как музыкальный журналист. В последние годы участвует в исполнении своих сочинений как "экстремальный вокалист", соединяя дикие вопли, преувеличенно гладкую речь, пение фальцетом и многое другое. "Нормальное" Филановского на слова Владимира Сорокина - инструментальный театр XXI века, где солист ведет заседание воображаемой редколлегии, причем в беседе участвуют и ансамбль, включая виртуоза-баяниста, и дирижер. Прямо противоположное сочинение - "Человек, который стал радугой" Антона Батагова, композитор и пианиста, в свое время числившегося в лидерах московской альтернативы. Грандиозная, почти часовая медитация для струнных и ударных, иллюстрирующая переход умирающего в "радужное тело", была призвана полностью очистить слушательский слух для восприятия Реквиема, хотя едва ли вполне добилась цели.

Вечер завершил Реквием Моцарта, незавершенные фрагменты которого было предложено сочинить нашим современникам - но из обещанных четырех прозвучали лишь два. Владимир Николаев, известный своими электроакустическими экспериментами и участием в ряде коллективных проектов, выбрал Sanctus: поначалу, казалось, автор боялся говорить своим голосом и прятался за Моцарта, но затем перешел ко вполне современным созвучиям и неожиданно закончил в мажоре. Удачнее был Benedictus Сергея Загния с красивейшим соло кларнета; правда, переход хора с латыни на русский со словами "К Моцарту пришел однажды некий незнакомец, // Высокий и худой черный человек" звучал как некоторое нарушение правил игры. Так или иначе, исполнение Реквиема стало пиком музыкальной программы "Территории", хотя инициаторы уделили максимум сил и средств другому событию - трехчасовому перфомансу на Винзаводе.

Представление родилось из двух неосуществленных замыслов: на фестивале планировалось исполнить струнный квартет Штокхаузена с участием четырех вертолетов и сыграть не менее двух новых опер. Однако вертолетный проект оказался слишком трудоемким и небезопасным, а опера к фестивалю поспела лишь одна. В итоге "Богини из машин" Мустукиса, посвященные Штокхаузену, и "Станция" Сюмака игрались как единый спектакль, где публику водили по подвалам Винзавода. Музыка Мустукиса напоминала самые тихие места из сочинений Канчели, и "Богини из машин" сильнее всего запомнились оглушительным гулом вертолетов, где понадобились беруши - их раздавали зрителям при входе.

В партитуре Сюмака выделялось несколько по-настоящему оригинальных и ярких страниц, однако даже их испортило прямолинейное и многозначительное сценическое воплощение. Режиссер Кирилл Серебренников населил Станцию полуобнаженными гимнастками, почтальоном-велосипедистом, беседующими по видеотрансляции влюбленными, медсестрами и прочими пассажирами. О чувстве меры пришлось окончательно забыть, когда на мониторе стали появляться фотографии войны на Кавказе; на фоне прочих излишеств даже это оказалось чересчур, хотя если что и было во всем представлении настоящего и невыдуманного - то именно скорбная кавказская хроника.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Нормально сыграли /09.10/
Илья Овчинников. В программе III фестиваля современного искусства "Территория" - премьера новой версии Реквиема, где соавторами Моцарта стали наши современники. Она завершила день, прошедший под девизом "Музыка без границ". Возможно, будь музыкальная программа дня ограничена только Реквиемом, выиграли бы все.
Приговор - самосожжение /30.09/
Илья Овчинников. Личность Ойстраха-скрипача привлекала в первую очередь гармоничностью. Благородство и простота, вкус и чувство меры, виртуозность не как цель, но как средство выразительности - основные черты его игры. 30 сентября - сто лет со дня его рождения.
Фестивальный шторм /29.09/
Илья Овчинников. В Консерватории закончился XI фестиваль "Московский форум". Концерт-закрытие был отдан гостям - старейшему в мире ансамблю современной музыки 'die reihe' (Австрия). Вечер, который мог бы стать кульминацией форума, оказался в тени других его программ.
Марш исступленных /25.09/
Илья Овчинников. В Консерватории продолжается XI фестиваль современной музыки "Московский форум". Вопреки обычаю, все программы отданы коллективу "Студия новой музыки", отмечающему 15-летие. Судя по двум первым вечерам, замысел оправдал себя: солистам "Студии" есть что показать публике и по отдельности, и в ансамбле.
За удовольствие нужно платить /16.09/
Илья Овчинников. В Камерном зале Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошел концерт Московского Ансамбля Современной Музыки "Музыкальный транзит через Москву в Париж". Вечер, вероятно, стал последним появлением ансамбля на этой площадке.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru