Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20081015_ilya.html

Не спи, не спи, художник
Илья Овчинников


Дата публикации:  15 Октября 2008

В Москве состоялся авторский вечер Виктора Екимовского

Московская филармония продолжает эксперимент, успешно начатый в прошлом сезоне. В Камерном зале, открывшемся рядом с Концертным залом имени Чайковского, проходит абонемент "Автора!", в рамках которого московские композиторы разных поколений и направлений встречаются с публикой лицом к лицу. Авторы представляют свои сочинения в исполнении Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) и рассказывают о себе слушателям, а те имеют возможность задать любые вопросы. В этом сезоне первым к аудитории вышел Виктор Екимовский.

Среди композиторов, образовавших в 1990 году Ассоциацию современной музыки (АСМ) во главе с Эдисоном Денисовым, Екимовский был и остается одной из самых ярких и авторитетных фигур. Не случайно в 1996 году после смерти Денисова Екимовский возглавил АСМ и до сих пор активно занимается делами организации. Курс композиции Екимовский закончил у Арама Хачатуряна, хотя это, вероятно, последнее, о чем можно догадаться, слушая музыку Екимовского: композитор экспериментировал с додекафонией, алеаторикой, коллажами, инструментальным театром. Куда больше о нем говорит, например, его монография об Оливье Мессиане - первая на русском языке: от Мессиана Екимовский унаследовал любовь к парадоксальным составам и созвучиям.

Правда, если почерк Мессиана можно узнать практически безошибочно, то сочинения Екимовского объединяет их принципиальная несхожесть друг с другом. Его типичные в своей противоположности произведения - "Соната с похоронным маршем" (1981), где никакого похоронного марша нет, и "Бранденбургский концерт" (1979) - попытка реставрации сочинения, которое мог бы написать Бах. Есть у Екимовского и своеобразная визитная карточка - но речь отнюдь не о сочинении, где нашлась бы пара запоминающихся мотивчиков: 'Balletto' - партитура без нот, где выписаны лишь движения дирижера - может играться любым составом музыкантов, и тем менее похожи друг на друга ее исполнения.

В Камерном зале Екимовский представил сочинения разных лет. "Композиция 2" - образцовое додекафонное сочинение, подытожившее изучение "Упражнений в контрапункте" Эрнста Кшенека. В конце 1960-х, когда наши композиторы еще осваивали двенадцатитоновую технику, пьеса казалась достаточно смелой, хотя сегодня это вполне типичная музыка прошлого века, с которой шутя справляются опытные солисты МАСМ. Более интересна Трио-соната da camera (1971) - попытка воспроизвести основную музыкальную форму эпохи барокко с помощью современного языка. Пианист Михаил Дубов, виолончелист Сергей Асташонок и скрипач Михаил Болховитин сыграли абсолютно оригинальное - и весьма захватывающее - сочинение, где за современными средствами выразительности угадывались сарабанда, жига, куранта и другие необходимые части трио-сонаты. Вечер завершила пьеса "Принцесса уколола палец, и все королевство заснуло", где ансамбль убедительно изображал игру во сне; апофеозом этого инструментального театра стал выход на поклоны композитора, также словно спавшего на ходу.

Подобные встречи необходимы: современную российскую музыку плохо знает не только публика, но и многие профессиональные музыканты. Если не считать Родиона Щедрина и отчасти Леонида Десятникова, композиторов с "раскрученными" именами в России сегодня почти нет. Притом что в Москве живут и работают десятки авторов, чья музыка исполняется за границей и почти не звучит здесь, тем больше пользы от абонемента "Автора!". Жаль только, что Камерный зал филармонии с его сотней мест вмещает, кажется, всех желающих встретиться и поговорить с живым, активно пишущим композитором. Широкая публика проходит мимо, спеша в зал Чайковского - там ее подобные эксперименты пока не ждут.