Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20120124.html

Елизавета Блюмина играет Вайнберга
Мечислав Самуилович Вайнберг (1919 - 1996)
Детские тетради 1-3, соч. 16, 19, 23 (1944/1945)
Соната ╧1, соч. 5 (1940)
Елизавета Блюмина, фортепиано
CPO 777 517-2


Илья Овчинников

Дата публикации:  24 Января 2012

"Хотя главный инструмент Вайнберга - фортепиано, было бы преувеличением утверждать, что его музыка для этого инструмента - на одном уровне с квартетами и симфониями. Тем не менее, рано или поздно кому-то пришлось бы принять вызов, и успех Елизаветы Блюминой - уже в том, чтобы поставить вопрос о переоценке этой части наследия Вайнберга. Если прежде дебютную сонату 21-летнего композитора было впору счесть результатом формального и структурного просчета, то в невероятно ясном и живом исполнении Блюминой она предстает смелым и бескомпромиссным высказыванием". Так оценивает авторитетный английский журнал "Граммофон" монографический диск Елизаветы Блюминой, - российской пианистки, живущей в Дублине - и это лишь одна из восторженных рецензий, которых удостоился диск (в том числе от Нормана Лебрехта, мастера злословия). В ее дискографии это первый альбом, выпущенный на престижном немецком лейбле CPO, и первый альбом, посвященный Вайнбергу. Предполагается, что он положит начало целому циклу фортепианной и камерной музыки композитора - в апреле выходит еще один, с сочинениями для фортепиано и духовых.

В серии СРО, посвященной Вайнбергу, вышло уже семь дисков, и это лишь часть "вайнберговского бума", который ныне охватил музыкальный мир и в наступление которого еще недавно трудно было поверить. Буквально десять лет назад найти записи Вайнберга на CD было практически невозможно: почти все их издал лейбл Olympia, к тому моменту прекративший существование. Разумеется, и тогда назвать Вайнберга забытым композитором было бы преувеличением, ведь определенная часть его наследия - на слуху у всей страны: речь о музыке к мультфильмам про Винни-Пуха, Бонифация и Фунтика, к кинолентам "Летят журавли", "Афоня", "Тегеран-43" и многим другим. Более узкий круг слушателей знает, что киномузыка была не главной областью деятельности композитора, которого Шостакович считал одним из наиболее выдающихся своих учеников и последователей. Вайнбергу принадлежит более полутораста сочинений, среди них семнадцать струнных квартетов, несколько опер, более двадцати симфоний. Музыку Вайнберга исполняли такие мастера, как Кирилл Кондрашин, Рудольф Баршай, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Тимофей Докшицер, Квартет имени Бородина и другие.

На основе биографии композитора впору писать роман: родился в 1919 году в Варшаве, в начале Второй мировой войны бежал в СССР, где женился на дочери Соломона Михоэлса и с момента убийства великого артиста попал "под колпак". В разгар дела врачей оказался за решеткой, откуда смог выйти лишь после смерти Сталина. Вайнбергу было отпущено еще более сорока лет работы, хотя сам он почти не прилагал усилий к популяризации своих сочинений. Чудом казалась мировая премьера оперы "Пассажирка", состоявшаяся в Москве в полуконцертном исполнении в 2006 году. Тогда же Манашир Якубов - крупнейший специалист по творчеству Шостаковича и Вайнберга - предсказывал скорейшее наступление "вайнберговского бума", хотя и опасался, что Россия может остаться в стороне от него.

"Бум" действительно наступил: за несколько лет вышло около полусотни CD с музыкой Вайнберга, причем в основном новые записи, а не переиздания. Несколько симфоний и концертов выпустила британская фирма Chandos. Полный цикл струнных квартетов Вайнберга записал бельгийский квартет Danel - выпуск серии в данный момент завершается на CPO. Появилось по нескольку новых записей скрипичных и виолончельных сонат Вайнберга, его Фортепианного трио и Фортепианного квинтета. Пару дисков издала и наша "Мелодия". Вайнбергу был посвящен фестиваль в Брегенце 2010 года, где была поставлена "Пассажирка" и исполнен ряд его сочинений. Год назад в Англии поставили оперу "Портрет", а в нынешнем сезоне "Пассажирка" была перенесена на сцену Английской национальной оперы. Запись спектакля, что совсем невероятно, выпустила на DVD немецкая фирма Neos, специализирующаяся на ультрасовременном репертуаре, за этим последовала серия из пяти CD с записями фестивальных концертов, не считая двойного альбома с сонатами для альта соло. И деятельность Елизаветы Блюминой, обратившейся к фортепианной и камерной музыке Вайнберга, играет в этом процессе отнюдь не последнюю роль.


Европейская карьера ленинградки Блюминой началась во многом случайно, как, собственно, и карьера пианистки. В детстве Елизавета мечтала быть балериной и даже поступила в Академию Русского балета имени А.Я.Вагановой, однако вскоре была вынуждена забыть о балете по причине излишне высокого роста. Попутно Блюмина училась в Средней специальной музыкальной школе, затем поступила в Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова в класс Наталии Трулль. Ее педагогами были также Софья Вакман, Тамара Фидлер и Мария Карандашова. Во время обучения на III курсе Блюмина приняла участие в Международном конкурсе вокалистов имени Пфицнера в Германии, где выиграла первую премию как концертмейстер. Вскоре получила стипендию и предложение обучения в Высшей музыкальной школе в Гамбурге, где поступила в класс Евгения Королева, сыграв на вступительном экзамене Первый концерт Брамса.

По окончании класса Королева продолжила обучение в аспирантуре, став ассистенткой Евгения Королева; затем - в Бернской консерватории, где наставником Блюминой был Бруно Канино. Пианистка регулярно посещала мастер-классы Андраша Шиффа, Карлхайнца Кеммерлинга, Пауля Бадуры-Шкоды, Элисо Вирсаладзе, Лазаря Бермана, по специальному приглашению ездила в Лондон на консультацию к Раду Лупу. Тогда же Блюмина стала лауреатом первой премии на Международном конкурсе пианистов имени Брамса (1993). В том же году выиграла ряд других международных конкурсов, таких как Citta di Cantu в Италии, и получила специальную премию за исполнение современного произведения на конкурсе имени Эммануэля Дюрле в Бельгии. Позже получила еще один приз как лучший концертмейстер - на Конкурсе скрипачей имени Сарасате в Испании. Вскоре президент конкурса Владимир Спиваков пригласил Блюмину исполнить один из концертов Моцарта с камерным оркестром "Виртуозы Москвы", что положило начало многолетнему сотрудничеству. "Для меня Блюмина - пианистка невероятной щедрости, глубокий интерпретатор с красивым звуком и безупречной техникой", - говорит маэстро Спиваков.

Елизавета Блюмина выступает на фестивалях в Вербье и Кольмаре, на Шлезвиг-Гольштейнском форуме и фестивале "Каринтийское лето". Минувшим летом дебютировала на знаменитом фестивале Гидона Кремера в Локенхаусе. Играла в крупнейших залах мира - Берлинской филармонии, Карнеги-Холле в Нью-Йорке, Бетховенском зале в Бонне, Зале Миланской консерватории. Среди ее партнеров - дирижеры Юрий Темирканов, Герд Альбрехт, Андрей Борейко, Даниил Райскин, скрипачи Пьер Амойяль, Дмитрий Махтин, Коля Блахер, виолончелисты Иоганнес Мозер и Иосиф Фейгельсон, духовики Эдуард Бруннер, Ханс Удо Хайнцман, Хенрик Визе, Венцель Фукс (солист Берлинского филармонического оркестра), струнные "Артемис-квартет" и "Фоглер-квартет". В 2008 году Елизавета создала постоянно действующее трио "Ensemble Blumina", куда вошли также гобоист Паулюс ван дер Мерве (солист оркестра Северогерманского радио) и фаготист Матиас Байер (солист Берлинской штаатскапеллы). Помимо концертов с трио, до конца сезона Блюминой предстоят выступления с оркестрами Mitteldeutsche Philharmonie и Ирландского радио, а также участие в цикле концертов "Диалог Востока и Запада" в дуэте с солисткой Берлинской штаатскапеллы Юлией Дейнека - молодой талантливой альтисткой из России, карьера которой сейчас также на взлете.

Сегодня жизнь Блюминой делится между Дублином и Берлином. В Дублине живет ее семья, здесь же находится основанная ей частная школа, где она готовит молодых пианистов к поступлению в европейские высшие музыкальные школы, прежде всего в Германии. Помимо концертной и педагогической деятельности, Блюмина много и успешно записывается: ее студийная работа сосредоточена как раз в Берлине. Свой первый диск Блюмина записала в 1997 году: туда вошли "Мимолетности" Прокофьева, "Думка" Чайковского и "Картинки с выставки" Мусоргского. Сегодня в дискографии пианистки - тринадцать CD и еще два на подходе; на них представлен самый разный репертуар, в первую очередь ансамблевые произведения Сен-Санса, Равеля, Венявского, Пуленка, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов.

Особо следует отметить монографический диск Брамса, - любимого композитора Блюминой - где представлены Вторая соната и Восемь пьес (соч.76). Программу выпустила независимая российская компания Classical Records, издавшая целый ряд уникальных записей Сергея Рахманинова, Самуила Фейнберга, Генриха Нейгауза; на данный момент это единственный CD Блюминой, вышедший в России. Новой главой в дискографии пианистки стало сотрудничество с лейблами Naxos и CPO: оба практически одновременно предложили Блюминой сделать серию записей музыки Вайнберга. Блюмина предпочла CPO, уже внесшую существенную лепту в дискографию Вайнберга (с его камерными сочинениями фирма выпустила шесть CD). Вначале речь шла лишь о программе фортепианной музыки, запись которой делалась по заказу Баварского радио: Блюмина выбрала одну из сонат и цикл пьес "Детские тетради".

"Первую сонату я выбрала попросту из-за номера, - рассказывает пианистка, - а вот в "Детские пьесы" влюбилась по-настоящему. Я и не предполагала, что благодаря этому окажусь во главе масштабного проекта, в рамках которого мы с замечательными музыкантами Мюнхена и Берлина запишем программу камерной музыки с духовыми. Диск выходит на CPO в апреле, это первая запись Сонаты для фагота соло. Затем в январе мы записываем еще один, куда войдут Фортепианное трио и Сонатина для скрипки и фортепиано; войдет и Соната для контрабаса соло, которую уже записал Набиль Шехата, в свое время занимавший пост концертмейстера группы контрабасов в Берлинской штаатсопере и Берлинском филармоническом оркестре. Вот какого уровня музыканты участвуют в этой серии и хотят играть Вайнберга! Мне предлагала фирма Naxos записать все его фортепианные сочинения, но дело в том, что Вайнберг был сам замечательным пианистом. Музыка его трудна чисто технически, учить ее надо долго... я не берусь объять необъятное, поэтому для Naxos записываю и буду записывать Уствольскую, Канчели, Кнайфеля".

Услышим ли мы Блюмину в России, будь то с Вайнбергом или любым другим репертуаром? "Мне очень хотелось бы выступить в России, где я не была почти полжизни. Но обсуждение этого с моими московскими партнерами длится уже не первый год без всякого результата. А когда в моем родном Петербурге слышат имя Вайнберга, то говорят, что эту музыку публика не знает и на нее не придет - разве что предлагают снять зал за свой счет. Такой вариант кажется мне недопустимым и попросту абсурдным, хотя контакта с российской публикой очень не хватает".


Пока пианистка из России Елизавета Блюмина продолжает пропагандировать российскую музыку за рубежом и делает это с большим успехом. Не случайно Дэвид Фэннинг, специалист по творчеству Вайнберга, в упомянутой выше рецензии для журнала "Граммофон" указывает об исполнении "Детских тетрадей": "Каждая пьеса у Блюминой - тщательная ручная работа, проникающая в суть материала... на диске нет указания "Выпуск первый", но я буду более чем счастлив, если это начало целой серии". Насчет серии Фэннинг не ошибся, как и насчет "Детских тетрадей", главного номера на диске. Название цикла может ввести в заблуждение - это отнюдь не сборник пьес для учащихся музыкальных школ, хотя композитор и посвятил их своей дочери Виктории. Двадцать три миниатюры, продолжительностью от одной до четырех минут, не только сложны технически, но и необыкновенно богаты образами; в каждой из пьес - целое море музыкальных идей, каждая - маленький шедевр. Взять хотя бы Третью, где на фоне ритма хабанеры за две минуты разворачивается настоящая драма малеровского масштаба. Малер вспоминается здесь не случайно - весь цикл пронизан ощущением смеха сквозь слезы, характерным и для малеровских полотен; Блюмина передает его в полной мере.

Опубликовано в журнале PianoФорум (╧4 (8), 2011)