Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Петербургская девушка forever
Дата публикации:  24 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Случайности выкладываются в узор, который есть проявление закономерности. Если что-то "совпало" - подумай, почему это произошло. Случайностей, как известно, не бывает.

Вот я, например, родился в Петербурге, всю жизнь тут живу и съезжать не собираюсь. А с другой стороны - занимаюсь довольно непетербургским делом: работаю в газете. Однако меж работой (которая, разумеется, не обязана быть приятной) и жизнью (которая, напротив, сложилась вполне счастливо: пребывать без срока там, где тебе хорошо, - это ли не счастье?) иногда происходят странные сближенья.

В воскресенье казенная надобность привела меня на показ новой коллекции петербургского дизайнера одежды Лилии Киселенко. А в понедельник мне позвонили люди из некой телепрограммы и попросили в кадре поговорить о... ну, в общем, неловко даже сказать, о чем... О том, надо ли Петербургу быть столицей, и шире: о петербургском духе, стиле, менталитете и всем таком прочем - то есть о материях, обсуждая которые, неизбежно вторгаешься в, как выразился Томас Манн, трагически необъятную сферу банального. Люди, однако, были симпатичные, и я принялся думать на заданную тему. И вместе с тем - распутывать впечатления от случившегося накануне показа. Впечатления были сильные, но неопределенные, будто Лиля попала тебе в какую-то точку подсознания, которую ты явственно ощущаешь, а определить не можешь - как будто слышишь запах, напоминающий о чем-то памятном почти болезненно, вот только - о чем?

И телевизионщики, как добрые психоаналитики, назвали "это" словом - да, конечно, Киселенко вывела одну из пластических формул треклятого петербургского духа.

Ее показ проходил под всякие стильные (японские, кажется) песнопения, а в голове крутилась совсем другая песенка. Помните, из репертуара группы "Секрет": "Алиса умеет вязать, Алиса рисует в альбоме, Алису в гостях не застать, Алиса почти всегда дома". Произведение это замечательно, как замечательно любое произведение поп-культуры, запечатлевшее образ времени, - например, радиопередача "С добрым утром!" и голос ее ведущей Галины Новожиловой есть звуковая эссенция конца 60-х, а творчество Юрия Антонова - второй половины следующего десятилетия. "Секрет" выразил явление более локальное, более камерное: атмосферу компании подростков из интеллигентных ленинградских семей, живущих в центре, примерно в поздние 70-е - ранние 80-е. Семей, как и положено интеллигенции, слегка, отчасти или вовсе еврейских и потому не чуждых некого неявного диссидентства. А то и явного - если не сами они были отказниками, так ими были знакомые. Эти люди работали в научных институтах, большей частью гуманитарных, или занимались какими-нибудь творческими профессиями, или, во всяком случае, с представителями творческих профессий состояли в той или иной короткости знакомстве. Росли дети: по-петербургски хрупкие, по-мандельштамовски хилые, сызмала дышавшие "эфиром простуды, сулемой воспаления легких". Они ходили в английские и французские школы, учились музыке, исправно проводили воскресные утренние часы в Филармонии и Кировском театре, благодаря языкам рано узнавали про "другую жизнь" и рано же впитывали тот самый дух диссидентства (тогда даже не лишенная буржуазного оттенка богемность сама по себе уже была диссидентством). Они в двенадцать читали "Мастера и Маргариту" и Ахматову, в четырнадцать - Бродского и Набокова в ардисовском кем-то привезенном издании и благодаря этому на советские порядки смотрели как на неизбежный и даже веселый абсурд. Одна такая девочка, например, имела школьную тетрадь, на которой вывела: "Тетрадочка Аленочки Новосильцевой по всем предметикам". Но сами школы тоже не чурались либерализма, так что Аленочке ничего не было - а ведь где-нибудь на Гражданке или в Купчине в обычной крупнопанельной школе о таком и помыслить было нельзя.

Бит-квартет "Секрет" (который на три четверти состоял из той самой подросшей золотой молодежи) написал песенку, для непосвященных - всего лишь милую, хоть и несколько вычурную. На самом же деле она была дайджестом примет определенного круга людей: где Алиса умеет вязать и, надо думать, проделывает это не слишком умело, но в духе последних требований парижской моды, а Кристина празднует именины (не день рождения!), и ей дарят апельсины и розы, и еще что-то совершенно непрактичное, зато очень стильное, Сара Марабу из детской книжки вспоминается радостно, потому что стыдятся детства только те, у кого оно было скверным, а у кого счастливым √ наоборот, не рвут связь между собой "в детстве" и "сейчас", она для них живая и органичная. И т.д.

И вот теперь Киселенко выпустила на подиум эту Алису и эту Кристину, и всех их подруг. До начала показа журналисты пытали дизайнера: что, мол, означает фраза из пресс-релиза "В коллекции прочитываются мотивы городского фольклора", что такое городской фольклор? Лиля несколько путано объясняла. Но как только видишь модели - сразу ясно. При помощи современных тканей она тонко спародировала все тогдашние югославские пальто, отделанные на швах каким-то коричневым дерматином, и шубы из искусственного меха, и "заграничные" "богемные" блузки со шнуровкой. Но тут, конечно, не только пародия - Киселенко уловила скрыто страстную сексуальность чахлых петербургских девушек, их не вполне здоровый румянец, иногда разгорающийся где-то на скулах... Притом это осень-зима 2001-го, потому девушки те же, но причиной румянца вполне можно счесть не только чахотку, но и экстази.

Опять-таки умножением банальностей было бы говорить, что точнее всего изображают и выражают этот город приезжие. Лучший Петербург - у Гоголя и Достоевского. Или у Петипа. Или у Юрия Шевчука. Да что далеко ходить за примерами: вот недавно я стал свидетелем разговора одной насквозь петербургской дамы с неким литературоведом, изысканным знатоком поэзии Серебряного века: "Глядя на вашу утонченность, мерещатся несколько поколений местных предков. В вас и следа нет днепропетровских детства и юности". "Это, верно, потому, что я живу в доме Владимира Бенедиктова, и его дух каким-то образом в меня вселился", - отвечал тот.

Дизайнеры одежды неведомо почему объявили себя царями и кумирами, заморочили народу голову своими талмудическими правилами показа всяких летне-зимних коллекций - будто они не одежду шьют, а отправляют какой-то таинственный и сложный культ. На самом деле, если дизайнер - портной, то он или хорошо шьет, или плохо. А если он художник - его работа подчиняется общим законам художественного творчества. В частности, он неведомым путем выражает и то, что ему не может быть лично известно. Вот и в уроженку Калининграда Киселенко, надо думать, вселился дух этого города √ вернее, той его части, что "сделана из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлюэнцного бреда".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ксения Зорина, Театр-студия "Человек". Двадцать пять лет спустя /16.10/
Театру-студии "Человек" исполнилось 25 лет. По этому случаю был устроен фестиваль, где, кроме ныне идущих на его сцене спектаклей, показали несколько старых, знаменитых, но давно ушедших. Постарев, актеры еще больше приблизились к своим персонажам. Зал смеется там, где раньше наверняка не смеялись: то, что время стало другим, не спрячешь.
Андрей Ковалев, Страшная гадость - эта ваша заливная рыба /11.10/
Настало полное счастье - можно поехать в Питер и увидеть воочию, каков же на самом деле он, этот Андрей Вархола, этот простой славянский парень, осуществивший Великую Американскую Мечту. (отзывы)
Дмитрий Циликин, Гришковец подкрался незаметно /26.09/
Про калининградского драматурга, режиссера и актера Евгения Гришковца сказано уже много и хорошо. И все правда. Но не вся.
Юлия Яковлева, Великая немая /15.09/
В эпоху коммунальных квартир и коллективных собраний Галина Уланова подавала пример непроницаемости. Ее квартира в одной из сталинских высоток сейчас пуста. Среди планов - устроить в ней гостиницу для почетных гостей Большого театра. Общественное мнение впало в транс. Зря, по-моему. Жилище без хозяина, без лица - идеальная точка в мифе Улановой.
Михаил Фихтенгольц, Неудобная поза дирижера /12.09/
Угробить Петра Ильича - это вам не фунт изюму, хотя для Владимира Спивакова нет ничего невозможного. Шестая симфония - свидетельство о смерти. Николай Луганский подвергся насилию со стороны Российского национального оркестра. Публика - не просто дура, она большая дура.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Циликин
Дмитрий
ЦИЛИКИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru