Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20001214_muz.html

Бижутерия и высокорослые томаты
"Золотые маски" для поющих и танцующих

Вадим Журавлев

Дата публикации:  14 Декабря 2000

Начать знакомство с номинантами предстоящего национального театрального фестиваля "Золотая маска" лучше со статьи Павла Руднева. Все же фестиваль основную ставку делает на театр драматический и его главная интрига всегда упакована в вопросе: "Удастся ли победительному Марку Захарову обыграть маргиналов от театра?"

Но больше всего финансовых проблем у устроителей фестиваля - с оперой и балетом. В столицу надо привезти колоссальное количество народу: оркестры, хоры, солистов, миманс, массовку. Поэтому все последние годы жюри "Золотой маски" приходилось ездить в Петербург, чтобы увидеть номинированные спектакли Мариинского театра. Валерий Гергиев, выступив один раз на сцене неприспособленного Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, наотрез отказался выступать вне стен Большого. Владимир Васильев, возглавлявший первую сцену страны, болезненно относился к просьбам уступить свою сцену на пару дней Мариинке. Но смена власти в Большом и здесь принесла неожиданные плоды. Геннадий Рождественский с радостью готов принять театр Гергиева, который привезет в Москву по две новых балетных и оперных постановки.

Балетоманам предстоит посмотреть "Драгоценности" Джорджа Баланчина с великолепными Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой (выдвинутых и в номинации "лучшая женская роль") и "Манон" Кеннета Макмиллана (вновь Вишнева). Любителям оперы - два спектакля немецкого режиссера Йоханнеса Шаафа: моцартовский "Дон Жуан" и "предвечерье" вагнеровского "Кольца Нибелунга" - "Золото Рейна". Тем более интересно, что Гергиев с Шаафом разошлись во взглядах на работу, и дальнейшую постановку "Кольца" будут ставить без участия Шаафа, а "Золото Рейна" для полного единообразия переставят заново.

Похожая ситуация с выдвижением спектаклей, которые обречены на вымирание, произошла с балетом "Дочь фараона" в Большом театре. Геннадий Рождественский волевым решением снял его с репертуара, но по просьбе экспертного совета "Золотой маски" балетная вампука а-ля Мариус Петипа будет участвовать в конкурсном показе фестиваля.

В разделе "Современный танец" уже традиционно задают тон провинциальные труппы. Пышно расцветший по обе стороны Уральских гор contemporary dance - в своем роде культурный феномен современного театрального пейзажа. Поэтому каждый год в фестивальной афише можно встретить одни и те же имена. "Стебовый" танцтеатрик "Киплинг" (на этот раз с многообещающим спектаклем "Высокорослые томаты") и труппа Татьяны Багановой из Екатеринбурга, Театр современного танца из Челябинска и пермский "Балет Евгения Панфилова". Последний является и постановщиком спектакля "Бабы" в исполнении "Балета толстых" (но это уже в разделе "Новация").

Как уже справедливо отметил Павел Руднев, в этом году решение экспертного совета "Золотой маски" не вызвало гневных обвинений в предвзятости. Никому не было жалко нашумевшего спектакля "Война и мир" в постановке Андрея Кончаловского (Мариинский театр), который даже посетил президент России. Правда, не все заметили отсутствие в списке лучших дирижерских работ Евгения Светланова, поставившего в Большом театре "Псковитянку". Возможно, это связано с отсутствием Светланова, который, обидевшись на министра культуры, предпочитает Москве тихие озера с хорошей рыбалкой вблизи шведской столицы. "Золотой маске" помимо творческих проблем приходится ориентироваться на тех художников, которые и сами были бы не прочь посоревноваться с коллегами.