Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20001220.html

Утомленные светилами
В Москве пройдет Всемирная театральная олимпиада

Павел Руднев

Дата публикации:  20 Декабря 2000

Будущая весна грозится стать самой изнурительной за последние годы для московских театралов. 9 апреля распределят национальные театральные премии - "Золотые маски", а перед этим две недели будет идти фестиваль номинированных спектаклей. К концу апреля откроется III Всемирная театральная олимпиада, огонь которой будет гореть три месяца.

Театральное олимпийское движение зародилось в 1995 году, когда греческий режиссер Теодорос Терзопулос собрал в Дельфах театральные команды мира, посвятив первый "фестиваль доброй воли" теме "Античная драма в современном мире". Спустя четыре года движение было поддержано всемирно известным режиссером Тадаши Сузуки - вторая олимпиада проходила в японской Сидзуоке. Третья олимпиада пройдет в Москве, где, как считают организаторы, встречаются западная и восточная культуры. Символичность этой акции подтверждается и ее девизом, заимствованным у классика режиссуры Джорджо Стрелера: "Театр для людей". Столичная олимпиада совпадет с Международным театральным фестивалем имени Чехова, который уже в четвертый раз пройдет при содействии Международной конфедерации театральных союзов.

Планы конфедерации сродни олимпийским рекордам. Пока афиша не только не объявлена, но даже и не сверстана, страшно подумать о том, насколько великим и устрашающим будет "театральный десант", готовый оккупировать московские сцены. Разумеется, ожидается участие театральных светил первой величины: от одного перечисления их имен театралы готовы принять "стойку суслика".

Чеховский фестиваль готовит три спецпроекта, объединяющих усилия лидеров мировой режиссуры и российских актеров. Уже был показан публике "Борис Годунов" Деклана Доннеллана с участием Евгения Миронова и Александра Феклистова. Американец Роберт Уилсон репетирует с Аллой Демидовой гоголевские "Записки сумасшедшего", а Тадаши Сузуки намерен поставить в России "Короля Лира". На олимпиаду обещают привезти последнюю премьеру Кристиана Люпы "Братья Карамазовы" (краковский "Театр стары"), спектакли Театра-лаборатории Ежи Гротовского из Вроцлава, Вильнюсский театр Оскараса Коршуноваса с "Мастером и Маргаритой" (этот спектакль был главной сенсацией Авиньонского фестиваля минувшим летом), конный драматический театр "Зингаро" из Франции, спектакли Тревора Нанна, Кристофа Марталера, Пины Бауш, Роберта Стуруа, Люка Бонди.

В июне театральная олимпиада плавно перетечет в фестиваль уличных театров, курируемый Вячеславом Полуниным. В один из дней по всей Тверской улице пройдет настоящий бразильский карнавал, для чего из Сан-Паулу выписывают сто пятьдесят профессиональных артистов. А итальянская группа Studio Festi перенесет свое феерическое шоу с площади Святого Петра в Риме на Красную площадь. Их представление "Об ангелах и людях", по слухам, растрогало самого Римского Папу в канун милленниума.

Летающие итальянцы

Итальянская группа обладает уникальной аппаратурой, способной создавать в воздухе трехмерные голограммы, а также проецировать на фасады зданий шедевры ренессансной живописи. Уличное шоу празднично-религиозного характера происходит на земле и в небе, и исполнители из Италии будут в прямом смысле парить над Кремлем.

Уличные шествия повеселят всех, зато проект "Полифония мира" удовлетворит самых интеллектуальных зрителей и слушателей. Инициатива создания грандиозной музыкальной мистерии принадлежит композитору Александру Бакши, который много работает с режиссером Валерием Фокиным. На этот раз он предложил сотрудничество режиссеру московского ТЮЗа Каме Гинкасу и скрипачу Гидону Кремеру, известному своим увлечением нетрадиционной классикой.

В произведение включена музыка классическая и этническая, а исполнять ее будут сам Кремер, его молодежный оркестр "Кремерата Балтика", австралийский джазмен Адриан Меарс, ансамбль ударных инструментов Les percussions de Strasbourg, Аркадий Шилклопер (валторна и альпийский рог), верховный шаман Хакасии Татьяна Кобежикова, фольклорная группа индейцев русского Севера, мастер тувинского горлового пения Сергей Ондар, а также исполнители на дудуке, зурне, тибетском горне.

Музыкальный хаос, где каждому инструменту, каждому этносу дано право на собственный голос, желает представить этот разномастный состав исполнителей. Принципиален для создателей "Полифонии мира" и отказ от дирижера. Единственная скрепляющая нить - режиссура Камы Гинкаса, который обещает на этот раз быть мягким и неагрессивным, и сквозное музыкальное действие Александра Бакши. Он сочинил музыку для традиционных исполнителей (прежде всего, для "Кремерата Балтика") и отобрал самые характерные, на его взгляд, фрагменты этнической музыки.

Сюжет "Полифонии" основан на мировой мифологии: начинается "Родами Земли", проходит через миф об Орфее и Эвридике, сцену "Умирающий Гамлет", языческое камлание и завершается "Возвращением". Кама Гинкас объясняет сюжет по-своему: человек рождается и пытается обрести свой голос. Затем он понимает, что вокруг него - миллионы таких же голосов, и мучается проблемой, как не затеряться в этой "музыкальной толпе", но и не оглушить рядом стоящих.

Уже 20 января в Таллине музыканты впервые представят "Орфея", вторую часть семичастной мистерии Александра Бакши. Премьера же всей монументальной композиции пройдет в Москве 18 и 19 мая.