Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20001228.html

Селекция
Бархатная революция русского contemporary dance

Лейла Гучмазова

Дата публикации:  28 Декабря 2000

"Опять коряжистые девки будут по сцене валяться?" - примерно так реагируют на современный танец продвинутые люди. Даже односайтовый коллега, избегая тавтологии, обозвал его "авангардным балетом". Между тем в российском современном танце (или, как принято называть его на Западе, contemporary dance) уже сложилась ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят. С наглядностью детского журнала Веселые картинки этот факт продемонстрировали два фестиваля современного танца в Петербурге и в Москве.

Танцевальный Петербург - что твой Лондон. В воздухе циркулирует снобизм престижного клуба лордов (Мариинский театр) и жуткая отвязность жителей рабочих трущоб (Центр современного искусства "Другой танец"). Если они перемешиваются, получается Международный фестиваль "Экзерсис". Фестиваль знаменит тем, что все организационно-художественные вопросы на нем решают балетные "мастодонты". У них своеобразное представление о современном искусстве вообще и об уровне его развития в России в частности. Добавьте к этому необъятные питерские претензии (если не на академизм, то на хороший вкус) - вот и физиономия "Экзерсиса".

Мастер-классы, научная конференция, спектакли зарубежных и родных трупп в одном флаконе убийственно влияют друг на друга. После первого же "Русского вечера" в злато-бархатном Александринском театре приезжие педагоги, начавшие было преподавать, прервали курс и вернулись к азам. Трудно научить русских чему-нибудь, если на сцене - дамское рукоделие из того, что под руку пришлось, и героическая народная хореодрама. Во втором российском "Вечере молодых хореографов" смешали трюфели с редькой на манер строгановского повара: щепотку контактной импровизации, немного современного танца, чуток непревзойденного в своем идиотском пафосе "современного балета". Зритель я страстотерпный, но ни на чем, кроме драного трико артистов, сосредоточиться не могла.

Приехавшие в большом количестве иностранные продюсеры до сих пор понаслышке оценивали перспективность российского рынка. Видели бы вы их лица после просмотров! Для инъекции патриотизма вполне достаточно, и я пыталась объяснить им, что в России есть кое-что: "Провинциальные танцы" и Кинетический театр, "ПОВСТанцы" и Челябинский театр современного танца, фестивали в Витебске, Екатеринбурге, Ярославле. Не знаю, поверили ли.

А на научной конференции слепой (зарубежная критика) и глухой (критика отечественная) два полных дня обсуждали российский современный танец. Во время выступления наших специалистов трепетали священные стяги с фамилиями Станиславского и Улановой. Зарубежные - что-то говорили о типах мышления и способах их употребления в танце. Ощущение нереальности выступлений подчеркивал интерьер: окна чердака театра Мусоргского выходили аккурат под хвосты квадриги Аполлона, а сидели заседавшие на алых пластиковых стульях "Кока-кола".

Москва на этот раз отличилась в лучшую сторону. Живущая на выселках Школа современного танца "Вортекс", Центр современного искусства и Центр современной хореографии "Цех" объединили усилия и провели московский фестиваль современного танца "Траектория". Три вечера если не глаз, то разум и сердце пребывали в гармонии. Балетным подделкам под contemporary dance устроители сказали "но пасаран!", собрав в программу все лучшее, что есть сегодня в этом жанре в столице.

Кинетический театр Саши Пепеляева танцевал Хармса (спектакль-номинант "Золотой маски"), театр "Минима" - славную "Чунга-Чангу". Разлетевшийся по зарубежным проектам Театр Сайры Бланш продуманно импровизировал. Знаменитый отпрыск Анатолия Васильева - Геннадий Абрамов - может жить спокойно: он подтолкнул к собственному поиску хороших артистов, что составили изрядный отрезок "Траектории". Бывшие абрамовцы "Квартира #5" ловко занимались "Сутрой Камы" и бесконечно возвращали в "Начало", Вася Ющенко ("Пейзаж", ясный взгляд голубых очей, рыжая бородка), прикрыв срамное место шляпой-котелком, несуетно толковал о жизни.

"Траектория" - по существу, первый московский фестиваль современного танца без официоза и соглашательства. На пару эстрадных номеров можно прикрыть глаза: пока это выглядит не так тоскливо, как выворотные балетные ножки - и даже "выворотное" балетное мышление. Пока западная "подмога" сращивается с российским официозом, потрепанные первопроходцы наконец объединяются. Мирясь с профессиональной конкуренцией и с недостатками друг друга. Пока под барабанный спонсорский гам столица принимает фестивали зарубежного танца, наши профессионалы жанра превращаются в фантомы, уплотняя гастрольный график.