Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
"Алегрия" без манежа и аллергии
"Цирк дю Солей" и его русские артисты

Дата публикации:  22 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Это круче, чем кайф от колес". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки". Такие записи оставляют зрители в книге отзывов "Цирка дю Солей".

Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, "Алегрия", среди 50 выступающих на сцене артистов - 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм

Главный комплекс в Монреале Канадский Cirque du Soleil ("Цирк Солнца") на сегодня - самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в 280 млн. долларов, имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Амстердаме, Сингапуре и Лас-Вегасе. Более чем 2000 служащих, 500 из которых - артисты. С 1984 года, когда при поддержке властей Квебека, был основан этот цирк, его постановки увидели более 23 миллионов зрителей. В 2000 году по мотивам спектаклей был снят игровой фильм "Путешествие человека" в 3D-формате IMAX, идущий сейчас во многих странах.

В планах на ближайшее будущее - осуществление концепции "Комплексный цирк": многомиллионные инвестиции в построение сети стационарных площадок в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Гонконге, где, кроме арены для выступлений, будут размещаться рестораны, гостиницы, магазины, развлекательные центры и так далее.

История

Первое шапито Когда все только начиналось (в первой половине 80-х), несколько друзей из канадской провинции Квебек, среди которых были нынешний президент компании (в то время - глотатель огня) Ги Лалиберте и арт-директор (а тогда жонглер на ходулях) Жиль Сте-Круа, придумали свою концепцию прорыва циркового жанра в будущее. Они собрали труппу, в 1985 году разжились полосатым шапито на 800 мест, окопались у Ниагарского водопада и... крупно прогорели. Оказалось, что весь народ идет на водопад, а цирк со своим шоу - отдыхает. Сделали другую постановку, поехали по Канаде до Ванкувера - опять провал. Ошибки проанализировали и решили: эстетику волшебного зрелища должен поддерживать сильный менеджмент, а размах творческих идей - соответствовать уровню общечеловеческих ценностей.

Замысел стал принимать планетарный масштаб. Они много путешествовали по разным странам, встречались с мастерами именитых цирков, где были сильны собственные народные традиции, учились на лету, черпали опыт и вдохновение в просмотренных представлениях.

Во время одной из поездок по миру они познакомились со Славой Полуниным, лидером ленинградского клоун-мимтеатра "Лицедеи", и с их особенным стилем лирической клоунады, возникшим из сплава русского скоморошества, комедии дель арте, чаплинианы, мрачного юмора Бастера Китона и уличного театра.

В Цирке дю Солей появился отдел, занимающийся поиском интересных номеров и лучших артистов со всего мира, на которых не жалеется никаких денег. Поначалу не обошлось без обид со стороны организаций, откуда исчезали солисты. Пришлось решать проблему, строго соблюдая условия найма актеров: приглашаются только те, кто разобрались с предыдущими контрактами.

С 1992 года они параллельно с коллажем из самых удачных номеров своих предыдущих постановок начали показывать впечатляющий спектакль "Салтимбанко", сделанный уже в стиле нынешнего Цирка дю Солей. Всего было создано 12 представлений, каждое со своим "волшебным" сюжетом, цветовой гаммой, оригинальной музыкой, характерными персонажами.

В 1994 году талантливый бельгийский режиссер Франко Драгоне поставил "Алегрию", которая сразу стяжала триумфальный успех.

Почему там столько русских?

Russian bars Наиболее массовые номера в "Алегрии", полеты под куполом (9 человек) и "Russian bars" ("Подкидные шесты", 10 человек), созданы в чисто русских традициях московскими постановщиками Андреем Львом, Александром Моисеевым, Павлом Брюном.

В "Fast track" (прыжки на батутной дорожке) участвует 8 наших ребят, которые крутят самые сложные трюки. Да и кто может сравниться, например, с чемпионом мира по акробатике Евгением Ивановым, исполняющим филигранное тройное сальто? Вместе с тем, подрастает новое поколение, способное творить просто чудеса. Ну вы знаете, как русские готовят своих детей.

Наших артистов отличает еще и редкая способность к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров. Опять же богатырское здоровье, быстрая адаптивность и исполнительность.

Клоуны Кроме Славы Полунина, с Цирком в разное время заключали контракты еще четыре Лицедея, а также привлекались последователи этой эстетики. Так что клоуны там почти на 100% - русской закваски. Потому как таких персонажей просто нигде больше нет. Достояние нации стало достоянием мира, и это замечательно.

Непосредственные впечатления с попытками их осмысления

Из письма другу:

10 января 2001 года в Окленде (Новая Зеландия) состоялась местная премьера "Алегрии" в рамках двухлетнего тура по Юго-Восточной Азии и Австралии. Меня потрясло шапито на две с половиной тысячи мест, которое выглядит как белоснежный мираж с остроконечными шатрами, высотой с гору. В вынесенном вперед фойе помещается целая площадь с кафе, фуршетными залами для VIP-гостей, магазинами, где можно купить CD и видеозаписи спектаклей, разнообразные плакаты, фирменные галстуки, кружки, футболки, кепки, зонтики и т.д. Кстати, все это доступно и через он-лайновый магазин на их прогрессивном сайте. Такая приятная деталь: в красочных буклетах шоу есть фотопортреты всех создателей и участников, с указанием каждого имени, даты рождения и страны проживания (возраст представителей 13 стран - от 9 до 59 лет).

Шапито

Шоу в "Цирке дю Солей" построено по принципу оперной постановки или кино, действие не провисает ни на секунду. Нет порочной практики "тут играем, а тут реквизит монтируем". Сценография многослойна: множество персонажей одновременно обживают свои пласты пространства. Каждое из действующих лиц - фантастический характерный образ со своей историей и целью. Дух сказок Гофмана и картин Калло. Свет - разноцветный живой организм, то радостно вспыхивающий, то таинственный, то мрачно собирающийся помирать, но лукаво подмигивающий в последнюю секунду.

Интересно, что здесь нет традиционной цирковой арены, а есть полого уходящая вверх сцена с большим ромбообразным подиумом, который может выдвигать вверх круги и разъезжаться крестом, открывая батутную дорожку для акробатов.

Горбун Шоу начинается с того, что на сцену вылезает маленький чернокожий горбун в ярко-пурпурном бархатном смокинге с круглым паучьим пузиком, в жилете, унизанном крупными бриллиантами. Мимика Марселя Марсо и кривые мягкие ножки. Сказочно роскошный персонаж. (Все костюмы, созданные мастерицей Доминик Лемье, роскошные. Говорят, что наряды в стиле XVIII века и кожаные маски Старых птиц стоят порядка $10 000 USD за каждый комплект.)

Старые птицы Действие ведет горбун и стая напыщенных Старых птиц, которые чванливо выступают этакими декадентскими аристократами. Они - замаскированные униформисты, введенные в сюжет на равных с остальными участниками шоу. В постоянном антагонизме с горбуном - глава стаи, корявый и замедленный в своем блистающем наряде, с двумя пышными пучками нежных перышков над ушами. Впоследствии он неожиданно оказывается акробатом, крутящим сальто на батутном "фаст-траке". Еще на сцене живут два монгола в национально-царских одеяниях: огромный толстяк и маленький ребенок, точная копия большого. Этот малыш объявляет начало представления высоким пронзительным голосом. Время от времени по сцене проносятся эскадрильи ангелов и проплывает певица со свитой из нимф.

Fast Truck Во всех шоу цирка принципиально отсутствуют животные. Предлагаемые публике номера: синхронные трапеции, акробатика на батутных дорожках, жонглирование факелами, клоунада, гуттаперчевые девушки, силач, полеты под куполом шапито, подкидные шесты - все звучит вполне традиционно, но зато! Принцип атмосферы магического театра, в котором возможно все. Необычное и красивое хореографическое решение всех номеров и связок. Ритм, драйв в движениях персонажей такие, что дух захватывает. Иногда чудится, что из-за скорости и плотности кульбитов, траектории акробатов сливаются в единый размытый фантом. Хочется схватить соседа по ряду за лацкан и допытаться у него, как же возможно то, что они вытворяют.

Клоуны - нечто особенное. Не буффонада, скорее лирическая, философская медитация. Ни на что непохожая эстетика была изначально задана Славой Полуниным.

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер "Шторм", в котором главный герой (исп. Юрий Медведев) собирается в дорогу. Он влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, чистит его полы щеткой. Внезапно плащ оживает и отнимает у клоуна щетку. Тот обмирает в тихом ужасе, а плащ гладит его, снимает с плеча пылинки и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток, клоун вырывается, надевает дымящуюся, как труба паровоза, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, сверху вслед за ними сыпется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту начинается апокалиптический шторм. Глаза зрителям слепит прожектор, а ветряная турбина разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале - особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.

Меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости. Недаром зрители на разных языках пишут в книге отзывов: "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки"; "У моего дедушки от радости выпала челюсть, но мы ее нашли и подняли"; "Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд..."; "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Журавлев, Лунатики и "круглоголовые" /22.01/
Оперные премьеры Италии. То ли хоронить Верди, то ли поздравлять Беллини. "Ла Скала" слуха не ласкает. Владимир Спиваков в роли оперного дебютанта.
Анна Федорова, Татьяна Друбич о фильме "Москва" /18.01/
Анна Федорова, В синем небе красный шар /18.01/
"Довольно лиричный фильм и уж точно не пессимистичный. В картине нет позитива и нет системы ценностей. Но это не потому, что люди такие плохие, это мир такой - ценностная шкала важного и неважного перепутана и поломана. Это имеет отношение вообще к концу века в России в очень большой степени. Это как пейзаж, который я видел". Интервью с режиссером фильма "Москва" Александром Зельдовичем и с исполнительницей главной роли Татьяной Друбич.
Павел Руднев, Тоска по театру народов СССР /15.01/
В декабре в Москве прошел российско-турецкий фестиваль современной драмы и театра. "Велосипед Чингисхана", поставленный в театре Ермоловой, кажется забавной комедией из жизни "дуриков", уморительной историей про "чучмеков". Того ли хотели министерские чиновники, популяризирующие национальную культуру?
Михаил Фихтенгольц, Навуходоносор к юбилею /12.01/
"Набукко" в Большом. "Сегодня плачет Верди!" Вавилонские милитаристы и правоверные евреи. Межнациональный конфликт на почве бельканто.
предыдущая в начало следующая
Ирина Терентьева
Ирина
ТЕРЕНТЬЕВА
irater@yahoo.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru