Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Небо в "колесах"
"Эпоха Табакова" во МХАТе началась с наркотиков

Дата публикации:  26 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Олег Табаков, недавно назначенный главой МХАТа имени Чехова, спокойно, без громких скандалов, но методично расчищает себе дорогу. Уже переведены на контракты штатные режиссеры театра, сняты с репертуара многие мертворожденные спектакли ("Горе от ума", "Гроза", "Преступление и наказание"). Табаков спокойно следил за тем, как "доделываются" начатые при Олеге Ефремове спектакли. При этом он сдает в аренду (утверждая, что не снижает ее стоимости) площадки МХАТа под спектакли собственного театра, потихоньку вводит актеров "Табакерки" в новые и старые мхатовские спектакли, готовит свои премьеры. Самой яркой должна стать модная западная пьеса "#13" в режиссуре Владимира Машкова.

Олег Табаков

В январе во МХАТе были показаны сразу три новые работы - "Лесная песня" Леси Украинки (режиссер - Роман Козак), "Венецианский антиквар" Карло Гольдони (Николай Шейко) и "Девушки битлов", в роли драматурга здесь дебютировал знаменитый переводчик Сергей Волынец. Поставил последний спектакль ученик Табакова и частый гость "Табакерки" Александр Марин. Его работа и обозначила начало "эпохи Табакова".

Александр Марин любит фантастический реализм. Обычно первая половина всех его спектаклей - внятное и увлекательное повествование. Потом начинается нечто невероятное, необъяснимое, шумное, цветастое, бестолковое. Такими "сценическими каракулями" был им недавно поставлен "Песочный человек" в Театре Табакова, так сделана и нынешняя постановка во МХАТе.

В первой половине "Девушек битлов" еще теплится мечта: не утерять нить смысла. На телевизионное шоу (Ведущий - Игорь Угольников) приглашают писателя, скрывающегося под псевдонимом Сержант Пеппер (Игорь Золотовицкий). Он должен представить четыре "женские истории" и их героинь, которые когда-то переспали с ливерпульской четверкой. Девушки "битлов" рассказывают о том, как им удалось затащить музыкантов в постель и как из этого не вышло ровным счетом ничего. Кроме песен - Lovely Rita (Нелли Неведина), Sexy Sady (Юлия Чебакова), Lucy in the Sky with Diamonds (Полина Медведева) и Michelle (Наталья Рогожкина). Тут пытливое сознание начинает подсказывать сразу несколько вариантов продолжения истории. Но ни один потомственный ясновидящий не способен предсказать истинного развития дальнейших событий.

После очередной исповеди, от "Люси в облаках и с алмазами" (первые буквы названия песни для молодых шестидесятников однозначно складывались в аббревиатуру LSD), ведущего заставляют публично выкурить марихуану и положить под язычок стерильно белую таблетку. И жизнь тут же делается совсем иной - чистой, светлой и радостной. Ведущий становится страдающим героем собственного шоу. Начинается кабаре с элементами клоунады и КВН'а. Мишель оказывается нестареющей уже двести лет мамой Пеппера, а Секси Сэди - приемной матерью Джона Леннона. Шоу становится коллективной наркотической галлюцинацией, а позже превращается в лечебницу для умалишенных. Когда появляются люди в белых халатах в гриме Ленина, Маркса, Маяковского и Эйнштейна - становится совсем неприлично.

Ситуация изменится еще несколько раз - лечебница окажется телестудией, а телестудия - снова виртуальной грезой, затем дивным хиппи-садом в стиле Strawberry field forever и затем снова феерическим телеапофеозом. Смысла от подобных метаморфоз не прибавляется, а зрительский интерес - иссякает. Режиссер не способен поставить точку в нужном месте. От "битловской" легенды в пьесе ничего не остается - ее обирают по частям, как туристы подбирают камешки с памятников древности. Выразить это просто и внятно постановщику "Девушек битлов" было явно не по силам.

Наркотическая тема становится для современного Художественного театра поистине исповедальной. Табаков снял с репертуара все спектакли Ефремова-младшего, не оставив надежд на процветание тусовке Михаила Олеговича - Ивану Охлобыстину, Гарику Сукачеву (фразу последнего "Мы ворвались во МХАТ, как фашисты в Европу" журналисты вспоминали на премьере с особым удовольствием). Для той компании наркотики стали главной темой в творчестве ("Злодейка, или Крик дельфина" и "Максимилиан Столпник"). Но новый МХАТ снова выносит злосчастную тему на подмостки, представив с самой привлекательной стороны. Обкуренные и наевшиеся "колес" участники телешоу, они же пациенты "желтого дома" ("желтой субмарины"), в финале поют, держась за руки, гимн Джона Леннона Come together. Присоединяйся - и тоже улетишь в те самые облака с теми самыми алмазами!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
"Дирижероцентричная" Мариинка /24.01/
"Круглый стол" петербургских оперных критиков. Валерий Гергиев: гений или злодей? Трудно представить Мариинку без организационного хаоса. Гергиеву нужна критика, но только зарубежная.
Гюляра Садых-заде, Бомжи из небесного града /24.01/
"Китеж" в Мариинке. Бог троицу любит. Маленький, да удаленький. Суета и грязь оптового рынка. Зубастое чудище с глазами-фарами и копытами "Медного всадника".
Ирина Терентьева, "Алегрия" без манежа и аллергии /22.01/
"Цирк дю Солей". Полунин уехал, клоуны остались. "Это круче, чем кайф от колес". "У моего дедушки от радости выпала челюсть, но мы ее нашли и подняли."
Вадим Журавлев, Лунатики и "круглоголовые" /22.01/
Оперные премьеры Италии. То ли хоронить Верди, то ли поздравлять Беллини. "Ла Скала" слуха не ласкает. Владимир Спиваков в роли оперного дебютанта.
Анна Федорова, Татьяна Друбич о фильме "Москва" /18.01/
предыдущая в начало следующая
Павел Руднев
Павел
РУДНЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru