Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010223_baraba.html

Кино на ТВ
"А теперь не смотри"...

Екатерина Барабаш

Дата публикации:  23 Февраля 2001

Предупреждаю сразу: предстоящую неделю смело можно вычеркивать из жизни, как время, потраченное впустую, если вы решили наконец на этой неделе пополнить пробелы в своем кинообразовании. Увы. В понедельник будет один лишь хороший фильм, на РЕН-ТВ, да и тот в такое время, что хуже не придумаешь, - в 12:05. Я имею в виду картину польского режиссера-классика Ежи Кавалеровича "Загадочный пассажир". Впрочем, такое название фильму дали в нашем прокате, дабы пообещать зрителю детективный сюжет. У Кавалеровича он назывался "Поезд". Картина очень нежная и очень грустная, несмотря на присутствие действительно какого-никакого детективного начала. В поезде встречаются два человека. Завязывается знакомство, но неожиданно появляется полиция и задерживает героя по подозрению в убийстве. Но суть и прелесть фильма - вовсе не в криминальном сюжете, его, собственно, и нет. Зато есть замечательный дуэт, готовая вот-вот загореться любовь и - пронзительная тоска по этой любви, так и не состоявшейся. "Счастье было так возможно, так близко..."

На том же канале вечером, в 23:05, - еще одна интересная пара: Джулия Кристи и Дональд Сазерленд с помощью английского режиссера Николаса Роуга разыграют занятнейший мистический триллер "А теперь не смотри". Картина снята не без влияния Альфреда Хичкока, который, кстати, тоже не единожды экранизировал произведения Дафны дю Морье, мастера "оккультного саспенса". Герой фильма, Джон Бакстер, приехавший с женой после смерти сына в Венецию, обнаруживает у себя дар предвидения, однако воспользоваться им Бакстеру все как-то не удается - то не хочет, то не успевает. Фильм снят психологически очень точно, а нервнолицый интеллектуал Сазерленд великолепно играет трагическое раздвоение личности.

Один из первых фильмов Александра Митты "Гори, гори, моя звезда" (по-моему, это лучшая его работа, но как-то не избалованная ни критикой, ни зрителем, ни телевидением) во вторник в 22:00 можно не без удовольствия посмотреть по ОРТ. "Искремас" - "Искусство революции - массам" - вот такой непростой псевдоним придумал себе режиссер-самоучка (Олег Табаков), один из последних романтиков революции, подсознательно вместе со своими друзьями - такими же лукаво-бесхитростными художниками-одиночками - избегающий любого контакта с режимом. Вот и шпыняют их то красные, то белые, то зеленые. В свое время, в 1969 году, этот фильм вызвал смутный протест у киноначальства - ну не так, не так, по его мнению, показывали настоящего советского "культуртрегера". Но долгого "пыления" на полке лента избежала, хотя многие годы ее всеми силами пытались "замолчать". Жаль - фильм замечательный.

ОРТ же в этот день в 12:50 начинает показ небольшого сериала француза Анри Вернея "Майриг" о судьбе армянского мальчика, семья которого, спасаясь от преследования турок, переезжает во Францию. Надобно заметить, что Анри Верней - псевдоним Ашота Малакяна, армянского эмигранта из Турции, так что интерес к тематике неподделен и жизненно объясним. Долгие годы Вернея называли самым голливудским режиссером французского кино (теперь этот титул перешел к Люку Бессону) - очевидно, потому, что Верней, в отличие от модной уже к тому времени "новой волны", всегда делал откровенную ставку на развлекательность. В "Майриге" блеснули Клаудиа Кардинале, Омар Шариф, Натали Руссель.

В среду - полная тоска. Чем ее развеять - ума не приложу. Ну не знаю, попробуйте глянуть одним глазком французскую комедию "Асы", что на РЕН-ТВ в 12:05 и 01:10, учитывая, что в главной роли - Бурвиль.

Четверг - денек ничуть не лучше. Ну разве что совсем ночью, в 00:30, на ТВ-6 - неплохая пародия на вестерн "Сверкающие седла", снятая Мелом Бруксом, мастером этого жанра. "Сверкающие седла" - самая изысканный и смешной его фильм, про который говорили, что в нем Брукс переплюнул пародиста-интеллектуала Вуди Аллена. Посмотреть можно, но от чистого сердца и без оговорок рекомендовать не берусь.

Для тех, кто любит экскурсы в историю: в 21:00 на СТС картина 1946 года "Убийцы". По нынешним временам наивный триллер о том, как приличный человек противостоит приехавшим порешить его киллерам. Фильм примечателен, во-первых, почтенным возрастом; во-вторых, тем, что там первую свою серьезную роль сыграла Ава Гарднер. После выхода "Убийц" на экраны Америка заговорила о появлении на ее просторах нового секс-символа. Если уж заговорили об открытиях, то в этом фильме впервые появился на экране Берт Ланкастер (которому тоже вскоре предстояло на какое-то время стать секс-символом) - в роли этакого наивного киллера. Неплохая парочка. Ба, да четверг вообще, оказывается, кишит секс-символами. На ТНТ в этот день в 21:00 их объявится еще двое - Ричард Бартон и Лино Вентура - в психологическом триллере "Прикосновение медузы". Один играет сыщика, другой - писателя, обнаружившего в себе необычайную телекинетическую силу, с которой сыщик и борется. Не очень, правда, успешно. Одним словом, четверг объявляется днем секс-символов. Кино отдыхает.

В пятницу из серьезного кино - "История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж", Андрея Михалкова-Кончаловского ("Культура", 22:20), один из наиболее интересных фильмов российского кино, кастрированный и преданный анафеме советской цензурой. За то, что попытался показать человека - не крутого производственника, не знатного дояра, не честного члена правительства, а зачумленного, истерзанного тяжкой жизнью, но гордого. А потому - красивого. Да еще с непрофессиональными актерами - жителями деревни, где снимал Кончаловский (кроме трех - Ии Саввиной, Александра Сурина и Любови Соколовой). Нельзя-с. Не положено-с. Это уже с началом перестройки выяснилось, что крамолы в "Асе Клячиной..." - ноль. Ладно, давайте о веселом - весна все-таки началась. Включите СТС в 21:00 - попадете на "Семейку Адамс", комедию столь же смешную, сколь и черную, сделанную на основе знаменитого мультсериала. Желая разорить компаньона, парочка злодеев внедряют в его семью своего подельника, который выдает себя за пропавшего черт знает когда дядюшку. Но семейка - та еще. Короче, для начала весны - лучше не придумаешь.

В субботу на ОРТ в 23:30 - вполне достойный триллер "Китайский синдром" с Джейн Фонда и Джеком Леммоном в главных ролях. Тема для нас куда какая актуальная: на атомной станции произошла авария, и власти пытаются этот факт скрыть. Сделано по всем канонам американской полупсихологической драмы. Кино для всех, с хорошими и плохими, честными и врунами, любовью и ненавистью, победой и поражением. А ровно в то же время, в 23:30, на канале М1 кино не для всех - Кира Муратова, "Короткие встречи". Картина о призрачности нового и незнакомого, о бесконечном бегстве, казалось бы, к себе, на самом же деле - от себя. Но куда, к кому? Вся жизнь - это короткие встречи, непойманная любовь, недоговоренные разговоры, недопонятые чувства. И любовный треугольник, так остро сыгранный Владимиром Высоцким, Ниной Руслановой и Кирой Муратовой, так и не смог стать треугольником - все рассыпается и рассыпается на короткие встречи. Из нового - "ДМБ" Романа Качанова на РТР в 21:30, кино молодых и, очевидно, для молодых. Кроме того, что фильм совсем новый, на мой взгляд, более ничем не примечателен.

В воскресенье, как всегда, полно легкого и необязательного: "Вива, Мария!" Луи Маля (НТВ, 12:45) - о похождениях двух стриптизерш, втянутых в мексиканскую революцию 1907 года с Брижит Бардо и Жанной Моро; "Последний герой боевика" (ОРТ, 20:05) с мускулистым Шварценеггером; миленькая мелодрама "Слезы под дождем" (М1, 19:45) с Шэрон Стоун - начинается смертью матери, кончается обретением счастья... Из того, что может представлять интерес, - фильм Леоса Каракса, бывшего когда-то главной надеждой французского кино, "Пола Икс" (РЕН-ТВ, 00:05). Смутная и о-очень, быть может даже не в меру, психологическая драма о муках молодого писателя, загнавшего себя в тупик в поисках вдохновения и смысла творчества. В главной роли снялся пока малоизвестный у нас, хотя помелькавший на родине Гийом Депардье, сын Жерара Депардье (внешне - похож, но утонченный вариант). Тоже поздно, в 00:25, на ОРТ - совсем не известная в России картина Андрея Кончаловского "Стыдливые люди" - семейная драма, что-то в духе Пристли, один из заокеанских и не самых удачных опусов режиссера. Вот на этой тихой ноте, как того и заслуживает тихая неделя, и закончим.