Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010323.html

Кино на ТВ
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  23 Марта 2001

Так уж повелось, что по понедельникам телевидение дает нам отдохнуть от хорошего кино, полагая, очевидно, что впереди еще вся неделя. Но если есть время днем, то на ОРТ в 13:00 можно увидеть нечастую гостью на наших телеэкранах - великую Анну Маньяни, которую многие считают символом итальянского неореализма. В картине Лукино Висконти "Самая красивая" Маньяни выступает в роли матери, одержимой мечтой: ее дочь, конечно же, самая красивая, должна стать кинозвездой. Безусловно, и у Висконти были фильмы куда заметнее, и Маньяни во многих других картинах производила куда более сильное впечатление, но согласитесь - даже проходные работы великих художников заслуживают внимания. Вообще, наверное, подчас имеет смысл смотреть даже не очень высококлассное кино, если у режиссера хватило профессионального чутья пригласить хороших актеров. Пример - фильм Андрея Добровольского "Присутствие" на канале "Столица" в 22:25, философская притча-воспоминание с Алексеем Петренко в главной роли, который и "дотягивает" картину.

Во вторник на канале "Культура" в 22:10 - своего рода дебют, первый режиссерский опыт Пьера Паоло Пазолини "Аккатоне", драма человека дна, мелкого вора и сутенера, которому так и не удалось поменять жизнь. Фильм снят по всем канонам неореализма, но более всего (помимо, разумеется, чисто художественной ценности пазолиниевского творчества) привлекает стремление и умение режиссера окунуться в мир маргиналов, не востребованных процветающим итальянским обществом. А к Шону Пенну слава пришла в 1982 году, после комедии "Как быстро летит время в школе Ричмонт Хай" (которую раньше у нас называли как "Беспечные времена в колледже Ричмонт"). После этой картины Пенна долго воспринимали как сугубо комедийного актера (еще бы, столь блестяще сыграл вечно пьяного молодого субъекта, не желающего в жизни знать ничего, кроме виски и виндсерфинга), однако последующие его работы заставили относиться к нему как к серьезному многоплановому артисту. Комедию из жизни старшеклассников смотрите на СТС в 21:00.

Когда в 1992 году на экраны вышел фильм Павла Лунгина "Луна-парк" (РТР, 00:50), у многих он вызвал отторжение и самой постановкой проблемы, и эстетикой, в которой он снят. Стоило ли вообще снимать картину о людях, увидевших свое призвание в том, чтобы очистить общество от "нечистых" - евреев, гомосексуалистов, нуворишей? Не смахивает ли на провокацию? Хоть проблема и осталась, но сейчас "Луна-парк" смотрится без особых эмоций - слишком много написано, снято, наговорено на эту тему. Однако, тем, кто захочет вспомнить первые постперестроечные годы, может, это и будет интересно.

В среду РТР в 00:00 - очевидно, чтобы хоть как-то скрасить "популярную" бессонницу - призывает на помощь французскую комедию "Святой год". И правильно делает: парочка Жан Габен и Жан-Клод Бриали (один - старый матерый жулик, другой - его не очень удачливый коллега) не только способна скрасить бессонницу, но и удержать у телевизора тех, кто фатально хотел спать. Кстати, "Святой год" - последняя роль Жана Габена. А вот и один из первых отечественных фильмов ужасов - "Прикосновение" (М1, 22:00). Женщина душит собственного ребенка, после чего кончает с собой. Похоже, в деле замешана мистика. Впрочем, по части классических, настоящих ужасов Америку нам пока не догнать. Что-то на этой неделе у нас сплошные дебюты. Вот опять - "Море виски", первый фильм Александра Маккендрика, считающийся одной из лучших английских комедий, вообще, и одним из лучших довоенных английских фильмов, в частности. Комедию о том, как потерпел крушение корабль с 50 000 бутылок виски на борту, покажет РЕН-ТВ в 12:05 и 01:05.

Поскольку с детским кино у нас, как известно, беда, а на следующей неделе продолжаются школьные каникулы, не вижу ничего зазорного в том, чтобы порекомендовать чадам (не самым маленьким, конечно) двухсерийный фильм "Короли и капуста" в 12:55 на ОРТ - экранизацию одноименного романа О'Генри. По крайней мере, изначальный материал достойный, актеры - хорошие: Армен Джигарханян, Валентин Гафт, Кахи Кавсадзе. К тому же у телевидения есть странная привычка детские фильмы показывать ранним утром по выходным, когда нормальные дети спят. А РТР, видимо, решила временно ввести в привычку на ночь глядя баловать нас комедиями. В этот день в меню (и опять в полночь) "Тривиальное чтиво", американская пародия на самих себя - точнее, на Квентина Тарантино. Что у американцев не отнять, так это умение пародировать родное кино - вспомним хотя бы "Молчание ветчины", "Горячие головы" или "Голый пистолет". До фильма "Всадник высоких равнин" (СТС, 21:00) длинные руки пародистов еще не дотянулись, хотя классический вестерн - идеальный объект для пародии. "Всадник..." срежиссирован Клинтом Иствудом, в главной роли - он же. Маленький городок, злобный преступник, терроризирующий местных жителей, таинственный спаситель. Все как полагается. А главное кинособытие четверга - "Иваново детство" (по мотивам рассказа Владимира Богомолова "Иван") Андрея Тарковского на "Столице" в 22:25, фильм, сколь страшный, столь и бесхитростный. То ли Тарковский развенчал миф о радости победы, оставив за собой право судить о ней лишь как о величайшей трагедии, то ли это своего рода страх перед поколением, выросшим в войну, ничего, кроме войны, не знающим и ни о чем, кроме мести, не мечтающим. Впрочем, Тарковского по полочкам не разложишь. А фильм, думаю, смотреть надо обязательно.

Пятница - поверьте - день совершенно пустой, так что смотрите себе все, кроме кино. Ну разве что глубокой ночью, в 01:00, на канале "Столица" фильм с красивой женщиной - Катрин Денев - "Ветер в ночи". Несмотря на почти преклонный возраст, героиня жаждет большой и чистой любви, которой - увы - не может дать ей молодой любовник: не в состоянии он оценить ее тонкую душу! Вот вам и вся пятница.

В субботу дела пойдут получше. На М1 в 23:15 - "Папа в командировке" Эмира Кустурицы, принесший режиссеру пятнадцать лет назад Гран-при в Каннах и номинацию на "Оскар". Трагедия людей, попавших в жернова тоталитаризма в 50-е, показанная - трогательно и беспощадно - с точки зрения маленького мальчика, в глазах мирового киносообщества подтвердила неофициальный титул "режиссер XXI века", закрепившийся за Кустурицей после картины "Помнишь ли Долли Белл?" . На ТВЦ в 00:50 - тоже Югославия, но уже современная - "Перед дождем". Это три версии одной истории, случившейся во время конфликта в Югославии. Думается, в силу известных причин югославская тема еще долго будет актуальна. На ОРТ в 00:25 - один из лучших фильмов Алана Паркера "Полуночный экспресс". Название фильма на сленге заключенных означает побег из тюрьмы. Говоря "шершавым языком плаката", картина Паркера - протест против антигуманного отношения к отдельной человеческой личности. Побег героя из тюрьмы, куда он угодил за провоз наркотиков, - это не просто освобождение из стен тюрьмы, это попытка вырваться из жестокой, безжалостной машины, Системы. Сценарий, написанный Оливером Стоуном, и музыка Джорджо Мородера получили "Оскара" за 1978 год.

Воскресенье - день незатейливых комедий. На ОРТ в 20:40 - совершенно дурацкий, но местами смешной фильм "Чокнутый профессор". Смешной, во-первых, потому, что почти все герои там то и дело отправляют естественные надобности прямо за обеденным столом. А во-вторых - почти всех героев играет один Эдди Мэрфи. Это для желающих бездумно погоготать. Равно как и "Американский пирог" на РЕН-ТВ в 23:30 - о сексуально озабоченных старшеклассниках, которые весь фильм говорят только о сексе, а в перерывах самозабвенно мастурбируют. Глупо и откровенно, но моментами смешно. Напоследок - еще один дебют, первый фильм английского режиссера Джона Шлезингера "Полуночный ковбой" (1969). Изнанка красавицы-Америки, грязная и опасная обратная стороны блестящей медали, с которой сталкивается молодой герой (одна из лучших ролей Дастина Хофмана); жестокое развенчание мифа об американском благоденствии, где нет места человеку "со стороны", где гибнут даже не самые смелые мечты. Конечно, тогда американцы приняли этот фильм с большим скрипом, а Американская киноакадемия назло обывателям присудила картине два "Оскара": за режиссуру - Шлезингеру и за сценарий-адаптацию - Уолдо Солту. Вот времена-то были! Одно слово, "бурные шестидесятые"