Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010409_bara.html

Кино на ТВ: 9 - 15 апреля
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  9 Апреля 2001

Предстоящая неделя буквально под завязку заполнена отечественным кино, хорошим, не очень хорошим и просто плохим. Предлагаю сразу начать с хорошего, тем более что Страстная неделя - самое время подумать о душе. В понедельник на канале "Культура" в 12.40 - первая серия (во вторник в то же время - вторая) фильма, который в начале 60-х стал провозвестником нового, совершенно не привычного доселе кино. Речь идет о картине Марлена Хуциева "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"). В 1962 году, когда фильм вышел в свет, он получил резкую отповедь и от властей, и от немалой части критиков - казалось, место "на полке" ему обеспечено. В картине почти физически чувствуется свежий воздух, буквально слышишь, как журчат ручейки оттепели. Кому это могло понравиться в начале 60-х? Тем не менее "Застава Ильича", сюжет которой и пересказать-то почти невозможно, стала поворотом к кино, во главу угла ставящему интерес не только к человеку как таковому, но в первую очередь - к его внутренней свободе и к необходимости этой свободы.

На М1 в 18.00 - один из первых советских сериалов "Адъютант его превосходительства". Тех, кто любит повторять, что в России нет ни традиции, ни практики создания сериалов, поэтому, мол, приходится довольствоваться заокеанской продукцией, отсылаю к "Адъютанту", снятому очень качественно, с хорошими актерами и с идеальным соблюдением всех канонов детективного сериала. Из зарубежного кино есть смысл посмотреть в 22.25 на канале "Столица" "Страстную неделю" Анджея Вайды. Во время восстания в гетто в Варшаве в 1943 году молодая еврейка Ирена скрывается в доме своего друга Яна. Вроде бы гуманизм торжествует, однако, как выясняется, соседи Яна вовсе не готовы к подвигам. Узнав, что в их доме прячется еврейка, они начинают локальную, но жестокую антисемитскую кампанию. И женщина покидает дом со словами "Будьте вы все прокляты!" Конечно, в жизни всегда есть место подвигам, но это место, видимо, совсем маленькое, даже не всегда и разглядишь.

Ба, а вот еще один из дедушек русского сериала - "Операция "Трест" Сергея Колосова на ОРТ в 12.55. Это уже вторник. Я, например, этот фильм в последний раз смотрела лет двадцать пять назад. Тогда было ясно, что контрреволюционеры - мерзавцы, монархисты - подонки, а чекисты - достойные парни. Подозреваю, сейчас этот фильм смотрится несколько иначе.

На канале "Культура" в этот вечер, 22.20 - опять Пьер Паоло Пазолини, "Царь Эдип". Эту картину можно считать в какой-то мере поворотной в судьбе Пазолини, когда его интерес сосредоточивается на мифологическом, условном кино. Режиссер отказывается от прямолинейной, "классической" трактовки истории Эдипа и знаменитого "эдипова комплекса". Для него Эдип - это человек, преследуемый роком и не желающий с ним смириться. И только ослепнув, он прозревает, понимая, что нет смысла противиться тому, что заложено в самом-самом раннем детстве. Канал "Столица" в это же время - 22.25 - показывает нам, что такое есть "загадочная славянская душа". Именно так называлась повесть Эфраима Севелы, по которой он сам снял мелодраму "Благотворительный бал". Загадочный славянские души нам будут раскрывать Леонид Филатов и Кристина Орбакайте.

В среду совершенно ответственно рекомендую два фильма. Оба, на мой взгляд, более чем достойны. Разумеется, посмотреть их можно в то время, когда телевизор обычно не смотрят. "Я шагаю по Москве" ("Культура", 12.40) Георгия Данелия, думаю, в рекламе не нуждается. По моему мнению, это один из самых очаровательных фильмов советского кино - легкий, в меру инфантильный, искрящийся всеми оттенками молодости и радости. Наша заплеванная Москва, ставшая одним из главных персонажей картины, здесь удивительно чиста, прозрачна и любима. А о песенке, этаком символе беззаботного скоротечного счастья, я даже и не говорю. В 00.30, когда пора бы и в объятия Морфея пасть, не делайте этого. Потому что на РТР - еще один очаровательный фильм, "Простая история". Можно, конечно, сказать, что это самый очаровательный фильм Дэвида Линча, но, учитывая, что все его предыдущие работы отличаются сугубой брутальностью, понимаешь, что подобные эпитеты к Линчу не приклеиваются. История действительно проста и трогательна. Старик-фермер Стрэйт, почти не ходячий, узнает, что его брат, с которым много лет назад они поссорились, при смерти. Решив, что скорая смерть сводит на нет все ссоры, он отправляется на другой конец Америки - мириться. А поскольку он еще и беден, и денег на дорогу нет, Стрэйт пускается в путь то ли на газонокосилке, то ли на крохотном тракторчике - со скоростью примерно пять километров в час. Он едет, едет, едет в далекие края, встречается с разными людьми (в основном, заметьте, хорошими), попадает в мыслимые и немыслимые ситуации. Вот, собственно, и весь сюжет. Вроде типичная слезливая мелодрама, но снято на зависть профессионально, легко, остроумно, и вдруг понимаешь, что старость - это тоже отчасти счастье, потому что только в старости можешь позволить себе в одночасье простить смертельную обиду. Ричард Фарнсуорт за роль Стрэйта в прошлом году номинировался на "Оскара", а несколько месяцев назад, узнав, что у него рак, застрелился. Вот такая простая история. Кстати, с переводом фильма были проблемы. "Straight story" - это и "Простая история", и "История Стрэйта". Наши прокатчики остановились на первом.

Четверг - день пустоватый и в каком-то смысле тематический, ибо на него приходится День космонавтики, поэтому программа пестрит фильмами из жизни советских покорителей космоса - "Укрощение огня" (ТВЦ, 20.50), "Так начиналась легенда" ("Культура", 12.40), "Разбег" (ОРТ, 22.00). Все это, честно говоря, не очень интересно. Единственное, что, возможно, и стоит глянуть, так это картину известного польского режиссера Агнешки Холланд "Площадь Вашингтона" (РТР, 00.00). Холланд, много работавшая с Кшиштофом Занусси и выступавшая соавтором некоторых сценариев Анджея Вайды, довольно много переняла у своих учителей. Ее фильмы "Без наркоза", "Дантон", "Полное затмение" выдвинули ее в ряд ведущих режиссеров восточно-европейского кино. Однако в начале 90-х Холланд покинула Польшу и начала снимать фильмы, которые ее из этого ряда отодвинули. "Площадь Вашингтона", семейная мелодрама из жизни Нью-Йорка середины прошлого века о трудной любви бедного юноши и девушки из богатой семьи - как раз из тех фильмов. "Он был титулярный советник, она - генеральская дочь". Добавить что-либо трудно, кроме того, что снимаются в этом фильме хорошие актеры - Дженнифер Джейсон Ли и Альберт Финни. Дженнифер, кстати, помимо нескольких удачных ролей, известна также тем, что, несмотря на многочисленные предложения, принципиально не снимается в блокбастерах, считая это уделом несерьезных актеров.

В пятницу на НТВ в 23.10 - симпатичная польско-французская криминальная мелодрама "Охранник для дочери". Крупный мафиози нанимает своей 16-летней дочери телохранителя. Натурально, завязывается любовь, которой отец-мафиози всячески старается помешать. В главной роли - один самых известных польских актеров Богуслав Линда. В последнее время он по большей части играет гангстеров и мафиози, причем в чисто американской жесткой манере. В 23.55 на РТР - вполне новенький фильм "Правила виноделов" Лассе Хальстрема, выдвигавшийся в прошлом году на кучу "Оскаров", но получивший из них самую малость - статуэтка досталась лишь Майклу Кейну за лучшую роль второго плана. В этом году Хальстрем тоже выдвигался на "Оскара" по нескольким номинациям с фильмом "Шоколад", но на сей раз не получил вообще ничего. Что, думается, не совсем справедливо. Действие происходит в 40-е годы в сиротском приюте. Главный герой вырос в этом приюте, ни разу не покидая его. И вот наконец решается. Не сказать, что фильм смотрится на одном дыхании, на мой взгляд, он довольно скучен. Так что ж теперь - скучное кино совсем не смотреть, что ли?

Конечно, "Саламандра" на ТВЦ в час ночи куда более захватывающа - такой классический политический детектив с разоблачениями властей, предотвращением фашистского переворота, умным и порядочным сыщиком. Сыщика играет Франко Неро (настоящая фамилия которого, кстати, Спартанеро), чьи синие глаза до сих пор волнуют многих чувственных дам. Совсем ночью, в 1.25, РЕН-ТВ, наш путеводитель по истории мирового кино, показывает "Восход солнца" немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау, прославившегося в 1922 году картиной "Носферату - симфония ужаса". Поэтическая драма "Восход солнца" - один из последних фильмов Мурнау. Он был снят уже в Америке и в 1928 получил "Оскара" за художественные достоинства постановки.

Суббота примечательна прежде всего двумя фильмами Андрея Тарковского - "Ностальгия" (ТВЦ, 23.40) и "Андрей Рублев" ("Столица, 23.55). Рассказывать о работах Тарковского вот так, в двух строчках, право, рука не поднимается - несерьезно. Да и не надо. Просто смотрите. В этот день еще два заметных наших фильма - "Блокпост" Александра Рогожкина (ОРТ, 19.10) и "Сто дней после детства" Сергея Соловьева ("Культура", 22.40). Оба более чем широко известны. "Блокпост" получил массу призов на разных международных фестивалях. Сделан он предельно реалистично, хотя Чечня ни разу в картине Чечней не называется - так, условная республика Северного Кавказа. "Сто дней после детства", думается, лучшая работа Сергея Соловьева - трогательная, зыбкая история любви в пионерском лагере, ускользающая красота беспечного детства. Лирические нюансы всегда удавались Соловьеву как никому другому, и даже в неудачной, на мой взгляд, картине "Нежный возраст" (претендующей сейчас на "Нику") привлекают несколько верно взятых лирических нот.

Из зарубежного "багажа" - блистательный актерский ансамбль в фильме Джерри Закса "Комната Марвина" - Мерил Стрип, Дайана Китон, Роберт де Ниро и погревшийся в лучах ихней славы актер, мало кому тогда (1996 г.) известный - Леонардо ди Каприо. Две сестры, одна добрая и кроткая Ли, другая - эгоистичная и неуравновешенная Бесси. Первая безропотно ухаживает за больным отцом, а вторая узнает, что неизлечимо больна. Мерил Стрип, разумеется, предлагали роль Бесси, но она неожиданно уговорила продюсеров дать ей сыграть положительную героиню. Чем руководствовалась актриса, не очень понятно - характер Бесси интереснее, в нем больше открытой экспрессии, больше возможностей для актерских маневров. Если бы Стрип согласилась на эту роль, "Оскар", возможно, достался бы ей.

В воскресенье на РТР с семи вечера до часу ночи - одно сплошное "Любить по-русски" Евгения Матвеева, все три части большого любовного русского триптиха на фоне русской природы. Пенсионерам и патриотам нравится, они называют это "народным кино". Хотя что это такое, никто внятно объяснить не может. Из всей воскресной кинопродукции могу порекомендовать фильм Тима Роббинса http://us.imdb.com/Title?0150216 "Качайся, колыбель" (РЕН-ТВ, 00.45). США в период Великой Депрессии, в воздухе витают идеи фашизма и коммунизма, а артисты остаются без работы. Правительство решает создать федеральный театр. В "Колыбели", поднимающей вопрос отношений искусства с политикой, муз с государством, Тим Роббинс сколотил замечательную актерскую команду: Сьюзен Сэрэндон (куда ж он без нее - жена как-никак), Ванесса Редгрэйв, Эмили Уотсон, Джон Туртурро. А памятуя о том, что на это воскресенье выпадает православная Пасха, и вам захотелось опять задуматься о душе, посмотрите экранизацию толстовского "Воскресения" Михаила Швейцера в 22.15 на канале "Столица". Роль Дмитрия Нехлюдова все же лучше удалась Евгению Матвееву, чем роль постановщика нескончаемого лубка о борцах за справедливость и любовниках по-русски в российской глубинке.